Эхо олимпиады

(К открытию Сибирского научного центра)

Два месяца назад в Академгородке проходил заключительный, третий тур Всесибирской физико-математической олимпиады. Были лекции и беседы, были знаменитые встречи у фонтана. Наиболее одаренные старшеклассники сибирских школ - городских и сельских — слушали ведущих ученых Сибирского отделения, знакомились с началами большой науки.

А потом наступил момент прощания, время разлук. Питомцы олимпиады с сожалением покидали уютный город на берегу Обского моря.

Олимпиада окончилась, но эхо её не затихло. Наоборот, оно звучит все громче, вызывая отзвук в самых разных концах страны и за рубежом. Его волны катятся к Академгородку и, разбившись о пороги кабинетов и квартир, ложатся на письменные столы руководителей олимпиады грудой писем и телеграмм, потоками официальных, полуофициальных и неофициальных сообщений, просьб, докладов и ходатайств.

Давайте отправимся в путешествие по волнам этого моря, заглянем в страницы писем. Мы это сделаем вместе с сотрудницей Новосибирского государственного университета Риммой Семеновной Сазоненко (она - на снимке). Она имеет самое непосредственное отношение к олимпиаде. Сазоненко была воспитательницей в интернате, в котором жили гости городка.

Сейчас Римма Семеновна занята очень серьезной и объемной работой. Она изучает приходящую почту, сортирует ее, готовит ответы.

— Всю почту можно разделить на несколько групп — говорит Сазоненко — Это, во-первых, письма от бывших участников олимпиады; во-вторых, послания старшеклассников разных школ, увлекающихся математикой или физикой; в-третьих, просьбы родителей и дирекций школ о зачислении способных юношей и девушек в физико - математическое училище; в-четвертых, письма, относящиеся не столько к прошедшей олимпиаде, сколько к начинаниям сибиряков в деле изменения школьных программ, в-пятых, письма из-за рубежа...

Начнем с писем лауреатов олимпиады. Их особенно много.

Горноалтайцы: Максимов и Неханевич обращаются прямо к одному из молодых сотрудников Института математики Андрею Александровичу Берсу, бывшему у них преподавателем. Они пишут:

«У себя в школе мы рассказали о летнем сборе. Рассказали, о чем нам читали лекции. Но подробно рассказать содержание таких лекций, как «Введение в теорию относительности», «Теория электромагнитного поля», «Уравнение Максвелла» и «Алгебра логики», не можем. Поэтому просим оказать нам помощь. Кроме того, сообщите, пожалуйста, как обстоит дело с открытием физико–математического училища».

Москвич Борис Дубинский тоже интересуется сроками открытия училища. Он готов даже сдать экзамены на аттестат зрелости досрочно, экстерном, только бы пораньше приехать в Новосибирск и начать учебу в училище.

Два письма от иркутянки Эллы Дашевской. Элла была летом в Академгородке, показала неплохие знания, была отмечена, как способная. Она хочет стать курсанткой училища. А ее родители не решаются отпустить девушку в такой далекий путь.

В первом, очень взволнованном письме на имя Алексея Андреевича Ляпунова, Дашевская пишет о том, что для нее училище — заветная мечта. И рядом второе письмо, уже спокойное и радостное. Известному ученому не пришлось вмешиваться в судьбу Дашевской. Родители, поразмыслив, отпустили ее.

Десятиклассник из украинского городка Тульчина Сергей Колодяжный, как он говорит в своем послании на имя ректора НГУ, никогда не был в Новосибирске. Но недавно он прочел в газете «Известия», что при НГУ открывается физико-математическое училище. Он не вундеркинд, но очень хотел бы попытать свои силы на экзаменах. Сергей - человек серьезный и основательный. Поездка в Сибирь — не прогулка, пишет он. Поэтому нельзя ли вначале проэкзаменовать его заочно, по почте?

Киевлянин Сергей Герцман просит прислать задачи, которые были предложены участникам олимпиады. С такой же просьбой обращаются к академику С. Л. Соболеву восьмиклассница из Караганды Рита Рудая, школьники из Баку Марк Левит и Исай Басович. Наташа Герасимова с Урала. Ленинградца Александра Карклина, отличника из нахимовского училища, интересует: нельзя ли поступить в училище заочно?

Вся страна знает о том внимании, которое уделяют ученые-сибиряки проблеме подготовки кадров, как заботятся они об упорядочении преподавания в школе, об отыскании талантливой молодежи. Их инициатива находит широкий отклик.

Директор Тбилисского математического института имени А. М. Размадзе академик Н. Myсхелишвили специально командировал в Новосибирск сотрудника института дли ознакомления с опытом организации физико-математической школы. Доцент кафедры статистики одного из ленинградских вузов М. Юзбашев прислал свои соображения по поводу проекта новых школьных программ, разрабатываемого в сибирском городке науки.

Директора ташкентской школы №110 и московской школы №52 согласны принять участие в опробировании проектов новых программ, просят посоветовать им, как наладить работу, как выявить способных математиков и физиков.

Работа по изменению школьных программ начата своевременно. Авторы сотен писем подчеркивают в этом смысле значение работы ученых. Мнение учителей довольно точно выразили муж и жена Зденка и Алеш Полаковы из чехословацкого города Тоужима. Их письмом мы и закончим наше путешествие по страницам почты Института математики. Вот что пишут чехи:

«Дорогой товарищ академик Соболев! Мы — чешские учителя. Мы с большим интересом прочитали Вашу статью «Учить мыслить» в «Литературной газете». Мы часто думаем о том, как лучше подготовить ребят к работе и жизни. Нас очень интересует то, что Вы пишете о математической олимпиаде, именно о характере задач. Мы бы хотели задать их нашим ученикам. У нас также есть математические олимпиады. Если вам интересно, мы пришлем наши задачи. Мы внимательно следим за всем, что делается интересного в Сибирском отделении Академии наук СССР, и желаем Вам лично и Вашим сотрудникам много успехов».

Таково эхо, рожденное Всесибирской физико-математической олимпиадой. И тот факт, что оно звучит с неослабевающей силой, свидетельствует о жизненности начинаний сибиряков.

В. Виноградов
Вечерний Новосибирск, 27.10.1962