О преподавании химии в школе
В нынешнем году вместе с четвертой Всесибирской физико-математической олимпиадой школьников Сибири и Дальнего Востока проводилась вторая химическая олимпиада.
Учитывая важность и большой объем работы в организации занятий по химии в физико-математической и химической школе, Объединенный ученый совет по химическим наукам СО АН СССР учредил комиссию для подготовки программ и осуществления контроля за преподаванием химии в ФМХШ.
В состав комиссии под председательством академика В. В. Воеводского вошли ученые всех химических институтов СО АН СССР и преподаватели НГУ.
Нет необходимости сейчас рассматривать в деталях программу для курсов учителей по химии, разработанную научными сотрудниками химических институтов СО АН и утвержденную Объединенным ученым советом по химическим наукам. Но следует обратить внимание на мнение членов оргкомитета по проведению курсов, которое сложилось в процессе занятий с учителями.
О многих элементарных понятиях, с точки зрения современного уровня химии, преподаватели школ, как это ни странно, услышали впервые.
— Больше того, — рассказывает председатель оргкомитета кандидат химических наук Л. Б. Володарский, — они были уверены, что занятия на курсах повышения квалификации не превзойдут уровень школьного курса, и будут посвящены, в основном, вопросам методики преподавания химии в школе. Нашей же целью было изложить основные представления химической науки на современном уровне.
В процессе занятий интерес у слушателей возрос, и они были благодарны их организаторам и составителям программ. Тем не менее, уезжая домой, учителя высказали предложения по поводу работы курсов в будущем. Очень хорошо было бы знать за год вперед о возможности попасть на курсы. Это дало бы возможность подготовиться к лекциям, которые здесь читают. По их мнению, в период курсов необходимо вести практические лабораторные занятия.
Ссылаясь на авторитет Объединенного ученого совета по химическим наукам СО АН СССР, обсуждавшего программу курсов, можно утверждать, что сложность предлагаемых лекций не превышала уровня необходимых занятий преподавателей химии в средних учебных заведениях.
В связи с этим возникает вопрос об уровне преподавания химии не только в школе, но и в педагогических вузах. Возможно, было бы целесообразным впредь проводить курсы повышения квалификации преподавателей химии школ на базе Института усовершенствования учителей с активным участием научных сотрудников химических институтов СО АН, а курсы, подобные нынешним, проводить с преподавателями химических кафедр педагогических вузов. Разумеется, для этого нужны будут специальные программы, методические пособия и т. п. Но, как говорится, труд окупится сторицей. Председатель оргкомитета летней школы и курсов учителей по химии Л.Б. Володарский, члены этого комитета — кандидат химических наук А. А. Опаловский и другие, а также учителя, принимавшие участие в проведении второй Всесибирской химической олимпиады, отмечают сравнительно низкий уровень знаний по химии у школьников, что, вероятно, в первую очередь обусловлено несовершенством программы средней школы по химии и ее значительным отставанием от современного уровня химических знаний. Школьный курс по химии, а значит, и учебники нуждаются в коренной переработке. Нужна новая программа и новый учебник...
Могут быть возражения со ссылкой на слишком большую работу, связанную с переработкой программы и учебников. Что ж, никто и не утверждает, что эта работа из легких. Но если она необходима?..
Новый учебник по химии должен быть создан совместными усилиями химиков, физиков, математиков, биологов и, разумеется, педагогов. И этот вопрос должен быть обсужден безотлагательно.
Но вернемся к разговору о результатах заключительного этапа Всесибирской олимпиады. Приятно отметить, что из 70 награжденных в III туре - 20 призеров химиков. Отличные знания по химии, физике и математике показали семиклассник Саша Ильинский из Ташкента, десятиклассник Вениамин Бураев из Иркутской области и другие. Но если вспомнить, у скольких учащихся обнаружились пробелы в знаниях по химии, то результаты получатся нерадостные. - Судите сами, - рассказывают химики. - Из нескольких тысяч участников олимпиады, проходившей в городах Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии, в экзаменах по химии III тура принимали участие только 126 человек. К ним присоединились 80 человек из числа физиков и математиков. Из этого количества право на собеседование для окончательного отбора завоевали только 70, а из этих последних успешно прошли собеседования всего 44 человека. Такие результаты, естественно, не могут не беспокоить. И пусть многие вопросы, затронутые в этой заметке, возможно, покажутся спорными. Но это не снимает необходимости как можно быстрее их разрешить.
И. ЛОПАТИН, "За науку в Сибири"№ 34(210) от 30 августа 1965 г.