История
История проведения Всесибирской олимпиады, предметных олимпиад СУНЦ НГУ и Межрегиональной интернет – олимпиады. Печать E-mail

Первая Всесибирская физико-математическая олимпиада школьников была проведена в течение 1962 года по инициативе ведущих ученых Сибирского отделения Академии наук СССР. Многие из них уже участвовали в организации и проведении математических олимпиад в Москве, Ленинграде и других городах. Для проведения первой Всесибирской олимпиады был создан Олимпиадный комитет Сибирского отделения Академии Наук, в работе которого участвовали академики М.А. Лаврентьев, С.Л. Соболев, А.И. Мальцев, Г.И. Будкер. Первый тур Олимпиады был заочный, задачи были опубликованы в газете «Комсомольская правда», журнале «Наука и жизнь», и распространялись непосредственно по многим школам Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии. После проверки решений задач по математике и физике Олимпиадный комитет через органы народного образования разослал приглашения на второй тур олимпиады, который совпадал с областными и краевыми олимпиадами. Таким образом, Всесибирская олимпиада, успешно вписалась в складывающуюся систему Всероссийских, а впоследствии, и Всесоюзных олимпиад школьников.

 

Победители второго тура Всесибирской олимпиады и участники, успешно прошедшие собеседование с представителями Олимпиадного комитета СО РАН, выезжавшими для проведения второго тура, были приглашены в Первую летнюю физико-математическую школу, проходившую в Новосибирском Академгородке в июле и августе 1962 года. Лучшие ребята из этой школы и составили первый набор Физико-математической школы-интерната, открывшейся в Новосибирске в январе 1963 года.

 

Ежегодно в дни зимних и весенних каникул научные работники институтов СО РАН, преподаватели НГУ и СУНЦ НГУ выезжают в города Восточной зоны Сибири и Дальнего Востока для проведения олимпиад по математике, физике, химии, биологии, геологии в регионах Сибири и Дальнего Востока с целью набора учащихся в Летнюю школу и СУНЦ НГУ.

 

Восточная зона Сибири и Дальнего Востока включает в себя следующие регионы: Алтайский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Саха-(Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, Амурская область, Иркутская область, Камчатская область, Кемеровская область, Курганская область, Магаданская область, Новосибирская область, Омская область, Сахалинская область, Томская область, Тюменская область, Забайкальский округ, Ханты-Мансийский национальный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Письменные туры олимпиад в краях, областях и республиках проводятся совместно с региональными органами народного образования по заданиям, которые составляются Олимпиадным комитетом СО РАН с использованием материалов Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады и привозятся с собой представителями СО РАН и НГУ. При подборе и разработке задач для участников олимпиад организаторы исходят из объема знаний, предусмотренных школьной программой при условии ее творческого усвоения. Основная цель проведения олимпиад – не только формирование команды региона для участия во Всероссийских олимпиадах школьников, а главным образом выявление учащихся, одаренных в области естественных наук, развитие их интереса к научной деятельности, проведение с ними собеседований и приглашение их в Летнюю школу СУНЦ НГУ.

Ежегодно на проведение областных олимпиад и собеседований выезжает более 100 представителей СО РАН, преподавателей СУНЦ НГУ и НГУ.

В олимпиадах и собеседованиях участвуют учащиеся 9, 10 и 11 классов общеобразовательных школ. По Восточной зоне Сибири и Дальнего Востока в областных, краевых и республиканских олимпиадах каждый год принимают участие 3 - 4 тысячи школьников. Последующее собеседование проходят примерно 3 000 участников олимпиад из городских и сельских школ, школ-гимназий, лицеев, школ-интернатов. Основная цель собеседования – отобрать учащихся в Летнюю физико-математическую и химическую школу, проводимую Сибирским отделением РАН и Новосибирским государственным университетом на базе СУНЦ НГУ, обращая при этом особое внимание не только на общий уровень подготовки, но и на их интерес к предмету, любознательность, творческие способности, умение и склонность к нестандартному мышлению. Выезды представителей СО РАН, преподавателей СУНЦ НГУ и НГУ также способствуют установлению и поддержанию более тесных связей с учителями, оказанию и методической помощи.

Во время проведения Летней физико-математической школы проводится очный тур Всесибирской олимпиады, на котором определяются его победители по физике, математике, химии и биологии. Методическая и организационная поддержка Всесибирской олимпиады осуществляется СУНЦ НГУ и олимпиадным комитетом Сибирского отделения Российской академии наук. В этом туре участвует до 700 школьников, приглашенных в Летнюю школу.

 

Продолжением Всесибирской олимпиады является предметная олимпиада СУНЦ НГУ, которая проводится с момента основания физико-математической школы (ФМШ) в 1963 году в два этапа – осенний и весенний. Количество участников по разным предметам колеблется от 30 до 200 человек. Методическая и организационная поддержка олимпиады осуществляется преподавателями и сотрудниками СУНЦ НГУ. До 2007 года олимпиада проводилась открыто только для учеников школы и служила основой для формирования и подготовки команд учащихся СУНЦ НГУ на Всероссийские предметные олимпиады. Предметная олимпиада СУНЦ НГУ проводится на высоком теоретическом уровне с использованием хорошей материально-технической базы и имеет все необходимые ресурсы для проведения Открытой Всесибирской предметной олимпиады.

Интернет – олимпиады СУНЦ НГУ по математике, физике, химии, биологии, информатике проводились в 2006 и 2007 гг. Общее количество участников интернет – олимпиад составило 752 учащихся из 8 регионов РФ (Красноярский край, Пермский край, Республика Карелия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Иркутская область, Калужская область, Кемеровская область, Челябинская область). Организаторами были разработаны задания и порядок проведения олимпиады. Весь обмен информацией между участниками и организаторами конкурса – регистрация участников, размещение заданий, информация о результатах и итогах конкурса – проводился с использованием Интернет-технологий.