Лента новостей
Ученики ФМШ получили премии «За ранний вход в науку»
- Подробности
25 мая 2024 г. в СУНЦ НГУ подвели итоги ежегодного конкурса исследовательских проектов «За ранний вход в науку».
Конкурс проходит при поддержке благотворительного фонда «Образовательная инициатива» (премия А. А. Ляпунова).
По решению конкурсной комиссии премия А. А.Ляпунова «За ранний вход в науку» присуждена следующим работам:
- Коптилин Р.И., «Об одном примере одноточечных коммутирующих дискретных операторов», научный руководитель – д.ф.-м.н., чл.-корр. РАН Миронов А.Е.;
- Селиванова С.А., «Общее кратное плоских фигур», научный руководитель – к.ф.-м.н. Августинович С.В.;
- Бушуева Л.Н. и Степанова В.В., «О периодических точках преобразования пекаря», научный руководитель – к.ф.-м.н. Даурцева Н.А.;
- Шуйская Я.Д., «Гармонические разметки вершин графа», научный руководитель – к.ф.-м.н. Августинович С.В.
Всего премии получили 5 учащихся СУНЦ НГУ.
Поздравляем учеников с достижениями и выражаем благодарность их научным руководителям!
Стипендия имени чл.-корр. А.А. Ляпунова учреждена благотворительным фондом «Образовательная инициатива» (председатель Геннадий Фридман, выпускник ФМШ- 1964) в честь выдающегося ученого, чл.-корр. АН СССР, математика, основоположника отечественной школы кибернетики и программирования, первого председателя Учёного совета ФМШ Алексея Андреевича Ляпунова с целью поощрения научно- исследовательской деятельности учащихся СУНЦ НГУ (ранний вход в науку) преимущественно в областях, в которые А.А. Ляпунов внес фундаментальный вклад.
Ученики ФМШ получили премии «За ранний вход в науку»
- Подробности
27 мая 2022 г. в СУНЦ НГУ подвели итоги ежегодного конкурса исследовательских проектов «За ранний вход в науку».
Конкурс проходит при поддержке благотворительного фонда «Образовательная инициатива» (премия А. А. Ляпунова) и Математического центра в Академгородке.
По решению конкурсной комиссии премия А. А.Ляпунова «За ранний вход в науку» присуждена следующим работам:
-
«О коммутирующих разностных операторах», Еловацкий С., ученик 11-3 класса, научный руководитель – к.ф.-м.н. Маулешова Г.С.
-
«Универсальное корневое дерево», Шуйская Я., ученица 9-1 класса, научный руководитель – к.ф.-м.н. Августинович С.В.
Стипендия Математического центра в Академгородке присуждена следующим работам:
-
«Интервальные расширения для системы Рейхенбаха», Смахтина Я., Турбина Э., ученицы 10-7 класса, научный руководитель – к.ф.-м.н. Стукачев А.И.
-
«Исследование влияния наличия разметки на эффективность использования парковочного места в условиях города Новосибирска», Шуба М., ученица 10-3 класса, научный руководитель – к.ф.-м.н. Давыдов М.Н.
Всего премии получили 5 учащихся СУНЦ НГУ.
Поздравляем учеников с достижениями и выражаем благодарность их научным руководителям!
Стипендия имени чл.-корр. А.А. Ляпунова учреждена благотворительным фондом «Образовательная инициатива» (председатель Геннадий Фридман, выпускник ФМШ- 1964) в честь выдающегося ученого, чл.-корр. АН СССР, математика, основоположника отечественной школы кибернетики и программирования, первого председателя Учёного совета ФМШ Алексея Андреевича Ляпунова с целью поощрения научно- исследовательской деятельности учащихся СУНЦ НГУ (ранний вход в науку) преимущественно в областях, в которые А.А. Ляпунов внес фундаментальный вклад.
Ученики СУНЦ НГУ стали призерами турнира Школы Пифагора
- Подробности
18-19 сентября прошло XVIII лично-командное первенство Новосибирской области по математике (турнир Школы Пифагора) среди 9–11 классов. Ученики СУНЦ НГУ заняли 8 из 15 призовых мест в личном зачете и стали призерами командного первенства.
Лично-командное первенство Новосибирской области – одно из немногих командных соревнований по математике для школьников. Соревнования проводятся для разминки старшеклассников перед началом нового олимпиадного сезона и для повышения интереса школьников к занятиям математикой. Турнир организует Школа Пифагора в Новосибирске вместе с Городским математическим кружком «Совёнок» при поддержке ОЦ «Горностай», НГТУ, «Международной школы».
В соревнованиях участвовали 157 школьников из Новосибирска, Куйбышева и Барабинска. От СУНЦ НГУ выступало пять команд – всего 30 участников.
Турнир проходил в два тура: личная олимпиада и математическая абака (командный тур). По итогам личного первенстве все ребята из ФМШ попали в Высшую лигу, где соревновались с сильнейшими командами.
Во втором туре командам предложили решить по пять задач в пяти темах – арифметика, алгебра, геометрия, комбинаторика, делимость Этот этап турнира называется «Математической абакой». Абака – это счетная доска, с помощью которой в Древней Греции проводили арифметические вычисления. Чтобы добраться до более старшей кости на доске, нужно было сдвинуть другие кости. И в «Математической абаке» на турнире Пифагора задачи шли от простых к сложным. Чтобы добраться до задачи с большей стоимостью, надо было решить несколько маленьких задач.
Итоги командного первенства подводятся по сумме процентных очков, набранных всеми членами команды в личной олимпиаде, а также командой в математической абаке.
Учащиеся СУНЦ НГУ заняли призовые места как в личном, так и в командном зачетах. По результатам личной олимпиады Алан Беремкулов (11-10) занял II место, Михаил Шустик (11-3), Максим Яковлев (11-1), Милана Кузовкова (10-1), Тамара Романова (9-1), Артем Лепин (11-1), Данил Колотов (10-1), Екатерина Леонтьева (11-1) – III место. В командном первенстве III место заняла команда в составе: Артем Семенов (11-1), Максим Яковлев (11-1), Аким Юн (11-1), Екатерина Леонтьева (11-1), Владимир Попов (11-1), Алан Беремкулов (11-10). Руководитель команд – Андрей Дондолович Батуев.
Как отмечают на кафедре математических наук СУНЦ НГУ, участие в любом конкурсе – не только в турнире Школы Пифагора – развивает ребят. Они встречаются с непривычными задачами, получают новые навыки. На турнире ребята оказались в конкурентной среде – посмотрели свой уровень относительно других команд, сравнили себя с соперниками.
В турнире Школы Пифагора СУНЦ НГУ участвует с момента его основания. Но если раньше школа отправляла на турнир одну команду, то в этом году благодаря поддержке правительственного гранта смогла выставить пять команд. Таким образом, у СУНЦ НГУ появилась возможность отправлять больше достойных ребят на такие мероприятия.
Поздравляем участников и их руководителя с достойным выступлением!
28.09.20 Современная математика и ее приложения
- Подробности
Уважаемые ученики и коллеги!
Семинар "Современная математика и ее приложения" продолжает свою работу в новом учебном году. В понедельник, 28 сентября в 18:00 в ауд. 251 состоится традиционная встреча с математиками Академгородка. Приглашаем всех желающих!
У учеников СУНЦ НГУ опубликованы статьи по математике в научных журналах
- Подробности
Бильданов Равиль (11-3 класс) и Пресняков Сергей (11-5 класс) совместно с научными руководителями д.ф.-м.н., профессор А.В. Васильевым, д.ф.-м.н., профессор Д.О. Ревином, к.ф.-м.н. Д.В. Паршином и их коллегами опубликовали статьи:
- R. Bildanov, V.A. Goryachenko, A.V.Vasil’ev, Factoring nonabelian finite groups into two subsets, Siberian Electronic Mathematical Reports, 17 (2020), 683 – 689.
- A. Buturlakin, S. S. Presnyakov, D. O. Revin, S. A. Savin, Area of a triangle and angle bisectors, Siberian Electronic Mathematical Reports, 17 (2020), 732–737.
- Ю.О. Куянова, С.С. Пресняков, А.В. Дубовой, А.П. Чупахин, Д.В. Паршин, Численное исследование гидродинамики тройника в модельной задаче об оптимизации угла установки низкопоточного сосудистого анастомоза, Прикладная механика и техническая физика, 6 (2019), 72 – 80.
Отметим, что во второй статье решена старая классическая задача по геометрии формулировка, которой понятна любому школьнику. А именно, установлено, что в общем случае при помощи циркуля и линейки невозможно построить квадрат, равновеликий треугольнику с известными длинами биссектрис. Более того, доказано, что площадь треугольника нельзя выразить через его биссектрисы в радикалах, т.е. используя, помимо четырех арифметических операций, знаки извлечения корней произвольной натуральной степени.
Поздравляем Бильданова Равиля и Преснякова Сергея и их руководителей д.ф.-м.н., профессор А.В. Васильева, д.ф.-м.н., профессор Д.О. Ревина и к.ф.-м.н. Д.В. Паршина с выдающимися достижениями!
302 ученика СУНЦ НГУ сдали онлайн экзамены по математике
- Подробности
Кафедра математических наук СУНЦ НГУ организовала и провела дистанционные экзамены за курс СУНЦ для 302 выпускников 9-х и 11-х классов. Впервые ребята сдавали экзамены не в учебной аудитории, а у себя дома. Результаты оказались не ниже прошлогодних.
Выпускной экзамен по математике за курс СУНЦ входит в учебный план и является обязательным для всех выпускников СУНЦ НГУ. Результаты экзамена учитываются в сертификате выпускника СУНЦ. В этом году из-за дистанционного формата независимо от итогов экзамена сертификаты не могли получить те выпускники, которые сдавали экзамен без видеокамеры на своем рабочем месте (таких оказалось порядка 20 человек).
Над организацией и проведением экзамена работала вся кафедра, а к наблюдению привлекали еще воспитателей и сотрудников СУНЦ, занятых кружковой деятельностью. По словам к. э. н., доцента Игоря Борисовича Ляпунова, для 9-х и 11-х физ-мат и хим-био классов были созданы 4 гугл-класса. Вместе с задачами экзамена там размещалась и вся необходимая информация: от книжек с текстами экзаменов с 1991 по 2019 год до инструкций по проведению экзамена и информации о том, как узнать оценку. Для каждой экзаменационной задачи составлялась отдельная гугл-форма. Всего для четырех вариантов заданий и для апелляции было составлено 106 отдельных гугл-форм.
- Формат проведения был для нас новым и достаточно сложным. Одно создание гугл-форм, в которые загружались задачи отдельно для каждого варианта и двух потоков, требовало большой точности и аккуратности. Перед экзаменом мы провели предварительное обучение для ребят, чтобы уже во время экзамена они чувствовали себя спокойно, а все технические моменты были знакомы. Преподаватели кафедры освоили онлайн проверки, создание конференций с приглашением большого количества участников с занесением в гугл-календари учащихся. Все сотрудники кафедры показали свою отзывчивость, открытость для изучения нового, готовность к новым видам деятельности. Очень приятно было наблюдать, как опытные преподаватели помогали молодым. У самих выпускников новый формат поначалу не вызвал особого энтузиазма. Ребята задавали много вопросов о правилах проведения, высказывали свои сомнения. В процессе дискуссии совместными усилиями удалось решить все проблемы, - говорит заместитель заведующего кафедрой, доцент Татьяна Евгеньевна Булгакова.
Школьники сдавали экзамены группами по 12 человек. За каждой группой были закреплены два наблюдателя.
Весь экзамен проходил на платформах Google Classroom и Google Meet и длился 3,5 часа. Участникам было предложено 5 экзаменационных задач. Экзаменационные задачи публиковались в несколько этапов. Каждая задача была открыта для чтения и приема определенное время (от 55 до 75 минут в зависимости от сложности). За это время участнику нужно было решить ее и загрузить ответ в гугл-форму. Ответ можно было написать в тетради или на листах формата А4, а затем отсканировать или сфотографировать их.
Результаты экзамена оказались на уровне прошлогодних.
- Отдельно к экзамену я не готовился, потому что во время семинаров была и так довольно сильная подготовка. Экзамен страшным мне вообще не казался. Задачи не совсем типовые, хоть и кажутся вполне решаемыми, - поделился впечатлениями Артём Пшеницын (класс 11-11).
- Сложнее всего оказалось в начале, потому что было тяжело совладать со стрессом. Возможно из-за новизны формата, возможно из-за того, что это выпускной экзамен - не знаю, но было трудно вникнуть даже в то, что только что прочитал и написал. Поэтому минус нового формата, по-моему, в том, что нельзя перепроверить решение через час, например, когда уже успокоишься. В то же время у меня возникло ощущение, что в целом все вышло немного продуктивнее, чем при обычном формате. В том плане, что я не распылялась и решала постепенно. В итоге было ощущение полной отдачи, - говорит Майя Плотникова (11-11).
Технические возможности для проведения дистанционного экзамена на своих гугл-платформах физматшколе представил НГУ. Это помогло кафедре математики СУНЦ НГУ достойно завершить учебный год и организовать объективный экзамен, за что кафедра выражает благодарность университету.
Все задачи экзамена СУНЦ НГУ по математике адаптированы под задачи второй части ЕГЭ. Поэтому вместе с оценкой ребята получили и опыт, который вскоре им пригодится.
- Прорешивая задания экзаменов прошлых лет, я попутно готовилась к ЕГЭ, ведь все 5 заданий соответствовали заданиям Единого государственного экзамена. На мой взгляд, задания были средней сложности и большинство схожи с теми, что решали на семинарах. Благодаря экзамену я выявила свои пробелы и поняла, что мне нужно повторить перед ЕГЭ, - говорит Эржена Цыбенова (11-12).
Прошедший экзамен оценили не только преподаватели и учащиеся, но и выпускники прошлых лет, узнавшие о новом формате от своих учителей из ФМШ.
- На самом деле я прямо восхищён. Это же какая огромная работа! Ни разу ещё не видел подходов ответственнее чем в ФМШ, - так оценивает работу математиков СУНЦ выпускник физматшколы и студент 2-го курса Института медицины и психологии В. Зельмана НГУ Никита Басов.