Первая Всесибирская олимпиада
В сибирских городах проходит заочный тур I Всесибирской физико-математической олимпиады, Проводимой Сибирским отделением Академии наук СССР. В редакцию «Молодости Сибири» поступило много писем с просьбой рассказать о характере олимпиады, о ее целях и условиях. Корреспондент газеты обратился с несколькими вопросами к одному из организаторов олимпиады, члену-корреспонденту АН СССР, директору института ядерной физики АНДРЕЮ МИХАИЛОВИЧУ БУДКЕРУ.
1. Чём вызвано и какую цель преследует проведение олимпиады?..
Ответ:
Организация и проведение Всесибирской физико-математической олимпиады — это начало большой работы, которую намерены провести сибирские ученые для улучшения прподавання физики и математики в школах, для повышения интереса к этим предметам у молодежи, для подъема общей физико-математической культуры и. наконец, с целью отбора наиболее талантливых молодых людей для работы в институтах Сибири.
Это — тезисно, а теперь несколько поподробнее. В настоящее время проблема преподавания физики и математики школьникам стоит очень остро как во всем мире, так и в нашей стране, приобретает, в частности, особую остроту здесь, в сибирских школах. Бурное развитие этих наук — и особенно — физики –за последнее десятилетие, постоянно нарастающий поток знаний, без которого невозможен будущий исследователь, требуют резкого изменения всей системы преподавания этих наук в школе. Однако, как известно, резкое изменение системы преподавания в школах вообще довольно сложное дело — из-за инерционности всего огромного аппарата: тысячные армии учителей, необходимость создания миллионов новых учебников, реорганизация кабинетов и т.д., и т.д. Сложность этой перестройки станет особенно понятной, если учесть, еще и то, что само стремительное развитие науки косвенно Мешает развитию процесса обучения — квалифицированные, способные кадры физиков и математиков, выпуски ведущих университетов и специальных вузов страны почти полностью уходят в науку и промышленность. Резко уменьшается приток наиболее подготовленных людей в школы — и это, конечно же, ухудшает качество преподавания, не способствует повышению интереса среди школьников к физике и математике.
С другой стороны, именно сейчас, сегодня, как никогда раньше, возрастают требования науки к Школьному преподаванию, ибо способность к ломке привычных представлений — процесс, весьма характерный для современной науки, глубокое и творческое освоение всех получаемых наукой данных, непреодолимая тенденция к отысканию самостоятельного, непроторенного пути — вот те качества, которые потенциально должны быть заложены в будущем ученом еще в классе.
И, разумеется, без помощи научных работников и учёных высшей квалификации едва ли возможна такая перестройка, едва ли она по силам только учителям, которые и сами не всегда успевают следить за достижениями современной науки.
С целью привлечения сибирских ученых к воспитанию и обучению школьников на уровне тех требований, которые предъявляет сегодня наука, президиум нашего отделения Академии проводит целый ряд мероприятий. И уже сегодня от первых опытов по, совместной научной и преподавательской деятельности мы имеем очень неплохие результаты.
«Связать» же, что ли, науку непосредственно со школьниками — дело значительно более сложное. Мы могли бы, конечно, организовать одну-две специальные школы под «покровительством» СО АН и вести в них преподавание самым желательным для нас образом. Но вряд ли подобный эксперимент был бы очень эффективен, и полезен — хотя бы даже по причине .ограниченной базы отбора учащихся, заключенной одним-двумя районами города.
Наша задача – выявить наиболее способную, талантливую молодежь всей Сибири, узнать все, достойное внимания, познакомиться близко с теми, чье дарование и способности как нельзя более нуждаются в помощи ученых. Кто в будущем сможет и захочет заниматься наукой. Говоря иными словами, наша первая задача — создать актив среди молодежи, обращенной своими данными к физике и математике. С этой целью и проводится юношеская физико-математическая олимпиада.
2. Каковы условия и порядок проведения её?
Ответ:
Олимпиада проходит в три тура. Первый тур — заочный, проводимый по всем школам Сибири, сейчас в разгаре. В заочном туре участвуют учащиеся средних школ, школ рабочей молодежи и молодежь, имеющая среднее образование. Условия задач I тура были опубликованы в специальном плакате, разосланном во все Школы. После рассмотрения решений участников первого тура начнется второй — очный, — на который будут приглашены победители заочного тура. Его предполагается провести во всех областных, краевых и республиканских Центрах Сибири в. конце текущего учебного года. Приглашение на второй тур производит жюри олимпиады в зависимости от сложности решенных задач и оригинальности предложенных методой решений; Количество решенных задач не является главным фактором при отборе на второй тур. Во втором туре, который пройдет в присутствии наших представителей будут предложены задачи той же трудности, что и в заочном туре Победители второго тура приглашаются в двухмесячную летнюю школу лагерного типа в Академгородке (под Новосибирском) на 3 тур.
3. Кто же, какие силы Сибирского отделения занимаются олимпиадой?
Ответ:
При СО АН создана специальная комиссия по Школьному физико-математическому образованию. В комиссию входят член-корреспондент Ширков, профессор Ляпунов и другие видные ученые нашего отделения, Активное участие в осуществлении этих мероприятий принимают академики Соболев, Лаврентьев, Векуа.
И все-таки главная действующая сила олимпиады — сотни молодых ученых и студентов старших курсов университета. Для того, чтобы разобраться в тысячах ответов, которые, мы предполагаем получить в адрес жюри олимпиады, не хватило бы даже месячной круглосуточной работы всех членов жюри.
Молодые ученые сумеют увидеть в решениях задач не только правильность или неправильность ответа, но и степень дарования автора решения, его способности, склонности, талант. Ведь наша задача — отобрать способную, интересующуюся молодежь независимо от степени ее подготовленности, ибо не секрет, что качество преподавания в школах Сибири очень не одинаково, разбросано и неровно. Молодые ученые разъедутся по всем областям Сибири для того, чтобы на местах отобрать 300— 400 юношей и девушек для участия в. третьем туре олимпиады и для летнего отдыха в лагере Академии. И еще раз повторяю: главным принципом отбора будут природные данные и способности, но никак не степень подготовленности участников олимпиады. Это, естественно, требует от тех, кто проводит олимпиаду, особого внимания, педагогического таланта и любви к человеку.
И хотя у молодых ученых, может быть, и не хватает педагогического опыта, у них очень много веры в жизнь, веры в человека, много страстного стремления к отысканию себе подобных, неистовых исследователей, смелых интеллектов, одержимых наукой людей. И там, где им не хватит опыта, я уверен, им помогут разум и сердце.
4. Как вы предполагаете, какими будут результаты этого первого, очень большого и очень интересного опыта?
Ответ:
Как писал недавно в «Правде» Михаил Алексеевич Лаврентьев, мы отдаём себе отчет, что в первом, опыте не всё будет гладко. Но уже сама поездка наших молодых ученых по городам Сибири и Дальнего Востока, прямой контакт с учителями и молодежью принесут огромную пользу в деле подготовки молодой научной смены.
В связи с этим вопросом мне хотелось бы поподробнее остановиться на третьем туре олимпиады. В живописном сосновом лесу на берегу Обского моря, где будет расположен летний лагерь олимпиады, предполагаются не только купания и туризм. Здесь, в лагере, ведущими учеными ребятам будут прочитаны лекции по физике и математике, они будут участвовать в разнообразных конкурсах, познакомятся со всеми институтами, с работой некоторых лабораторий.
Когда мы получим довольно яркое и точное представление о состоянии, что ли, потенциальных физико-математических возможностей будущей научной Сибири, встанет вопрос о создании специальной школы-интерната. И ее строительство, предположительно, должно быть закончено к началу будущего учебного года. В школе будут учиться не только физики и математики. Проводя физико-математическую олимпиаду, мы исходили из того, что все современные науки — и химия, скажем, и биология, например – немыслимы без знания этих дисциплин.
С другой стороны, именно характер этих наук дает возможность четкого отбора наиболее способных людей.
О других и дальнейших мероприятиях нашего научного отделения по улучшению школьного преподавания, по укреплению связи науки со школой можно будет рассказывать после окончания олимпиады, которая, несмотря на все трудности первого опыта, как мы надеемся, пройдет успешно и даст очень много хорошего делу воспитания научной молодёжи — завтрашнего дня нашей науки.
Молодость Сибири № 44-45, 13.04.196