Хухро Евгений Иванович PDF Печать E-mail
16.10.2015 11:12

ЗАОЧНАЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРИ НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

E. I. Khukhro, Physics and Mathematics School by Correspondence at the Novosibirsk State University, 1–6.

Archive of The De Morgan Journal (ISSN 2049-6559) Volume 3 (2013)

Об авторе

Евгений Хухро (г.р.1956) – русский учёный-математик. Внёс свой вклад в области теории групп и теории колец Ли. Преподавал различные курсы для студентов и аспирантов в Новосибирске, Кардиффе и Манчестере. Преподавал в Новосибирской физико-математической школе, участвовал в организации математических олимпиад в Новосибирске и на всесоюзном уровне во времена СССР.

1. Как всё начиналось

 

Сначала несколько слов о Новосибирском государственном университете. Он был основан в 1959 году, вслед за созданием Академгородка под Новосибирском. Буквально «из подручных средств» был создан целый ряд научно-исследовательских институтов Российской Академии наук (в то время Академии наук СССР). Большинство научных сотрудников этих институтов приехали из европейской части СССР, в основном из Москвы или Ленинграда. В институтах занимались преимущественно точными и естественными науками: математикой, компьютерными вычислениями, физикой, химией, генетикой. Новый университет был необходим для воспитания новых поколений исследователей, выявления талантливой молодёжи в сибирских городах и деревнях, чтобы учёные в институтах могли получить в своё распоряжение студентов, аспирантов и кандидатов наук, которые в дальнейшем пришли бы им на смену, сами став сотрудниками этих институтов. Новосибирский университет стал одним из лучших в СССР, а теперь и в России. Его особенностью является то, что большинство преподавателей работает в университете на полставки, а их основное место работы – исследовательские институты Академии наук.

Вскоре после основания Академгородка и Новосибирского университета была открыта специализированная физико-математическая школа, или ФМШ, школа-интернат, где дети 15-17 лет (старших классов средней школы) изучают математику, физику и химию по углублённой программе. Занятия по этим предметам организованы по университетской системе, профессоры читают лекции всему потоку учащихся, а практические семинары проходят в малых группах. Часто преподаватели школы одновременно являются учёными исследовательских институтов Академгородка. Цель их работы в школе – заинтересовать своих учеников наукой, подготовить их к поступлению в Новосибирский университет. В этом есть и своеобразный «социальный» фактор – одарённые дети получают больший шанс развить свои таланты, чем это было бы возможно в их родных школах в различных городах, небольших городках и удалённных деревнях Сибири. Физматшкола отбирает учащихся в ходе математических олимпиад. Первый этап олимпиад проходит на школьном уровне, после чего победители участвуют в районном этапе, а затем победители районного этапа принимают участие в областных олимпиадах. Как и в любой олимпиаде, в математической также присутствует дух соревновательности. Победители областных олимпиад участвуют в состязании на уровне всей России, где, в свою очередь, происходит отбор в состав команды, которая будет представлять Россию на Международной математической олимпиаде. Физматшкола отбирает своих будущих учеников на областном этапе олимпиады. В это время представители ФМШ проводят собеседования с учащимися. В результате этой работы около 500 учащихся получают приглашение принять участие в Летней физико-математической школе Академгородка, которая проводится в августе. Примерно половина участников летней школы в ходе дальнейшего отбора становятся учениками Физико-математической школы-интерната по одно- или двухгодичной программам.

Но чтобы стать студентом Новосибирского университета, необязательно сначала отучиться в ФМШ. Только 20 процентов студентов НГУ – выпускники ФМШ. Университеты конкурируют между собой, стремясь привлечь лучших студентов. Поэтому очень важно, чтобы слушатели Летней школы получили возможность приобщиться к удивительной атмосфере Академгородка, даже если они впоследствии и не поступят в ФМШ. Они на собственном опыте почувствуют, что значит быть в научно-исследовательском центре мирового уровня; увидят, как трудятся настоящие учёные. Слушатели Летней школы ходят на экскурсии в научно-исследовательские институты. Там они знакомятся, например, с работой управляемых компьютером электронно-позитронных ускорителей в Институте ядерной физики, слышат и видят последствия сварки взрывом в Институте гидродинамики.

Немаловажен и психологический аспект. Довольно часто школьники, увлекающиеся, например, математикой или какими-то другими науками, ощущают себя своеобразными белыми воронами среди сверстников в обычных школах, где их считают «ботаниками». Поэтому очень важно, чтобы участники Летней школы оказывались в среде себе подобной молодёжи, которой тоже интересны науки, математика, космос, исследования и так далее. Такого рода опыт может изменить мировоззрение молодого человека, повлиять на его выбор жизненных целей. Эта закономерность сохраняется, даже если учащийся Летней школы по какой-то причине не поступит в ФМШ (например, не захочет учиться в школе-интернате за много километров от дома, либо уже учится в хорошей школе в своём родном городе).

2. ЗФМШ – Заочная физико-математическая школа

ЗФМШ – это ещё одна важная часть единой системы привлечения и подготовки талантливых студентов в НГУ. Отбор в неё не очень жёсткий: любой ученик, в целом справляющийся со школьной программой, может заниматься в ЗФМШ. Но существуют вступительные тесты. В настоящее время, в дополнение к отбору с помощью олимпиад, ежегодно около 200 лучших учащихся ЗФМШ отбираются для приглашения в вышеупомянутую Летнюю школу. В меньших масштабах этот процесс начался ещё в 1980-е годы. Учитывая эти цифры, а также дополнительную информацию на сайте ЗФМШ, можно сделать вывод, что за прошедшие годы роль ЗФМШ возросла, а организация её работы улучшилась.

Я сам работал в этой заочной школе в 1973-78 годах, будучи студентом Новосибирского университета. Позднее в 1984-86 годы я продолжил эту работу, но уже в качестве заведующего её математического отделения – на полставки, а основной моей работой была ставка научного сотрудника в Институте математики СО РАН. Таким образом, я работал в ЗФМШ очень давно и возможно, не мне описывать то, как она работает в настоящее время. Но судя по вышеупомянутому сайту, сама структура заочной школы осталась неизменной. Несмотря на то, что сегодня задания могут рассылаться и приниматься по электронной почте, в основу заложено то же изучение базовых знаний математики: понимание теории, решение примеров и задач, вне зависимости от способа передачи информации. В заочной школе также были отделения, посвящённые физике и химии, позже были добавлены отделения биологии и экономики. Но я хочу уделить особое внимание отделению математики.

Работа ЗФМШ состоит в том, чтобы регулярно, четыре-пять раз в год, отправлять ученикам проверочные задания. Задания представляют собой так называемые «методички» - небольшие буклеты по 10-20 страниц на определённую тему. Буклет включает в себя теоретическую информацию, большое количество примеров и около 15-20 задач – непосредственно задание, которое ученик должен решить. Методички могут быть как оригинальными, так и составленными из материалов, взятых из популярных школьных учебников по математике. Ещё со времен СССР и до настоящего времени в России существуют замечательные издания, такие как ежемесячный журнал «Квант» или серия брошюр «Библиотека физико-математической школы», включающая такие книги, как «Функции и их графики», «Прямые и кривые», «Метод координат». Примерно месяц ученик изучал методичку, решал задания и затем отправлял их по почте (теперь можно отправлять выполненные задания и по электронной почте). Затем эту работу проверяли «учителя», или наставники. В моё время такими наставниками, как правило, были студенты или аспиранты университета. Был период времени, когда они получали плату за свою работу, позже эта оплата прекратилась. Я не знаю, как всё это устроено в настоящее время. Тем не менее, в мою пору работы в Заочной школе очень важным было то, что проверяющие не просто оценивали каждое выполненное задание, но и анализировали решения и давали полезные рекомендации. Обращалось особое внимание на то, чтобы все проверяющие «учителя» следовали этому правилу. Порой приходилось поправлять и самих «учителей» (которые 1-2 года назад и сами учились в школе), чтобы они не относились с насмешкой к «глупости» учеников и не сопровождали анализ выполненных заданий презрительными и саркастическими замечаниями, самоутверждаясь за счёт учеников… В штате Заочной школы также было четыре постоянных сотрудника, отвечавших за переписку, заказ новых методичек, решений, вступительных тестов и учёт результатов учеников ЗФМШ.

Программа заочной школы не очень отличается от обычной школьной программы. Тем не менее, она представляет собой нечто большее, чем набор простейших упражнений по алгебре и геометрии. В обычных школах, с классами по 25-30 человек, у учителя, как правило, не было времени (возможно, нет и сейчас), а иногда нет ни возможности, ни желания заниматься более одарёнными учениками. Хотя большинство тем заданий ЗФМШ также встречались в школьных учебниках, теоретический материал и задания в методичках не просто дублировали школьную программу, но способствовали пониманию математических идей, доказательств и методов решения. Для учащихся выпускных классов были приготовлены специальные задания, помогавшие подготовиться к вступительным экзаменам в университет.

Вот примеры тем из методичек 1980-х годов, которые я помню:

  • Геометрические места точек

  • Множества и действия с ними

  • Математическая индукция

  • Векторы

  • Симметрия

  • Метод координат

  • Схожесть в геометрии

  • Делимость

  • Элементы комбинаторики

  • Параллельные проекции

  • Уравнения и неравенства

  • Последовательности и пределы

  • Функции и их графики

3. Некоторые личные наблюдения.

Моё первое знакомство с ЗФМШ произошло, когда я был первокурсником механико-математического факультета НГУ. Стало известно, что школа испытывает серьёзные трудности в работе, нужно было помочь, спасать школу. Дело в том, что до того времени ещё находились какие-то, пусть и ограниченные, средства для оплаты работы «учителей», проверявших задания, присланные учащимися. Проверяли работы преимущественно студенты НГУ, это давало им возможность немного пополнить свой скромный бюджет. Когда же по неизвестной мне причине финансирование

Хухро Евгений, выпускник ММФ, 1976г. Фото с Доски почета. http://museum.nsu.ru

прекратилось, некоторые из проверяющих прекратили работать, но что удивительно, не все! Часть «учителей» осталась и продолжала работать. Но поскольку число проверявших резко сократилось, скопилось огромное количество непроверенных работ.

Когда на помощь призвали добровольцев, я стал одним из тех, кто вызвался помочь школе, ясно представляя себе важность нашей задачи – помочь школьникам, особо увлечённым математикой. Довольно часто такие ученики не имели возможности заниматься любимым предметом и развивать свои способности, так как жили в отдалённых сибирских деревнях, а иногда и учителя не соответствовали уровню их одарённости. Мы помогали Заочной школе с энтузиазмом, гордясь своим участием в этой важной, хоть и бесплатной работе. Однако, кто-то может возразить и указать на то, что такая своеобразная эксплуатация нашего энтузиазма просто помогла закрыть прорехи в несовершенной системе образования того времени. В действительности, эта работа в ЗФМШ также «засчитывалась» студентам как «общественная нагрузка», которая была в какой-то мере обязательной для всех комсомольцев (99% молодёжи СССР были членами комсомола - коммунистического союза молодёжи). Для многих из нас такая общественная нагрузка была значительно более привлекательной и приносящей большее удовлетворение, чем многие другие официальные дела, которыми занимался комсомол.

Так или иначе, у меня остались приятные воспоминания об этой работе в ЗФМШ в годы моего студенчества. Мы с друзьями принимали в ней самое активное участие, привлекая новых помощников-студентов как с нашего курса, так и моложе нас. Некоторые из нас возглавили команды, состоявшие из 5-7 «учителей». Позже некоторые из членов таких команд уже сами становились их лидерами, и так далее.

По окончании НГУ я на некоторое время стал заведующим математическим отделением ЗФМШ. В мои обязанности входило составление учебной программы и в некотором смысле привлечение к работе новых проверяющих – «учителей». В то время последнее было слабым звеном во всей цепочке деятельности ЗФМШ. Порой студенты-проверяющие недостаточно ответственно относились к своим обязанностям, и в результате опять неделями копились десятки непроверенных присланных заданий. Однако трудно обвинять в этом студентов-учителей, ведь они могли быть заняты собственной учёбой. По моему мнению, более разумно считать проверку заданий не общественной нагрузкой, а настоящей работой, которая должна оплачиваться, и тогда можно будет ожидать большей ответственности от проверяющих. Не забывайте, что я пишу о том, как ЗФМШ работала в 1970-90-х годах. Я не знаю, как она работает сегодня. На самом деле, проверив информацию на её сайте http://zfmsh.nsu.ru/ , я заметил, что, по-видимому, в настоящее время работа ЗФМШ организована значительно лучше: значительно большее количество математиков, физиков, химиков и других специалистов, преимущественно выпускников университета, принимает участие в этой сложной работе, требующей преданности и понимания её сложной программы.

 

© 2011 Заочная Школа СУНЦ НГУ. Все права защищены.