Создание специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля датируется 1963 годом. По инициативе ведущих ученых страны, среди которых особо можно отметить академиков М. А. Лаврентьева и А. Н. Колмогорова, и при поддержке Академии наук было принято постановление Совета министров страны «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля» от 23 августа 1963 года. Однако ФМШ при Новосибирском государственном университете начала работу до выхода этого постановления.  21 января 1963 года профессором А. А. Ляпуновым была прочитана первая лекция (по математике), а после августа 1963 года были открыты ФМШ в Москве, Ленинграде и Киеве.

В качестве основной цели преподавания математики в Новосибирской ФМШ с самого начала ставилось не столько полное и подробное изучение тех или иных разделов высшей математики, а создание цельного восприятия математики как науки за счет изложения основополагающих фундаментальных идей, определяющих главные направления развития современной математики. Такой подход, с одной стороны, позволяет избежать дублирования курсов математики высшей школы, а с другой стороны, снижает барьер между общеобразовательной и высшей школой и обеспечивает цикличность и постепенность в восприятии математических идей. Основной курс математики в ФМШ – это систематический курс, естественным образом продолжающий и развивающий программу средней общеобразовательной школы, органично соединяющий элементарную математику с элементами высшей, направленный на накопление фактов, и, в особенности, разнообразных связей, на которых базируется современный университетский курс математики.

Главное внимание обращается на основные математические структуры, которые в той или иной степени присутствуют практически в любом из разделов математики. При этом не только показывается общность методов, но и происходит знакомство со сравнительно простыми и доступными учащимся содержательными примерами математических объектов, с которыми им на более высоком уровне придется встречаться при изучении математики в университете, и владение которыми впоследствии облегчит восприятие более сложных и абстрактных теорий. Дать представление о математике невозможно без демонстрации логических рассуждений – внутренних математических механизмов, позволяющих получать и проверять новые факты. К тому же исключительно важно донести до ученика естественность возникновения математических понятий, наряду с аксиоматическим методом обучить экспериментальным и интуитивным способам «угадывания» истины, действиям по аналогии, воспитать творческий подход в математической деятельности, и развить математическую культуру. Не следует забывать, что значительная часть учеников выбирают своей профессией не математику, их мышление отнюдь не всегда имеет формально-логический характер, тем более что и в работе профессионального математика определяющими часто являются образные и интуитивные моменты.

Через 25 лет после организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля был сделан очередной шаг на пути совершенствования работы с талантливой молодежью. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1988 года на базе Московской и Новосибирской физико-математических школ были учреждены Специализированные учебно-научные центры (СУНЦ) физико-математического и химико-биологического профиля Московского и Новосибирского государственных университетов, в состав которых вошли не только специализированные школы, но и кафедры профессорско-преподавательского состава и научно-исследовательские лаборатории. Несколько позже были организованы Академическая гимназия в Санкт-Петербурге и СУНЦ Екатеринбургского государственного университета

Руководство деятельностью ФМШ осуществлял ученый (попечительский) совет, а деятельностью СУНЦ НГУ управляет ученый совет СУНЦ, обладающий теми же правами, что и ученые советы факультетов НГУ. Совет утверждает учебные планы, программы учебных курсов и утверждает лекторов и преподавателей.  

В частности, в конце 70-х годов XX столетия по поручению председателя ученого совета ФМШ академика С.Т. Беляева заместитель ученого совета профессор кафедры высшей математики НГУ Д.М. Смирнов провел анализ преподавания математики в ФМШ и разработал рекомендации по формированию содержания курсов лекций, семинарских занятий и методики преподавания. На посту председателя Ученого Совета ФМШ Д.М. Смирнов многое сделал для формирования правильных подходов и выбора важных приоритетов в учебной и воспитательной работе в ФМШ в целом. Прочитанный учащимся курс общей математики послужил образцом для аналогичных курсов, оказал фундаментальное влияние на постановку преподавания математики в школе. Благодаря Д.М. Смирнову в конце 70-х и начале 80-х годов заметно обновился состав преподавателей. К преподаванию были привлечены многие проявившие себя в науке молодые научные сотрудники, в том числе и бывшие выпускники ФМШ.

С 1988 года конкретную работу по формированию программ, определению содержания и методов преподавания математических курсов ведет кафедра математики СУНЦ НГУ, которая была создана одновременно с созданием СУНЦ НГУ. Первым заведующим кафедрой был И.П. Шестаков (выпускник ФМШ 1965 года, д.ф.-м.н., профессор,  член академии наук Бразилии). С 1990 по 2017 год заведующим кафедрой был выпускник ФМШ, директор СУНЦ НГУ, А. А. Никитин (выпускник ФМШ 1965 года, д.ф.-м.н., профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ и Премии правительства РФ в области образования). При нем кафедра математики СУНЦ НГУ была преобразована в кафедру математических наук СУНЦ НГУ и ММФ НГУ, что позволило укрепить связи между физико-математической школой и математическим факультетом НГУ. С ноября 2017 года кафедрой заведует А.Е. Миронов (выпускник СУНЦ НГУ 1992 года, д.ф.-м.н., профессор,  член-корреспондент РАН).

С самого начала интерес ведущих математиков Сибирского отделения Академии наук к своему детищу был огромен. Перед учащимися ФМШ неоднократно выступали академики М. А. Лаврентьев, С. Л. Соболев, А. И. Мальцев, Л. В. Канторович, А. Д. Александров, читали лекции (в том числе вели спецкурсы и основной курс) академики Г. И. Марчук, Ю. Л. Ершов, М. М. Лаврентьев, Ю. Г. Решетняк, Ю. И. Шокин, Н. Н. Яненко, члены-корреспонденты РАН А. А. Ляпунов, А. И. Ширшов, С. С. Гончаров, профессора Д.М. Смирнов,  А.Т. Гайнов, доценты А.А. Атавин, Э.Ш. Коспанов  и другие. Основной критерий подбора преподавателей – личная научная и творческая активность, желание и умение работы со школьниками.

С 1969 года состав лекторов и преподавателей математики стал пополняться выпускниками ФМШ. Штатными преподавателями ФМШ  и СУНЦ НГУ в разные периоды времени работали Ю.В. Михеев (выпускник ФМШ 1964 года, к.п.н., лауреат Премии Президента РФ и Премии правительства РФ в области образования), А.Г. Слепцов (выпускник ФМШ 1964 года, к.ф.-м.н.), А.С. Марковичев (выпускник ФМШ 1965 года, к.ф.-м.н., профессор,  лауреат Премии Президента РФ в области образования), А.А. Никитин,  А.А. Мальцев (выпускник ФМШ 1968 года, к.ф.-м.н., доцент, лауреат Премии Президента РФ в области образования), А.В. Васильев (выпускник ФМШ 1987 года, д.ф.-м.н., профессор),  В.Н. Власов (выпускник ФМШ 1985 года, к.ф.-м.н., доцент). По совместительству работало значительно большее количество выпускников ФМШ и СУНЦ НГУ. В разные годы читали лекционные курсы, вели спецкурсы, проводили семинарские занятия М.П. Вишневский (выпускник ФМШ 1966 года, д.ф.-м.н., профессор,  работает в Бразилии),  В.В. Воронин (выпускник ФМШ 1966 года, к.ф.-м.н., доцент), М.В. Фокин (выпускник ФМШ 1966 года, д.ф.-м.н., профессор,  ), В.К. Харченко (выпускник ФМШ 1969 года, д.ф.-м.н., профессор,  работает в Мексике), Е.И. Хухро (выпускник ФМШ 1973 года, д.ф.-м.н., профессор,  работает в Великобритании), Г.Ш. Фридман (выпускник ФМШ 1964 года, к.ф.-м.н., предприниматель, г. Омск), Ю.Н. Мальцев (выпускник ФМШ 1965 года, д.ф.-м.н., профессор,  г. Барнаул), Д.Г. Фон-дер-Флаасс (выпускник ФМШ 1977 года, к.ф.-м.н., годы жизни 1962–2010), А.Д. Больбот (выпускник ФМШ 1964 года, к.ф.-м.н., доцент), В.В. Остапенко (выпускник ФМШ 1973 года, д.ф.-м.н., профессор), Д.Г. Храмцов (выпускник ФМШ 1979 года, к.ф.-м.н., доцент), Д.Е. Пальчунов (выпускник ФМШ 1980 года, д.ф.-м.н., профессор), М. Г. Пащенко (выпускник ФМШ 1980 года, к.ф.-м.н., доцент), Т.И. Хабахпашева (Т.И. Дужинская, выпускница ФМШ 1978 года, д.ф.-м.н., профессор), М.А. Гречкосеева (выпускница СУНЦ НГУ 1998 года, д.ф.-м.н.), и другие.  

Учебный процесс по математике построен с максимально возможным приближением к вузовской системе обучения и включает основной лекционный курс математики, практические (семинарские) занятия, систему специальных курсов и спецсеминаров. В отличие от большинства школ, в Новосибирском СУНЦ традиционно нет деления математики на геометрию, алгебру и основы анализа. По учебному плану в неделю на математику отводится 2 часа лекций, 6 часов практических занятий в физико-математических потоках и 2 часа лекций, 5 часов практических занятий в химико-биологических потоках. Практические занятия проходят в группах по 12-15 человек, лекции читаются лекционным потокам из 2-3 классов. В конце каждого семестра учащиеся сдают письменный и устный экзамен. До того времени, когда поступление в вузы стало определяться по результатам ЕГЭ, письменный выпускной экзамен по математике проводила экзаменационная комиссия по приему вступительных экзаменов в Новосибирский университет. Согласно правилам и условиям, ежегодно устанавливаемым Ученым советом НГУ, примерно две трети выпускников зачислялись в состав студентов, примерно четверть всех выпускников пополняла ряды студентов механико-математического факультета НГУ.

Программы по математике на каждом лекционном потоке определяют лекторы, утверждаемые Ученым советом СУНЦ НГУ. Каждая программа отражает некоторые индивидуальные интересы лектора, однако, во всех программах так или иначе представлены основные направления, которые для двухгодичных потоков кратко можно представить в следующем виде.

  • семестр. Множества и функции, элементы математической логики, индукция и комбинаторика, элементы теории чисел, рациональные и действительные числа, начала стереометрии. Отметим, что в рамках знакомства с основными теоретико-множественными понятиями и языком происходит повторение некоторых вопросов планиметрии, в частности, рассматриваются задачи на геометрические места точек.
  • семестр. Последовательности и их пределы, векторы на плоскости и в пространстве, тригонометрические функции, логарифмическая и показательная функции, предел функции и непрерывность, параллельность и перпендикулярность в пространстве, сечения многогранников.
  • семестр. Производная, первообразная и неопределенный интеграл, простейшие дифференциальные уравнения, площадь, объем и определенный интеграл, многогранники и тела вращения.
  • семестр. Комплексные числа, формула Эйлера, дробно-линейные преобразования, инверсия, многочлены, интерполяция, формула Тейлора, избранные задачи вступительных экзаменов в ведущие вузы.

Одна из центральных задач СУНЦ НГУ – развитие творческих способностей школьников. Эта задача естественно решается как на основных занятиях по математике, так и на других направлениях обучения, и в особенности через систему спецкурсов и спецсеминаров, индивидуальную работу с научным руководителем. По учебному плану каждый школьник должен прослушать и сдать за год 2 годовых спецкурса по профилирующим дисциплинам: математике, физике, химии, биологии, информатике. Перечислим некоторые из спецкурсов: «Комбинаторика и вероятность», «Теория чисел», «Геометрические построения», «Геометрические преобразования», «Алгебра и анализ», «Дифференциальные уравнения», «Введение в функциональный анализ», «Образцы математических идей», «Элементы математической логики», «Комплексные числа и кватернионы», «Начала топологии», «Введение в теорию частично упорядоченных систем». Ученики, серьезно занимающиеся на спецкурсах, проводящие самостоятельные исследования по руководством научных сотрудников СО РАН, имеют возможность выступить с полученными результатами на Международной студенческой конференции, ежегодно проводимой НГУ.

На кафедре ведется работа по подготовке заинтересованных школьников к участию в математических олимпиадах. В первые десятилетия эту подготовку и проведение математических  олимпиад ФМШ осуществляли Михеев Ю.В. и Марковичев А.С. В середине 80-х годов на смену им пришел  блестящий олимпиадник –  выпускник ФМШ  Д.Г. Фон-дер-Флаасс. В конце 80-х его сменил А.Г. Качуровский (выпускник ФМШ 1978 года, д.ф.-м.н.). С начала 90-х годов и по настоящее время олимпиадной деятельностью по математике в СУНЦ НГУ (в том числе и в Летних школах) занимается большой энтузиаст выпускник ФМШ Д.Г.  Храмцов.

Обучение в специализированной школе позволяет одаренному учащемуся продвигаться со свойственной ему скоростью, чему способствует интеллектуальное сотрудничество-соперничество в среде примерно столь же интеллектуально развитых одноклассников. Подростки получают уникальные возможности многостороннего развития своей личности. Напряженная учебная работа, атмосфера творческого поиска и интеллектуальной свободы воспитывают целеустремленность, работоспособность, организованность, создают возможности для развития и раскрытия интеллектуальных способностей. Обучение математике особенно развивает умение думать, анализировать, искать и находить первопричины событий окружающего мира. Не удивительно, что большинство выпускников СУНЦ НГУ составляет лучшую, наиболее подготовленную и способную к творческому обучению часть студентов и аспирантов механико-математического, физического факультетов, факультета информационных технологий, других факультетов НГУ, причем к старшим курсам относительная доля выпускников ФМШ среди лучших студентов повышается.

 Многие выпускники школы стали известными учеными, более четырехсот выпускников – доктора физико-математических наук.

На протяжении всех 55 лет существования ФМШ и СУНЦ НГУ Ученый совет и руководство школы обращает большое внимание на взаимодействие с учителями общеобразовательных школ и оказание им научно-методической помощи. Ученые Сибирского отделения Академии наук, профессора и преподаватели НГУ и СУНЦ НГУ систематически выступают с лекциями, работают на курсах усовершенствования учителей, выезжая в разные регионы Сибири и Дальнего Востока. Эта деятельность благотворно повлияла на развитие математического образования. За многие годы значительно увеличилось число специализированных классов и школ. Среди них широко известны физико-математические школы в Омске, республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском национальном округе.

На основе многолетнего  опыта преподавания математики в ФМШ и СУНЦ НГУ коллективом авторов из числа профессорско-преподавательского состава НГУ и СУНЦ НГУ под руководством академика РАО А. А. Никитина  с 1994 года разработан многоуровневый курс математики для 5-11 классов средней общеобразовательной школы. На основе этого авторским коллективом в составе: В.В. Козлов (академик РАН, вице-президент РАН), А.А. Никитин, В.С. Белоносов (выпускник ФМШ 1966 года, д.ф.-м.н., профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования), А.А. Мальцев, А.С. Марковичев, Ю.В. Михеев, М.В. Фокин,  создан учебно-методический комплекс по математике с 5 по 11 класс, включающий учебники и методическое сопровождение для учителей, и позволяющий осуществлять специализированную подготовку по математике. В настоящее время эти учебники служат основой для специализированного обучения математике в СУНЦ НГУ.

 

Составлено Ю.В. Михеевым и А.С. Марковичевым.

 

© 2018 Специализированный учебно-научный центр НГУ, Кафедра математики.
Все права защищены. 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова 11/1, каб.250