ФМШ появилась на волне общего подъема
45 лет прошло с момента создания Новосибирской физико-математической школы при НГУ. Самые талантливые ребята со всей Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии, пройдя строгий отбор через сеть олимпиад и Летнюю школу, достигали заветной цели - ФМШ, которая приоткрывала дверь в Науку. Треть научных сотрудников Новосибирского научного центра, а также костяк других научных центров Сибири составляют выпускники ФМШ и НГУ.
В новосибирском Академгородке полвека назад многое было впервые, в том числе и ФМШ. Создавались учебные курсы и программы, зарождались традиции, многие из которых живы и по сей день. Первые преподаватели и воспитатели были молодыми, как и их воспитанники, людьми неординарными и энтузиастами. Сама атмосфера, царившая в Академгородке, располагала к творчеству.
О первых годах ФМШ рассказывают первые преподаватели школы: М.П. Херуимова, В.А. Старков, Е.Д. Соболева.
Екатерина Дмитриевна Соболева, преподаватель истории, впоследствии — старший воспитатель:
— Для открытия ФМШ и набора штата сотрудников был создан ученый совет, куда входили В.В. Воеводский, Г.И. Будкер, Д.Н. Ширков, А.А. Ляпунов и душа и сердце школы — М.А. Лаврентьев. Вначале принимали только партийных, через партком, а затем направляли их на ученый совет, где они проходили серьезные экзамены и собеседование. Затем из ученого совета выделилисьруководители методобъединений: Будкер руководил физиками, Соболев — математиками, Воеводский — химиками. Первый набор — 4 класса, два девятых и два десятых. Жили сначала на Цветном проезде, 46, потом на Детском проезде, 9. Осенью 1963 года переехали в микрорайон «Щ». Бытовые условия были очень плохие, не было мебели, приборов. Завхозу приходилось ездить по институтам и учреждениям — выпрашивать все необходимое. Каждый давал, что мог — стулья, столы, кровати... Немного мебели выделил ГорОНО. Сантехника была в плохом состоянии. Тогда бросили клич: «Свистать всех наверх!!!» Ребята решили сделать все своими руками, чтобы можно было нормально жить. Сотрудники тоже помогали обустраивать быт. Приносили из дому кто что мог...
В те времена трудно было с одеждой, поэтому в школе был девиз: «Поносил — передай другому!». М.А. Лаврентьев отдал распоряжение, чтобы для каждого ученика сшили индивидуально костюм, чтобы дети не ходили в школьной форме. Но успели сшить только половину, как прошел слух, что в школу заедет английская королева. Начали искать выход. Что делать? И придумали: школьников, у которых не было костюмов, отправили в театр, а те, кто имели костюмы, остались ждать гостью. По каким-то причинам королева не приехала, зря переполошились. Первые фымышата не сильно обращали внимание на быт, уж очень они были увлечены наукой и восхищались преподавателями, среди которых были не только директора институтов, но и научная молодежь. Для них они были кумирами.
А какой был хороший комитет комсомола, секретарем которого был Володя Харитонов. Сейчас он преподает физику и астрономию в ФМШ. Заседали, спорили, выпускали газеты, проводили интересные вечера, иногда засиживались до глубокой ночи или даже до утра. Жили мы тогда все дружно, весело, как единая семья. Сотрудники для создания уюта приносили из дома горшки с комнатными цветами, а одна из девочек — Наташа Усова, разрисовывала эти горшки и нарисовала на одном из них мышонка среди цветов. Ребята назвали его фымышонком, с того момента ФМШата начали и себя так называть.
В июле 1964 года выпускались 10-е классы, а 9-е тоже захотели попробовать сдать экзамены. В результате выпустилось четыре класса. Все поступили в НГУ. Ученики тех лет — Саша Гайнер, Шмерлинг Игорь, Галя Завьялова, Борисова, Наташа Усова... С некоторыми из них до сих пор сохранились теплые, дружеские отношения.
Когда подошло время выпускного вечера, всем очень хотелось красиво выглядеть. Многие девочки умели шить, но машинки не было. Тогда я предложила свою швейную машинку. И заспорилась работа — кто строчил, кто шил, кто кроил... И на выпускной бал все девочки пришли в блистательных нарядах. Также сделали газету к выпускному «До свидания, мальчики». После выпускного ребята собрались на пляж и взяли машинку с собой, чтобы занести ее на обратном пути. Проходит дня два-три, я спрашиваю, где же швейная машинка? Оказывается, они ее забыли на пляже. Прибежали а, машинка стоит там, где ее оставили!
Владислав Александрович Старков— один из старейших преподавателей, работающий со дня основания школы (лето 1962 г.). Автор значка ФМШ. Его пригласили в ФМШ в качестве физрука, но на первых порах поручили быть ответственным за питание учеников. Вот как вспоминает Владислав Александрович об этом:
— Постановления правительства о создании ФМШ еще не было, а ребята — ЛШ-62 г. - уже были. И их надо было кормить. Так директор школы привел сто человек в столовую «Под интегралом» и попросил их покормить, а так как никаких документов не было, он сказал: «У меня документов нет, но я могу принести записку от М.А. Лаврентьева». И их накормили не только в этот раз, но и продолжали кормить все лето.
Когда вышло постановление об открытии школы стали набирать штат. В основном этим занимался на общественных началах Иван Афанасьевич Молетотов. Особенно много усилий для открытия школы приложили А.А. Ляпунов, Г.И. Будкер, С.Л. Соболев и, конечно, М.А. Лаврентьев. У А.А. Ляпунова двери коттеджа были открыты и днем и ночью. Часто собирались у него дома, т.к. отдельного здания школы еще не было. Разрабатывали программы по всем предметам, руководители, в том числе и по литературе. ФМШ была их детищем. Они проверяли так же, как проходят занятия, смотрели за тем, чтобы ребята не оказались перегруженными.
А однажды, — вспоминает Владислав Александрович, — А.А. Ляпунов обратил внимание на множество спортивных объявлений и спросил: «Это школа — спортивная или математическая?», с тех пор школу стали называть физико-математической со спортивным уклоном. Он также высказал пожелание, чтобы сотрудники тоже занялись спортом.
Ученики были очень одаренными, любознательными — проявляли разносторонний интерес ко всему, много занимались спортом: и легкой атлетикой, и волейболом, и футболом, баскетболом, лыжами и т.д., и, отличаясь целеустремленностью, достигали хороших результатов. За спортивную работу ФМШ не раз награждали. И даже наградили кубком за третье место по России, он сейчас находится в городском музее.
А какие интересные ребята были... — вспоминает Старков. - Так, например, Жерлов Саша — звезда ФМШ, о нем писали во всех газетах, как местных, так и центральных. Или Мясников Сергей: ему не удалось поступить в ФМШ с первого раза. На второй год он поступил, потом закончил НГУ и, учась в аспирантуре, защитил докторскую диссертацию. Куда бы потом не забросила их судьба, они использовали любую возможность, чтобы навестить свою альма-матер.
Мария Петровна Херуимова — преподаватель английского языка, работает со дня основания школы по сей день.
— Первая Летняя школа в Академгородке проходила с 1 июля по 24 августа 1962 года. Ну вот, она закончилась, а постановления правительства об открытии ФМШ все не было. Михаил Алексеевич Лаврентьев вылетел в Москву «пробивать» это решение, а оргкомитет во главе с А.А. Ляпуновым обсуждал вопрос, что делать с принятыми учениками. Алексей Андреевич убеждал всех, что официальное разрешение — это вопрос нескольких дней и предлагал разобрать пока учащихся по своим коттеджам и квартирам. Но по приезде из Москвы М.А. Лаврентьева решили все-таки отправить детей по домам - повидаться с родителями, рассказать о ФМШ, собрать осенне-зимние вещи, в общем, расставались с ребятами на несколько дней, а получилось надолго. Только в январе 1963 года состоялось открытие школы.
Первое время учились и жили в разных местах: вначале на Цветном проезде в новом доме, во дворе которого был большой круглый бассейн. Возле этого бассейна М.А. Лаврентьев проводил защиту фантастических проектов. А учились сначала в НГУ, а потом в гимназии № 3 (бывшая школа № 25), питались в столовой «Под интегралом». Затем переехали в дом на Детском проезде, где на первом этаже жили воспитатели, преподаватели и весь персонал, а ученики занимали остальные этажи.
Вначале было 4 класса — два девятых и два десятых и 4 воспитателя: Херуимова М.П., Соболева Е.Д., Борисова Н.С., Старков В.А. Первые преподаватели: Сазоненко Р.С. - математик, завуч по учебно-воспитательной работе, Торопова Г.В. — математик, Гинзбург Илья и Соколовский — физики, Юферова ГА. — литератор, Кириленко ГА. — английский язык, Берман Даниил и Сапожникова — биологи. Директором был назначен на общественных началах Семиряко Петр Григорьевич. Это было его партийным поручением. Лекции читали Ляпунов А.А., Соболев С.Л. — директор Института математики, Будкер Г.И. — директор Института ядерной физики, А.Г. Аганбегян — директор Института экономики, и, конечно же, М.А. Лаврентьев.
Очень много интересных людей посещали школу. Зачастую ребята, узнав о приезде в Новосибирск или Академгородок интересных людей, самостоятельно приглашали их в школу. Умели вести диалог с любыми специалистами, учеными и разговаривали с ними на равных. Посетил школу президент Академии наук СССР Мстислав Всеволодович Келдыш с ведущими учеными. Ученые изумлялись эрудиции учеников в различных областях науки, кстати, в области космоса. Приезжали в школу многие, начиная от глав правительств до индийских йогов, не говоря уже о гостях из разных концов нашей страны.
В те далекие 1962—1964 годы, пока школа создавалась и становилась на ноги, Михаил Алексеевич лично принимал участие почти во всех заседаниях ученого совета, особенно, когда нужно было принимать решение по какому-нибудь важному вопросу.
Первая школа была самой трудной для воспитателей — ведь тогда был один воспитатель во всех «лицах» — и дневной, и ночной. Работали без выходных — 54 дня. Все это компенсировалось атмосферой общего подъема, заинтересованности (от возможностей науки захватывало дух) и, в конечном счете, верою в то, что творческие планы и мечты воплотятся в жизнь.
Среди первых ста выпускников школы — В.Г. Харитонов, Ю.В. Михеев, A.M. Трубачев, В.В. Пархомчук, В.Ф. Дмитриев, Вячеслав Давыдов и др. Все ученики были настолько увлечены, что приходилось их просто «отрывать» от учебы, чтобы они немного отдохнули. В школу приходили А.А. Ляпунов, Г.И. Будкер, водили ребят на пляж, по дороге спорили, доказывая истину того или иного вопроса. На спецкурсы ученики ходили к Ляпунову домой.
Но, несмотря на приоритет науки, большое внимание в школе уделялось общему развитию учащихся, например, художественная самодеятельность была на высоком уровне. Тут тоже не остались в стороне наставники. Так, в школу приходил доктор наук, контр-адмирал Георгий Мигиренко. Мало того, что он общался с ребятами, он прекрасно пел, участвовал в концертах. А какие остроумные, оригинальные стенгазеты выпускал А. Трубачев!
В. Харитонов возглавлял комсомольскую организацию школы, был настоящим лидером. Он не только помогал организовывать художественную самодеятельность, но и сам принимал в ней активное участие. Например, запомнилось, как он читал отрывок из пьесы Г. Ибсена «Пер Гюнт», «Корзина с еловыми шишками», под музыку Грига, кто-то из девочек аккомпанировал ему на пианино, а все ребята, как завороженные, слушали. Часто проходили танцевальные вечера. А те, кто предпочитал в это время решать задачи, потом самостоятельно разучивали вальс, т.к. на выпускном вечере считалось позором не уметь танцевать. Ребята с удовольствием занимались в драмкружке под руководством И.Я. Гуниной, первым был поставлен отрывок из пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта».
Вспоминается еще, как летом 1963 г. Институт геологии обратился с просьбой выделить четырех ребят с руководителем для спелеологической экспедиции в Горный Алтай. Желающие появились быстро (руководителем поехала М.П. Херуимова. — Ред.) В состав экспедиции входили научные работники института, также была приглашена научная сотрудница из Томска. Добирались до места машиной, путь оказался долгим, не успешно добрались, разбили лагерь — три палатки, спали на овечьей кошме. На костре готовили еду по очереди. С местными жителями договаривались о бане. Позавтракав, первопроходцы одевались в спецодежду и отправлялись в горы. К пещере можно было добраться только ползком, потом спускали лесенку, чтобы непосредственно попасть в пещеру: и перед нами открывалась необычайная красота! Здесь нам надо было отобрать образцы минералов (сталактиты), которые потом мы привезли в Академгородок и сдали в Институт геологии. Экспедиция длилась около месяца. Вернулись к началу учебного года — уставшие, но довольные и счастливые.
Летом 1963 года ФМШ переехала е микрорайон «Щ», в здание, где сейчас находится военный институт. Увеличился набор фымышат, а, следовательно, и штат школы тоже. Пришли новые преподаватели: биолог Елена Алексеевна (дочь Ляпунова) и Николай Воронины, Т.С. Кабукина — преподаватель немецкого языка и воспитатель, А.Л. Авершин, В.А. Белов — преподаватели физкультуры, В.Ф. Дубровина, ГС. Желобова — преподаватели английского языка, И.Я. Гунина, Н.М. Неденина, ГА. Алексеенко — преподаватели литературы и многие другие. Работал коллектив творчески, с огоньком, с любовью к детям, которые, окончив школу, через всю жизнь пронесли почет и уважение как друг к другу (фымышатское братство), так и к преподавателям и воспитателям.
Когда, наконец, было построено здание и ФМШ переехала на улицу Пирогова, Тамарой Семеновной Беляевой (женой ректора НГУ Спартака Беляева) был создан музей минералов. Очень большие коллекции подарили ФМШ Ляпунов А.А., Могилевский М.А. (бывший директор школы), некоторые камни презентовал А.П. Окладников — директор Института археологии. Позже музей минералов превратился в музей ФМШ.
Наука в Сибири №5 2008