Непрерывный эксперимент

ПЯТЬ лет назад, в декабре 1962 года, усилиями ученых СО АН СССР была создана специализированная физико-математическая школа-интернат при Новосибирском Государственном университете. Перед ней стояла задача дать повышенную подготовку в области точных наук учащимся, отобранным на олимпиадах по математике, физике и химии. Сегодня в 8—10 классах школы обучаются более 400 учащихся, приехавших из Сибири, Дальнего Востока, Казахстана. Отбор учащихся в ФМШ проводится на трех турах олимпиады. Первый тур — заочный. Задачи его публикуются в «Комсомольской правде», «Учительской газете», в областных молодежных газетах. Задачи составлены так, что не требуют особых знаний, но позволяют выявить смекалку, умение логически мыслить. Наличие оригинальной мысли и интересного метода решения даже одной задачи уже служит основанием для приглашения на второй областной — уже очный тур. Он проводится во время весенних каникул студентами и научными сотрудниками институтов СО АН СССР и НГУ. Они выезжают на места и вместе с представителями органов народного образования проводят письменные работы и беседы с учащимися.

Победители второго тура (600—700 человек) приглашаются в летний учебно-оздоровительный лагерь в Академгородке. Отдых, лекции известных ученых, занятия по решению интересных задач по математике, физике и химии, экскурсии в институты, музеи, походы — так проходит август. Завершением является третий тур олимпиады, который не только выявляет победителей, но и служит вступительным экзаменом в физико-математическую школу.

Основным в школе является 2-годичный поток (9—10 классов). Кроме него производится набор на один год обучения (10 класс) в небольшом объеме (2—3 класса). При этом делается предпочтение учащимся из села, рабочих поселков и небольших городов. Цель одногодичного обучения — в течение короткого срока подготовить способных учащихся, которые не имели благоприятных условий для учебы дома, к конкурсным экзаменам в университет и помочь им определить свои интересы в области естественных наук.

Подобная цель не исключает максимального удовлетворения запросов, выходящих за рамки требований на конкурсных экзаменах. С 1966 года школа производит прием в 8-е классы с целью подготовить к обучению на двухгодичном потоке учащихся из сел и рабочих поселков. Создание подготовительного 8-го класса позволит, по нашему мнению, ликвидировать один из существенных недостатков олимпиадной системы отбора, возникший по причинам, не зависящим от самих учащихся Мы полагаем, что при успешных результатах описанного эксперимента (это выясняется через 2—3 года) создание подготовительных классов для сельской молодежи при ряде вузов (особенно сельскохозяйственных, педагогических, медицинских) позволит увеличить долю сельской молодежи среди студентов этих вузов, что, несомненно, будет содействовать разрешению актуальной проблемы кадров высшей квалификации для села.

В условиях же нашей школы, существующей при НГУ, создание подготовительных 8-х классов позволит привлечь впоследствии к научной деятельности большой отряд талантливой молодежи.

Для школы разработаны специальные учебные планы и программы. Отметим их главные особенности. Число обязательных учебных часов не превышает 28 — 30 в неделю. Один из двух дней отдыха является «днем здоровья» и посвящается занятиям спортом, физическому труду на свежем воздухе, работе в школьных мастерских, на полях экспериментального хозяйства СО АН СССР, экскурсиям и походам.

Учебный план предусматривает для учащихся ряд необязательных факультативных занятий и спецкурсов, широкое участие школьников в научных кружках при школе, НГУ, институтах СО АН СССР. В последнем семестре 10-го класса особое внимание уделяется специализации (до этого обязательная программа обучения едина для всех). Учащиеся два дня в неделю работают в институтах, приобретая знания и навыки по лаборантским специальностям, а специализирующиеся по математике — и более глубокие теоретические знания в этой науке. Такая система специализации (кружки, факультативные курсы, работа в институтах) дает учащимся возможность правильно выбрать будущую специальность.

Основным в школе является лекционно – практический метод преподавания. Урочным методом преподаются литература, история, иностранный язык (а также все предметы в 8-х классах). Лекционный метод позволяет сделать преподавание более содержательным, а главное, повысить его научно-теоретический уровень, наиболее эффективно использовать преподавательские кадры высшей квалификации. Материал лекций закрепляется на практических занятиях, которые ведут научные сотрудники институтов, а также штатные преподаватели, отбираемые по конкурсу из числа наиболее квалифицированных преподавателей школ и вузов.

Программы нашей школы созданы большим коллективом ученых СО АН СССР и в процессе работы проверяются, периодически пересматриваются, совершенствуются. Создано большое количество учебных пособий, задачников применительно к программам ФМШ.

Программа по математике предусматривает в каждом классе изучение программного материала обычной школы и, кроме этого, некоторые разделы теории вероятностей, математического анализа, аналитической геометрии, векторной алгебры, дискретной математики, теории множеств.
Курс физики по своему содержанию и характеру ближе к университетскому курсу общей физики, чем к существующему курсу средней школы.

При изложении теоретического материала широко используется математический аппарат анализа и векторной алгебры, что позволяет преподносить учащимся основные физические идеи и законы в достаточно общей форме.

В основу курса положены фундаментальные законы и общие принципы. К ним относятся, в первую очередь, законы сохранения, принципы относительности Галилея и Эйнштейна, основные виды взаимодействия частиц. Многие классические эффекты частного характера, которыми еще сегодня, заполнены учебники физики обычной школы, не рассматриваются. В ряде случаев допускается отход от традиционного разграничения областей физики. Например, при изучении механики рассматриваются некоторые вопросы из электростатики, движение заряженных частиц магнитном поле. Электрический потенциал рассматривается параллельно с гравитационным.

Большое внимание придается умению учащихся решать нестандартные задачи, требующие творческого подхода.

Программа по химии отличается научным подходом на основе углубленного изучения теории химической связи и строения молекул.

Биология в физико-математической школе с момента основания школы преподается по программе, разработанной учеными СО АН СССР на базе современных достижений генетики, биохимии и молекулярной биологии.

Увлечение точными дисциплинами не мешает нашим учащимся живо интересоваться литературой, вопросами искусства и эстетики.

С. ЛИТЕРАТ, заведующий учебной частью физико-математической школы НГУ. (1967)