СУНЦ НГУ. Спецкурсы

Введение в математическую и компьютерную лингвистику
Кафедра математики


Годовой

В настоящее время задачи NLP (Natural Language Processing) играют важную роль в исследованиях в области искусственного интеллекта, машинного перевода и диалоговых систем. В этом курсе дается обзор математических моделей и алгоритмических методов, используемых при анализе текстовой информации на естественных языках. Основное внимание будет уделяться формализации и изучению взаимосвязей между синтаксисом ("описанием") и семантикой ("значением"). Основные темы курса: язык математической логики и теория моделей, формальные языки и грамматики, онтологическая и дистрибутивная семантика для естественных языков, методы машинного обучения для работы с текстами.


Преподаватель

Стукачев Алексей Ильич, доцент, кандидат физико-математических наук
Семинар по геометрии и топологии
Кафедра математики

Годовой

Спецкурс рассчитан на учащихся 9-11 классов. Его цель — познакомить слушателей с языком современной геометрии, а также рассказать о некоторых красивых классических результатах.

 Первый семестр посвящен топологии поверхностей.  Мы дойдём до понятия фундаментальной группы и докажем теорему Брауэра о неподвижной точке: любое непрерывное отображение из диска в диск имеет хотя бы одну неподвижную точку.  Второй семестр начнется с некоторых других приложений теории, которая будет изложена в первом семестре. Далее, на примере алгебраических кривых, будет показано, что объекты, рассматриваемые ранее действительно возникают на практике.


Преподаватель

Ивлев Матвей Сергеевич
Введение в современную алгебру
Кафедра математики
1 семестр

Спецкурс рассчитан на учащихся старших классов и призван

1) познакомить слушателей с ключевыми понятиями современной алгебры такими, как кольца, поля, группы, векторные пространства и некоторыми понятиями, возникающими в процессе их изучения (размерность, степень расширения и т. д.), и тем самым облегчить высшей алгебры на первых курсах физико-математических и естественно-научных направлений в высших учебных заведениях;

2) объяснить смысл и историю возникновения тех или иных понятий, проследить их связь с другими разделами математики;

3) предложить серию задач для самостоятельного исследования.


Преподаватели

Ревин Данила Олегович, профессор, доктор физико-математических наук

Ивлев Матвей Сергеевич

Введение в дифференциальные уравнения
Кафедра математики

1 семестр

Дифференциальные уравнения являются одним из основных математических объектов, и естественно возникают в самых различных науках. Дело в том, что при изучении явлений природы часто не удается сразу математически описать поведение величин, характеризующие эти явления. Но в тоже время легко находятся зависимости между этими величинами и их скоростями изменения. В результате мы получаем уравнения, содержащие скорости изменения неизвестных величин и сами эти величины. Такие уравнения называются дифференциальными. Решив их, получают искомое описание явлений природы.

В связи со своим происхождением, дифференциальные уравнения имеют многочисленные и самые разнообразные приложения в математике, физике, химии, биологии и других науках. Современное развитие техники тоже невозможно без использования дифференциальных уравнений.

В курсе предполагается:

  • Познакомиться с понятиями производной и интеграла, необходимыми для работы с дифференциальными уравнениями;
  • Научиться составлять дифференциальные уравнения, описывающие природные явления;
  • Изучить некоторые способы исследования и решения дифференциальных уравнений.


Преподаватель

Черевко Александр Александрович, доцент, кандидат физико-математических наук
Элементарная теория чисел
Кафедра математики
1 семестр

Элементарная теория чисел изучает целые числа и связывающие их закономерности. Многие свойства целых чисел легко переносятся на другие алгебраические структуры, а также активно используются при изучении других математических объектов. Благодаря чему понимание теории чисел способствует изучению алгебры и других разделов математики.

На спецкурсе мы познакомимся с элементарной теорией чисел и теми её разделами, которые не включены в основную программу, научимся понимать и использовать классические объекты из данной области.

Начнём с арифметики остатков, но познакомимся с ней глубже и подробнее, чем это делается в рамках основной программы. Обсудим арифметические функции, первообразные корни и другие важные объекты.


Преподаватель

Захаров Антон Станиславович, кандидат физико-математических наук

Исследования в математических задачах
Кафедра математики
1 семестр

Спецкурс состоит из нескольких блоков, каждый блок – отдельный математический сюжет. В рамках каждого сюжета участники спецкурса решают различные исследовательские задачи. В частности, планируется поговорить о различных задачах связанных с геометрией многогранников, поведением динамических систем и кривых на плоскости.

Преподаватель

Даурцева Наталия Александровна, доцент, кандидат физико-математических наук
Олимпиадные задачи по математике (9 класс)
Кафедра математики

Годовой

Годовой спецкурс "Олимпиадные задачи по математике" посвящен решению задач и изучению методов, применяемых при решений олимпиадных задач различных уровней сложности. Задачи берутся как из классических источников (Всеросиийская , Всесибирская, Олимпиада СПБ и тд), так и более обширных источников (Колм, Утюм, Олимпиады Европы и тд.). В течение спецкурса каждый желающий может решать задачи, а также участвовать в обсуждении таковых.


Преподаватель

Батуев Андрей Дондолович, старший преподаватель
Решения задач вступительных испытаний
Кафедра математики

Годовой

Целью курса является подготовка к вступительным испытаниям, изучения различных методов и приемов при решении задач выпускного и вступительного характера, развитие логического мышления, а также систематизация и повышение уровня знаний школьников по курсу математики.

При решении задач вступительных испытаний, кроме хорошего знания стандартных методов решения таких задач, требуется умение проводить логические построения, аккуратность, внимательность, а также умение оформлять задачи согласно требованиям. Это требует от школьника более развитого логического мышления и математической культуры. Из опыта работы в выпускных классах, видно, что одной из причин, по которым учащиеся плохо пишут ЕГЭ, является психологический барьер. Учащиеся, ознакомленные с вариантами вступительных испытаний, обычно успешно справляются с ЕГЭ в том числе и из-за уверенности, что они справятся.

Поэтому наша цель – не только научить учащихся методам решения задач выпускного характера, но и помочь преодолеть психологический барьер, который обусловлен создавшемуся общественному мнению, путем знакомства с приемами и методами, решением задач, формированием успешности учащихся.


Преподаватель

Булгакова Татьяна Евгеньевна, доцент, кандидат физико-математичкских наук

Элементарная геометрия
Кафедра математики

Годовой

Курс предназначен для учащихся 10 – 11 классов.

Статистика показывает, что учащиеся не всегда справляются с заданиями по геометрии или вообще стараются не приступать к ним, так как для успешного выполнения этих заданий необходимы прочные знания основных геометрических фактов и опыт в решении геометрических задач.

Курс предназначен для восполнения пробелов в навыках решения задач по планиметрии и знаниях теоретического материала, для систематизации, расширения, отработки полученных знаний, для знакомства с различными методами решения задач по планиметрии.

Преподаватель

Петрова Оксана Павловна,старший преподаватель
Параметры
Кафедра математики

Годовой

Курс ориентирован исключительно на учащихся 11-х классов. Целью курса является ознакомление учащихся с разнообразными методами решения и способами упрощения решения, формирование навыка выбора метода и поиска оптимального решения. На спецкурсе рассматриваются разнообразные задачи с параметрами, в том числе и задачи ЕГЭ последних лет.

Не рекомендуется учащимся 9-10 классов.

Преподаватель

Квон Елена Виссарионовна, старший преподаватель.
Задачи повышенной сложности по стереометрии и планиметрии выпускного характера
Кафедра математики



Годовой

Изучение специального курса математики направлено на достижение следующих целей: формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне; развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности; воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

В результате освоения обучающийся должен иметь представление о некоторых разделах математики, не включенных в школьную программу, знать дополнительные сведения, формулы и свойства, приёмы решения нестандартных задач, уметь применять полученные знания и навыки при решении задач повышенной сложности.


Преподаватель

Кузнецов Владимир Васильевич, профессор, доктор физико-математических наук

Задачи по алгебре и геометрии выпускного характера
Кафедра математики


2 семестр

Курс предназначен для учащихся второго семестра 11-х классов.

В первую очередь курс будет полезен тем ученикам, кто нуждается в некотором упорядочении и систематизации собственных знаний и навыков в решении задач по математике выпускного класса. Отдельное внимание будет уделено выявлению слабых мест и активизации усиленной самостоятельной работы с задачами по алгебре и геометрии. Кроме этого, будут рассмотрены ключевые методы решения некоторых задач и примеры нестандартных подходов. Таким образом, курс направлен на развитие навыков самостоятельной работы и повышение качества математической подготовки учащихся.


Преподаватель

Куклина Галина Яковлевна, доцент, кандидат физико-математических наук
Нестандартные задачи по математике
Кафедра математики
Годовой

Большинство сложных олимпиадных задач имеют «нестандартные», по отношению к обычной программе, либо формулировки, либо идеи решений. Некоторые идеи оформились в обязательные классические разделы олимпиадных задач: задачи на «четность», «инвариант», «принцип Дирихле» и др. Важной составляющей «нестандартных» идей является взаимосвязь различных разделов математики. К нестандартным задачам, в частности, относится 18 задача профильного ЕГЭ по математике. Спецкурс рассчитан на учащихся 9 - 10 классов.


Преподаватель

Ню Владимир Владимирович, доцент, кандидат физико-математических наук

Олимпиадные задачи по математике
Кафедра математики

Годовой

«Олимпиадные задачи по математике» посвящён изучению основных идей и методов элементарной математики, применяемых при решении задач математических олимпиад школьников последних десятилетий. Достаточно глубоко затрагиваются все разделы современной «олимпиадной» математики: теория чисел, комбинаторика, алгебра и геометрия. Изучение каждого раздела начинается с простых (но интересных!) задач и идёт в направлении нарастания сложности, с использованием основных приёмов решения и популярных ловушек составителей. Все рассматриваемые задачи берутся из реальной олимпиадной практики Всероссийских, Московских, Санкт-Петербургских и Всесибирских олимпиад, по каждой основной задаче рассматриваются идея её решения, оптимальный способ его написания и схема оценивания. Каждый слушатель получает возможность обсудить своё решение у доски и оценить его глубину и оригинальность.


Преподаватель

Храмцов Дмитрий Геннадьевич, доцент, кандидат физико-математических наук.

Основы теории вероятностей и математической статистики с элементами методов Монте-Карло
Кафедра математики

2 семестр

Целью курса является знакомство слушателей с основами теории вероятностей и математической статистики, а также введение в современные численные статистические методы (методы Монте-Карло). Будут рассмотрены основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения ряда типовых вероятностных задач. Слушатели научатся узнавать и использовать основные случайные распределения, анализировать данные и находить статистические закономерности, использовать статистическое моделирование для некоторых простых прикладных задач.

Преподаватель

Трачева Наталья Валерьевна, старший преподаватель, кандидат физико-математических наук
Погружение в математику для 9-х классов
Кафедра математики
Годовой

Курс предназначен для углубленного изучения математики, получения знаний, необходимых для успешного завершения основной образовательной программы и подготовки к экзаменам (в том числе ОГЭ). Основная цель — систематизировать знания, развить логическое и аналитическое мышление, а также научить применять математические методы для решения практических задач. Учащихся ждёт мотивационная среда, которая поможет не только успешно сдать экзамены, но и полюбить предмет.


Преподаватель

Гусарова Ольга Игоревна

Подготовка к ЕГЭ для химико-биологического потока
Кафедра математики

Годовой

Курс по профильной математике предназначен для учеников 11 класса химико-биологического потока.

Курс рассматривает основные темы профильного ЕГЭ по математике, включает подробный разбор тем первой и второй части, а также регулярное решение пробных вариантов. На курсе рассмотрим типичные ошибки, тонкости и ловушки в заданиях.

Цель курса: Помочь лучше понять предмет, успешно справиться с задачами на экзаменах и в жизни, обрести уверенность: «Я смогу сдать ЕГЭ на высокий балл».


Преподаватель

Сердцева Елена Александровна, старший преподаватель
Олимпиадная математика 8 класс
Кафедра математики
Годовой


Годовой спецкурс "Олимпиадная математика 8 класс" посвящен подготовки только прибывших 8-классников к олимпиадам. Начало спецкурса будет посвящено повторению тем 7 класса с последующим углублением в темы предлагаемые на заключительном этапе Олимпиады им. Эйлера и Олимпиады им. Шарыгина. Спецкурс будет состоять как из лекций, так и из решения задач листочков.


Преподаватель

Еловацкий Станислав Сергеевич

Дополнительные главы физики
Кафедра физики
Годовой

Особенностью данного курса является то, что он нацелен на углубленное изучение физики школьниками активно интересующимися предметом и имеющих целью узнать нестандартные методы решения физических задач, в том числе и не входящих в основной, хоть и углубленный курс физики СУНЦ. Научиться решать задачи более высокого уровня, чем предлагаемые в основном курсе, а также познакомиться с дополнительными математическими методами физики.


Преподаватели

10 классы: Иванов Иван Анатольевич, доцент, кандидат физико-математических наук
10 классы: Башкатов Юрий Леонидович, доцент, кандидат физико-математических наук

11 классы: Вайнер Борис Григорьевич, профессор, доктор физико-математических наук
11 классы: Цвелодуб Олег Юрьевич, профессор, доктор физико-математических наук 

Дополнительная физика для одногодичных потоков
Кафедра физики

Годовой

Продолжительность: первый семестр – два занятия в неделю, второй семестр – одно.

Спецкурс предназначен для внеурочной деятельности под контролем и активном участии преподавателя по изучению физики обучающимися на одногодичных потоках СУНЦ НГУ, активно интересующихся предметом, но имеющим проблемы в освоении материала основной учебной программы в силу неоднородного входного уровня. Целью курса является смягчение проблем с освоением основной учебной программы курса физики с целью уверенного решения задач по темам, содержащимся в ЕГЭ по физике. Курс является сопутствующим курсам «Физика», который реализуется в СУНЦ НГУ на углубленном и базовом уровнях.


Преподаватель

Серебрякова Дарья Васильевна, старший преподаватель

Выравнивающий курс по физике
Кафедра физики
Годовой

Особенностью данного курса является то, что он нацелен на индивидуальную работу школьников под контролем и активном участии преподавателя по изучению физики обучающимися, активно интересующихся предметом, но имеющим проблемы в освоении материала основной учебной программы в силу неоднородного входного уровня, а также высокого темпа прохождения учебного материала программы


Преподаватели

9 классы: Бердюгин Алексей Викторович, доцент, кандидат физико-математических наук

10 классы: Башкатов Юрий Леонидович, доцент, кандидат физико-математических наук
10 классы: Орешкин Сергей Борисович

11 классы: Казанин Василий Федорович, доцент, кандидат физико-математических наук
11 классы: Вайнер Борис Григорьевич, профессор, доктор физико-математических наук
Подготовка к ЕГЭ по физике
Кафедра физики
Годовой


Продолжительность: первый семестр – одно занятие в неделю, второй семестр – два.

Данный курс нацелен на работу под контролем и активном участии преподавателя по изучению физики школьниками в выпускных классах СУНЦ НГУ активно интересующихся предметом и имеющих целью сдавать единый государственный экзамен по физике.

  

Преподаватели

Кожевников Алексей Вадимович
Семенова Ирина Юрьевна,
Чигарев Максим Петрович, специалист по умр
Олимпиадная подготовка по физике
Кафедра физики

Годовой

Данный курс посвящен подготовке учащихся СУНЦ НГУ к основным олимпиадам по физике, имеющим экспериментальные задачи (олимпиады из перечня и Всероссийской Олимпиаде школьников по физике, Международная Жаутыковская олимпиада, олимпиада «Туймаада» и др.). На занятиях разбираются экспериментальные задачи различных физических олимпиад от региональных до международных, рассматриваются различные методы и подходы к их решению.

 

Преподаватели

Юлдашева Мария Рашидовна, старший преподаватель

Козьмин Артем Дмитриевич

Бердюгин Алексей Викторович, доцент, кандидат физико-математических наук

Ибятов Тимур Маратович, лаборант

Ломов Константин Андреевич

Кокшарова Татьяна Александровна

Бердюгин Антон Алексеевич


8 классы: Кокшарова Татьяна Александровна

Семенова Ирина Юрьевна

Олимпиадные задачи по физике
Кафедра физики

Годовой

Спецкурс посвящен нестандартным задачам по физике олимпиадного уровня и методам их решения.


Преподаватели

Соломатин Борис Николаевич, старший преподаватель

Касатов Александр Александрович, старший преподаватель
Задачи оценки по физике
Кафедра физики
Годовой

Целью курса является изучение базовых понятий и методов решений задач-оценок, формирование навыков анализа данных.


Преподаватель

Иванов Михаил Юрьевич, старший преподаватель, кандидат физико-математических наук

Турнир юных физиков
Кафедра физики

Годовой

Особенностью курса является то, что он является лично-командным состязанием школьников старших классов в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях - физических боях.

Преподаватели

Башкатов Юрий Леонидович, доцент, кандидат физико-математических наук

Буньков Даниил Александрович, лаборант
Астрофизический практикум в лаборатории «Вега» НГУ
Кафедра физики

Годовой


Основной целью спецкурса является обучение учащихся СУНЦ  практическим навыкам работы на оптическом, спектроскопическом, астрофизическом оборудовании и закрепление знаний школьного курса Астрономии с тем, чтобы использовать эти навыки при изучении процессов происходящих в ближнем космическом пространстве.


Преподаватель

Коняев Егор Сергеевич

Наблюдательная Астрономия
Кафедра физики

Годовой


Особенностью курса является то, что он нацелен на углубленное изучение астрономии через наблюдение звездного неба северного полушария как невооруженным глазом, так и посредством оптических телескопов. Занятия проходят в КЮТе по адресу ​ул. Академика Ржанова, 1

Преподаватель

Эпштейн Дмитрий Борисович, старший преподаватель, кандидат физико-математических наук
Олимпиадные подготовка по астрономии
Кафедра физики
Годовой

Программа направлена на разбор заданий астрономических олимпиад – небесная механика, наблюдательная астрономия, теория излучения, оптические системы, сферическая астрономия.


Преподаватель

Орлов Илья Олегович, старший преподаватель

Численное моделирование физических процессов
Кафедра физики

Годовой

Численное моделирование является одним из методов компьютерного исследования, который выполняет вычисление на основе специальной математической модели для моделирования реальных физических процессов.


Преподаватели

Новоселов Кирилл Васильевич
Золотарев Никита Алексеевич
Низкотемпературная плазма и синтез нанопленок
Кафедра физики

Годовой

Особенностью курса является то, что он нацелен на углубленное изучение основ физики газового разряда (низкотемпературной плазмы), методов осаждения углеродных, металлических и диэлектрических нанопленок и методов исследования их оптических свойств.


Преподаватель

Чепкасов Сергей Юрьевич, старший преподаватель
Современное тепловидение
Кафедра физики

Годовой

Ознакомление с теорией инфракрасного излучения. Ознакомление с современными инструментами и методами физических исследований. Основы физики полупроводников и полупроводниковых приборов. Приобретение навыков практической работы с автоматизированными средствами анализа свойств физических и биологических объектов, получение биофизических характеристик живого организма.


Преподаватель

Вайнер Борис Григорьевич, профессор, доктор физико-математических наук
Углублённый английский язык
Кафедра иностранных языков

Годовой

Спецкурс «Углублённый английский язык» адресован учащимся повышенного и высокого уровней владения языком и посвящён изучению разных видов заданий, используемых на экзаменах на знание языка, как российских ГИА, так и международных IELTS, TOEFL и других.

Осваивая программу спецкурса, учащийся знакомится с заданиями по аудирования, чтению, письму, грамматике и лексике, а также говорению. Спецкурс учит анализировать текст и выделять нужную информацию, находить и понимать ключевые слова, замечать детали, выполнять различные письменные и устные задания экзаменационного формата.

 

Преподаватель

Орловская Анна Леонидовна, старший преподаватель
Подготовка к ВсОШ по английскому языку
Кафедра иностранных языков
Годовой

Спецкурс «Подготовка к ВсОШ по английскому языку» разработан с целью систематической и углублённой подготовки школьников к участию в олимпиадах по английскому языку, в частности, к региональному и всероссийскому этапам.

Программа разработана с учетом требований к уровню владения языком и формату заданий, предъявляемым на олимпиаде. Курс предполагает комплексный подход к развитию всех языковых навыков, необходимых для успешного
выступления.

Преподаватель

Рогажинскас Наталья Петровна, старший преподаватель

Культурология (видеосюжеты)
Кафедра иностранных языков
1 семестр

Спецкурс «Культурология (видеосюжеты)» позволит повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка в общей образовательной сфере; достигнув образовательных целей за счет  приобщения к истории, культуре, географии разных англоязычных стран и приобретения новых сведений о жизни народов за рубежом расширить кругозор обучающихся, углубить их знания в области культуроведения, улучшить их компетенцию в иностранном языке и повысить мотивацию к овладению английским языком.


Преподаватель

Беспалова Полина Викторовна, старший преподаватель

Основы грамматики английского языка
Кафедра иностранных языков

Годовой

Спецкурс «Основы грамматики английского языка» знакомит с основными правилами английской грамматики. На занятиях разбираются отдельные элементы грамматики, такие, как система грамматических времён, степени сравнения прилагательных, модальные глаголы, страдательный залог, косвенная речь и другие темы. Грамматические правила объясняются на примерах и подкрепляются письменными и устными практическими упражнениями. На протяжении спецкурса усвоение материала проверяется регулярными контрольными заданиями.

Спецкурс адресован учащимся с начальным и средним уровнями владения английским языком и всем, кто желает привести в порядок свои знания основ грамматики английского языка.

 

Преподаватель

Орловская Анна Леонидовна, старший преподаватель 

Практическая грамматика английского языка
Кафедра иностранных языков
Годовой

Дистанционный модульный курс по английскому языку «Практический курс английского языка» 

Дистанционный модульный курс по английскому языку «Практический курс английского языка» позволяет студентам повторить и закрепить пройденный материал, усвоить новые знания, обобщить и систематизировать изученное по основным темам школьной программы, применить знания на практике. Учащиеся смогут сформировать умение эффективно работать самостоятельно онлайн и развивать навыки самоконтроля.


Преподаватель

Запрягаева Марина Александровна, старший преподаватель

Французский язык
Кафедра иностранных языков
Годовой

Спецкурс «Французский язык» предназначен для учащихся с нулевым или начальным уровнем знания французского языка, направлен на развитие основных коммуникативных навыков, расширяет словарный запас учащихся и знакомит с традициями, культурой и образом жизни страны изучаемого языка. Занятия основываются на многоуровневом курсе УМК «Rencontres» Н.А Селиванова, А Ю Шашурина, издательство “Просвещение”.

Цель курса – изучить правила чтения и научить читать тексты на французском языке, познакомить с базовой грамматикой, научить выражать свои мысли, слушать и понимать современную французскую речь, познакомить учащихся с основными фразами, устойчивыми выражениями, которые носитель языка использует в повседневном общении, развить у учащихся социокультурную компетенцию, научить применять полученные знания на практике, сформировать умение самостоятельно решать познавательно-коммуникативные задачи.

Преподаватель

Маринина Ольга Александровна, старший преподаватель

Лингвостилистический анализ текста
Кафедра русского языка и литературы
2 семестр

Одна из задач данного спецкурса состоит в том, чтобы учащиеся научились анализировать поэтические и прозаические тексты, что поможет им в работе с исходным текстом на ЕГЭ.

Программа ориентирована на получение учениками теоретических знаний, связанных со спецификой лингвистического анализа художественного текста. На теоретической основе предлагается развить и закрепить практические навыки анализа текстов различной тематики и жанровой направленности, а также самостоятельный анализ текстов учащимися, основанный на их творчестве.

Преподаватель

Конева Анна Григорьевна, старший преподаватель

Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Кафедра русского языка и литературы
2 семестр

Спецкурс «Подготовка к общему государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку» направлен на подготовку учеников 9-х классов к успешной сдаче общего государственного экзамена по русскому языку.
Цель курса – познакомить школьников с принципами организации варианта ОГЭ; активизировать знания, полученные за время обучения в школе; научить применять полученные знания при написании ОГЭ.

Преподаватель

Кузнецова Елена Сергеевна, доцент, кандидат филологических наук
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Кафедра русского языка и литературы
2 семестр

Спецкурс «Подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку» направлен на подготовку учеников 11-х классов к успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

Цель курса – познакомить школьников с принципами организации варианта ЕГЭ; повторить и обобщить правила, полученные за время обучения в школе; научить применять полученные знания при написании ЕГЭ.


Преподаватели

Кузнецова Елена Сергеевна, доцент кандидат филологических наук
Брыкова Елена Николаевна, доцент
Андрейко Наталия Юрьевна, доцент
Конева Анна Григорьевна, старший преподаватель
Болотина Татьяна Владимировна, старший преподаватель
Ломаковская Дарья Викторовна


Подготовка к олимпиаде по русскому языку
Кафедра русского языка и литературы
1 семестр

Программа ориентирована на получение учениками теоретических знаний, необходимых для успешного выполнения олимпиадных заданий по русскому языку и лингвистике, а также на овладение ими некоторых подходов к выполнению таких заданий. Курс включает в себя значительный объём практики – совместного решения задач и пояснения принятых решений.

Преподаватель

Никифоров Тимофей Павлович
Подготовка к итоговому сочинению
Кафедра информатики и ИКТ
1 семестр

Спецкурс «Подготовка к итоговому сочинению» направлен на подготовку учеников 11-х классов к успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
Цель курса – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания письменной форме; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Преподаватель

Шарангович Елена Николаевна, старший преподаватель 
Внеклассное чтение
Кафедра русского языка и литературы
Годовой

Спецкурс «Внеклассное чтение» направлен на углубление знаний учеников 9–11-х классов по русской и мировой литературе. Программа спецкурса составлена с учетом специфики структуры курса русской литературы в СУНЦ НГУ и предусматривает более глубокое знакомство учащихся с литературой как искусством слова, формирование представления как об историко-литературном процессе, так и об особенностях отдельных жанров. Спецкурс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений писателей ХХ века, решает задачи формирования читательских умений и навыков.

Цель курса – развитие представления школьников о специфике литературы как особого вида искусства; воспитание культуры читательского восприятия прозаического текста, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений; совершенствование умений анализа и интерпретации произведений.

Преподаватель

Ашкарина Наталья Арнольдовна, старший преподаватель

Разговоры о стихах
Кафедра русского языка и литературы
Годовой

Спецкурс «Разговоры о стихах» направлен на углубление знаний учеников 9–11-х классов по русской и мировой литературе. Программа спецкурса составлена с учетом специфики структуры курса русской литературы в СУНЦ НГУ и предусматривает более глубокое знакомство учащихся с поэзией как искусством слова на примере творчества выдающихся классических и современных поэтов. Спецкурс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений и навыков.

Цель курса – развитие представления школьников о специфике литературы как особого вида искусства; воспитание культуры читательского восприятия поэтического текста, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений; совершенствование умений анализа и интерпретации поэтического произведения.

Преподаватели

Андрейко Наталия Юрьевна, доцент
Ашкарина Наталья Арнольдовна, старший преподаватель


Сценическое искусство
Кафедра русского языка и литературы
1 семестр

Поводом к созданию программы спецкурса «Сценическое искусство» стала успешная постановка «Горя от ума» осенью 2024 года. Опыт показал, что спектакль можно подготовить за 2–2,5 месяца при двух занятиях в неделю и встречах инициативной группы по воскресениям и в каникулярное время. Согласно опросу, работа над спектаклем не помешала успехам в профильных дисциплинах. Практически все участники проекта стали призерами и победителями регионального этапа ВСОШ, а исполнитель главной роли и режиссер – призерами заключительного этапа. Поскольку потенциальные создатели спектакля имеют амбициозные планы на победу в различных олимпиадах, есть пожелание провести премьеру не позже середины ноября. Таким образом, спецкурсы «Литература и театр» (20 часов) и «Сценическое искусство» (20 часов), которые вместе образуют систему подготовки спектакля, желательно начать с первых чисел сентября и завершить в середине ноября.

Преподаватель

Федоренко Екатерина Олеговна, доцент 
Литература и театр
Кафедра русского языка и литературы
1 семестр

Кризис чтения вынуждает преподавателя литературы использовать трудоемкие, но эффективные способы мотивации к освоению художественного текста. Театральная педагогика – одно из актуальных направлений в современном школьном образовании – предлагает такие возможности.
Зрители видят результат коллективной творческой деятельности – готовый спектакль. Но основная польза от подобной работы заключается в процессе его создания, который требует многообразных форм взаимодействия с литературным произведением.

Преподаватель

Федоренко Екатерина Олеговна, доцент 
Право в России и мире
Кафедра общественных наук
1 семестр

Курс даёт школьникам системное представление о государстве, праве и их месте в жизни еловека и общества. Через лекции, разбор судебных кейсов и ролевые модели судебного процесса учащиеся получают практические навыки правового анализа, публичных выступлений и командной работы.

Цели курса:

  • Объяснить происхождение, сущность и функции государства и права.

  • Показать механизмы защиты прав личности в РФ и на международном уровне.

  • Ознакомить с основами конституционного, гражданского, трудового, административного и уголовного права и процесса.

  • Развить навыки правового анализа, подготовки докладов и участия в моделях судопроизводства.

Ожидаемые результаты:

  • Умение различать источники и системы права.

  • Навык анализа судебного кейса и подготовки краткого доклада.

  • Практическое понимание ролей участников процесса.

  • Базовые представления о трудовых правах и правах несовершеннолетних.

Методы обучения и формы работы: Лекции. Разбор судебных кейсов. Групповые проектные игры «модель судебного процесса». Короткие устные доклады с презентацией.


Преподаватель

Гладченко Ксения Игоревна

Музей ФМШ: Вперед, в историю!
Кафедра общественных наук
Годовой

Целью спецкурса является не просто сбор материалов изучение истории ФМШ – это прежде всего люди: выпускники и основатели школы, ученики и преподаватели, ученые и институты Академгородка, выбор и путь к цели. На спецкурсе мы встречаемся с учеными и директорами институтов и говорим обо всем, что интересует, обсуждаем экскурсии в институты СО РАН, смотрим фильмы-хроники об основании Академгородка, о людях, как отдыхали и жили в то время.  В рамках спецкурса есть три проекта:

  1. Галерея выпускников» - в прошлом учебном году работала комиссия, состоящая из сотрудников и преподавателей ФМШ, все материалы готовы, с участие комиссии и под руководством научного руководителя ученики исследуют выбор комиссии – почему в галерее именно эти люди, принципы отбора, возможно делают авторские интервью и проч.

  2. Звания «Почетный ФМШонок» и «Заслуженный работник ФМШ» - в этом проекте под руководством научного руководителя и совместно с комиссией ученики исследуют историю званий, кто награждался, возможны так же авторские интервью и прогноз-опрос учеников ФМШ кто может получить такое звание Результаты этих проектов: убликации в изданиях НГУ и СО РАН, выступление на МНСК, выступления на конференциях в других городах, создание книги ФМШ.

  3.  Галерея научных открытий Академгородка – совместно с рабочей группой сотрудников и преподавателей ФМШ, а также институтов по соответствующим наукам – выбираем открытия, которые оказали большое влияние на развитие науки, промышленности, медицины, исследований и проч. Знакомимся с людьми, которые работами над ними, как они шли к своей цели. Результаты работы: также как и первые два проекта – продвижение работ в СМИ и научных конференциях, галерея с фотографиями и описанием открытия будет размещена в учебном корпусе ФМШ.


Преподаватель

Алексеева Юлия Николаевна

Олимпиадные задачи по экономике для 11-х классов
Кафедра общественных наук

Годовой

«Экономика – это ожившая математика», «экономика – это между математикой и людьми» - реальные высказывания наших выпускников. Мы предлагаем познакомиться с экономическими моделями и попробовать свои силы в решении практических задач. Спецкурс подходит и для тех, кто хочет участвовать в экономических олимпиадах, и для тех, кто хочет просто больше узнать об экономике. Начиная с 2009 года на спецкурсах подготовились более 25 победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике, десятки победителей и призеров олимпиад по экономике из Федерального перечня. Победа на таких олимпиадах дает возможность поступить без ЕГЭ в самые престижные вузы страны, причем не только на чисто экономические специальности. Направления, связанные с бизнес-информатикой (программирование + экономика), статистикой и анализом данных также принимают по результатам этих олимпиад. Если не собираетесь выбирать в будущем экономическую специальность, знания об экономических моделях тоже будут полезны. И математики, и программисты, и представители других профессий в процессе работы часто сталкиваются с необходимостью решать экономические задачи, ведь их создает сама жизнь.

Мы предлагаем систему спецкурсов: занятия для 9х классов, для 10х (начинающие), для 10х (продолжающие), для 11х классов. Приходите, пробуйте!


Преподаватель

Гетманова Анна Владимировна, старший преподаватель
Финансовая грамотность
Кафедра общественных наук
1 семестр

В современном мире очень много финансовых услуг и финансовых инструментов доступны обычному человеку. На спецкурсе мы будем разговаривать о них. Как застрахованы банковские вклады и какие еще варианты вложения денег предлагают нам банки, какие бывают кредиты и что обязательно должно быть в кредитном договоре, как фактически можно вложить деньги в золото и другие драгоценные металлы, какие ценные бумаги бывают и как на них зарабатывают, как открыть брокерский счет, что такое индивидуальный инвестиционный счет, особенности вложения денег в паевые инвестиционные фонды, что такое ETF – это лишь часть вопросов, которые мы с вами разберем и обсудим. Мы будем рассматривать те инструменты, которые доступны обычному физическому лицу, поговорим также о налогах и государственном регулировании финансовой сферы, посчитаем доходности разных активов.

Все это полезно любому человеку.

Преподаватель

Гетманова Анна Владимировна, старший преподаватель
Олимпиадная экономика: теоретическая и практическая части
Кафедра общественных наук

Годовой

«Экономика – это ожившая математика», «экономика – это между математикой и людьми» - реальные высказывания наших выпускников. Мы предлагаем познакомиться с экономическими моделями и попробовать свои силы в решении практических задач. Спецкурс подходит и для тех, кто хочет участвовать в экономических олимпиадах, и для тех, кто хочет просто больше узнать об экономике. Начиная с 2009 года на спецкурсах подготовились более 25 победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике, десятки победителей и призеров олимпиад по экономике из Федерального перечня. Победа на таких олимпиадах дает возможность поступить без ЕГЭ в самые престижные вузы страны, причем не только на чисто экономические специальности. Направления, связанные с бизнес-информатикой (программирование + экономика), статистикой и анализом данных также принимают по результатам этих олимпиад. Если не собираетесь выбирать в будущем экономическую специальность, знания об экономических моделях тоже будут полезны. И математики, и программисты, и представители других профессий в процессе работы часто сталкиваются с необходимостью решать экономические задачи, ведь их создает сама жизнь. Мы предлагаем систему спецкурсов: занятия для 9х классов, для 10х (начинающие), для 10х (продолжающие), для 11х классов. Приходите, пробуйте!

Преподаватель

Ерышова Вера Евгеньевна, старший преподаватель

Нации и национализм
Кафедра общественных наук

1 семестр

Спецкурс посвящен истории развития таких общественных феноменов как «нация» и «национализм». Он служит дополнением к базовому курсу обществознания за 11 класс и всемирной и отечественной истории за 10–11 классы. Основное внимание уделяется формированию идеологии национализма и ее влиянию на историю зарубежных стран и России. Основной целью освоения программы спецкурса является создание у учащихся комплекса знаний о сущности национализма, причинах формирования наций, влиянию национализма на политические процессы. В результате освоения программы обучающийся должен: – владеть различными теоретическими подходами, объясняющими сущность национализма. – знать определенный объем фактического материала, связанного с развитием националистических идей в различных странах. – уметь формулировать суждения о роли национализма в исторических событиях конца XVIII–XXI веков. Программа спецкурса рассчитана на 20 часов.


Преподаватель

Кромер Лев Викторович 

Культурология Видеоигр
Кафедра общественных наук
1 семестр

Спецкурс посвящен видеоиграм как культурной единице: истории развития, экономике, технологиям и жанровым особенностям. Видеоигры на сегодняшний день являются одним из самых популярных жанров культуры среди молодежи, их аудитория растёт вместе с продажами и бюджетами самих игр. Изучение этого культурного сегмента кажется весьма актуальным и интересным. Основной целью освоения программы спецкурса является формирование у учащихся комплекса знаний о становлении, развитии и современном состоянии игровой индустрии и игр как жанра искусства. Также отдельное внимание будет уделено воспитанию у учащихся культуры поведения в игровом сегменте.

В результате освоения программы спецкурса обучающийся должен:

  • получить представление о теории игр, основных жанрах и понятиях игры как феномена;
  • получить представления об основных понятиях и концепциях, используемых в видеоиграх;
  • знать фактический материал, связанный с событиями игровой индустрии, культовыми играми, мировыми разработчиками и издателями;
  • уметь анализировать игры с точки зрения их жанровых, геймдизайнерских и геймплейных особенностей. 

Программа спецкурса рассчитана на 20 часов.


Преподаватель

Скарлыгин Илья Александрович, старший преподаватель

Человек: актуальные проблемы современной психологии
Кафедра общественных наук

1 семестр

Спецкурс «Человек: актуальные проблемы психологии» для 10-11 классов дополняет работу, проводимую на занятиях по курсу «обществознание» в основное учебное время, готовит учащихся к более глубокому освоению различных гуманитарных предметов. Спецкурс посвящен актуальным проблемам психологии, включает в себя изложение основных проблем психосоматики, типологии личности и конфликтологии. Цель курса – ознакомление учащихся с навыками психологического анализа, овладение знаниями известных психологических концепций, возникших в к. XIX - н. XXI вв., научить применять полученные знания при анализе психологических процессов.

 

Преподаватель

Тузиков Александр Федорович, доцент, кандидат исторических наук
Технология войны
Кафедра общественных наук
Годовой

Предмет «Технология войны» находится на стыке предметной области «Общественные науки» (история, обществознание), «естественные» (физика, география) и «технические науки» (история развития технологий). Он предназначен для интересующихся предметом учащихся 9-11-х классов, и проходит в первом и втором семестре учебного года в общем объеме 40 часов при недельной нагрузке 2 часа. В содержательной части спецкурс является специализированным ответвлением базового курса Отечественной истории от её начала – до начала ХХI века, и пересекается с разделами интегрированных курсов «Всеобщая история» и «Россия в мире». В межпредметном взаимодействии материал курса можно считать также связанным со школьным курсом «Обществознание» (в части, объясняющей движущие силы и направленность исторической динамики общества). В теоретико-методологической части при разработке курса сделан упор не только на развитие военных технологий и способов организации войск в истории, но и на рассмотрение и объяснение трансформации институтов и практик отдельных регионов мира к их современному состоянию под влиянием военного аспекта, на выявление тенденций и закономерностей этой трансформации. Такие феномены как нашествия, волны завоеваний, региональные и мировые войны, «Холодная война», насильственный аспект деколонизации – определяют значительную часть исторического материала школьной истории и социально-политическое «лицо» современного мира. Введение обучаемого в контекст фактологии и проблематики современной истории военного дела является основной целью курса.


Преподаватель

Цыганков Владислав Васильевич, доцент, кандидат философских наук

Медиация в сфере образования и межличностной коммуникации
Кафедра общественных наук

1 семестр

Спецкурс «Медиация в сфере образования и межличностной коммуникации» направлен на обучение теоретическим основам медиации обучающихся 9-х, 10-х, 11-х классов СУНЦ НГУ, а также формирование у них умения разрешать конфликты с помощью медиативных технологий.

Важность использования инструментов медиации осознается на государственном уровне. В 2010 году был принят Федеральный Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», предусматривающий использование медиации в гражданских спорах и административных процессах. Основными задачами внедрения медиативных подходов в школе являются - создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки, воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам), улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии, как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Важным моментом в решении конфликтных ситуаций с помощью медиации является привлечение волонтеров-медиаторов, школьников, которые прошли специальную подготовку.

Цель курса – обучение основам медиации и формирование навыков решения конфликтных ситуаций с применением медиативных технологий.

Преподаватель

Грешнова Наталья Валерьевна
Олимпиадная подготовка по истории
Кафедра общественных наук
1 семестр

Спецкурс посвящен подготовке учащихся 9–11-х классов к Всероссийской олимпиаде по истории. Целями спецкурса являются: обучение учеников решать типичные задания олимпиадного формата, заполнение их пробелов в программе по истории, формирование у них целостного представления об историческом процессе.
Программа спецкурса рассчитана на срок не менее чем 20 часов.

Преподаватель

Кромер Лев Викторович
Экономика для 8-х классов
Кафедра общественных наук
Годовой

Спецкурс «Экономика» предназначен для учащихся 8 классов, рассчитан на два учебных семестра (40 часов). Он интересен тем учащимся, которые хотят участвовать в олимпиадах по экономике, повысить свою финансовою грамотность, а также тем, кто хочет узнать о предмете побольше и сориентироваться, подходит ли ему такая специальность.

Преподаватель

Гетманова Анна Владимировна, старший преподаватель
Программирование на Java
Кафедра информатики и ИКТ
Годовой

Язык программирования Java - C-подобный объектно-ориентированный язык, один из самых популярных в мире. В курсе будут рассмотрены особенности и возможности Java, и использование этого языка для решения различных задач - от простейших вычислительных до написания оконных приложений Java Swing.

Знание учащимися какого-нибудь C-подобного языка приветствуется, но не обязательно.

Преподаватель

Донских Владимир Алексеевич
Олимпиадные задачи в криптографии
Кафедра информатики и ИКТ
1 семестр

Цель спецкурса – подготовить учеников к участию в олимпиадах по криптографии, таких как: «Всероссийская олимпиада школьников по математике и криптографии», которая проводится Институтом криптографии, связи и информатики Академии ФСБ в ноябре, и «Международная олимпиада по криптографии NSUCRYPTO» (школьная секция), основной организатор которой – Новосибирский государственный университет. Спецкурс включает разбор необходимого материала, решение задач, в том числе в форме командных соревнований, знакомство с основными понятиями криптографии.

Преподаватели

Бонич Татьяна Андреевна
Панферов Матвей Андреевич
Подготовка к ЕГЭ по информатике
Кафедра информатики и ИКТ
Годовой

Целью спецкурса являются ознакомление с теорией и получение практики, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ по информатике. Спецкурс рассчитан в основном на учащихся выпускных потоков СУНЦ НГУ, которые расчитывают сдавать ЕГЭ по информатике. В то же время, он не исключает участия остальных учащихся, которые планируют заблаговременную подготовку к ЕГЭ, либо хотят получить дополнительные  знания и практику в решении задач по курсу «Информатика и ИКТ».

 Задачами спецкурса являются:   

  1. Дополнительное ознакомление с языком Питон и освоение программ и специфических методов для решения задач ЕГЭ.

  2.  Получение уверенных практических навыков для решения подобных задач.

  3. Приобретение понимания, как и где эти знания и навыки можно применить после сдачи ЕГЭ.

Спецкурс проводится в виде еженедельных двухчасовых лекций и практических занятий. Количество часов — около 140 часов (35 пар лекций и 35 пар практических занятий).

Результаты обучения оцениваются в конце каждого семестра в форме зачёта, который проводится как тест решения задач ЕГЭ.

В качестве результата обучения ожидается:   

  • получение знаний, необходимых для решения задач ЕГЭ по информатике;

  • приобретение опыта и уверенности в решения задач ЕГЭ;

  • повышение итоговых результатов ЕГЭ;

  • пробуждение интереса к программированию и освоению информатики.


Преподаватель

Скворцов Олег Альбертович, доцент 

Выравнивающие занятия по программированию
Кафедра информатики и ИКТ

Годовой


Целью спецкурса являются оказание помощи в освоении программирования на языке Питон и решении алгоритмических задач для учащихся всех потоков СУНЦ НГУ, которые нуждаются в дополнительных занятиях.

Задачами спецкурса являются:

  1. Проведение дополнительных занятий для учащихся, которые не имеют опыта программирования для выравнивания уровня  их подготовки с остальными учащимися СУНЦ НГУ.

  2. Ознакомление с языком и освоение специфических методов программирования для языка Питон учащихся СУНЦ НГУ, которые уже уже владеют основами программирования.

  3. Ознакомление с базовыми алгоритмами и обучение методам комбинирования известных и самостоятельной разработке новых алгоритмов для учащихся, которые имеют проблемы с решением алгоритмических задач.

Спецкурс проводится в виде еженедельных двухчасовых практических занятий, которые начинаются с изложения теоретических знаний. Количество часов — около 70 часов (35 пар).

Результаты обучения оцениваются в конце каждого семестра в форме зачёта, который проводится как контрольная работа по программированию.

В качестве результата обучения ожидается:

     

  • получение знаний, необходимых для решения задач программирования с помощью языка Питон;

  • приобретение опыта и уверенности в работе на языке Питон;

  • повышение итоговых оценок по курсу «Информатика и ИКТ»;

  • пробуждение интереса к программированию и освоению информатики.


Преподаватель

Скворцов Олег Альбертович, доцент


Методы объектно-ориентированного программирования на C++
Кафедра информатики и ИКТ

Годовой

Это годовой спецкурс. В первом семестре даётся введение в язык C++, рассчитанное на всех (знание основ программирования желательно). Объясняется структура и синтаксис языка, основные конструкции и операторы, организация ввода/вывода и др.

На занятиях сначала в аудитории даётся «теория» плюс постановка очередной задачи, предлагается алгоритм её решения, и далее работа продолжается в ТК, где выполняется подготовка программы, её тестирование, отладка и получение ответов, а также даются уточнения для модификации поставленной задачи.


Преподаватель

Алаев Евгений Николаевич, старший преподаватель
Олимпиадное программирование
Кафедра информатики и ИКТ
Годовой


Практика и теория по олимпиадному программированию на C++. На курсе будут изучены основные алгоритмы и даны практические советы по решению олимпиадных заданий.


Преподаватель

Алешков Данил Олегович

Гаев Владислав Денисович

Программирование на языке Python
Кафедра информатики и ИКТ
Годовой


Спецкурс знакомит с основными аспектами языка программирования Python, включая базовый синтаксис, наборы и структуры данных (строки (str), списки (list), кортежи (tuple), словари (dict), множества (set)), обучает практическим навыкам программирования на языке Python для решения типовых задач информатики и математики, а также заданий ЕГЭ, олимпиадных задач и задач прикладного характера. В рамках спецкурса мы также познакомимся с библиотеками Matplotlib, NumPy и Pandas, поучимся строить графики и анализировать данные, используя Python. Вы можете прийти на спецкурс и если уже умеете программировать на Python, и если только планируете научиться.


Преподаватель

Шелудченков Антон Александрович, старший преподаватель, кандидат биологических наук

Математические методы в криптографии
Кафедра информатики и ИКТ
2 семестр

ель спецкурса – познакомить учеников с современными направлениями криптографии и криптоанализа, в том числе с практическими приложениями, такими как «Интернет вещей», технология «блокчейн», использование биометрических данных в криптографии, квантовая криптография и др. В рамках спецкурса разбираются основные методы и известные алгоритмы симметричной криптографии (блочные и поточные шифры, хэш-функции) и криптографии с открытым ключом (криптосистемы и понятие цифровой подписи), основные идеи криптоанализа (в том числе атаки по сторонним каналам).

Преподаватели

Бонич Татьяна Андреевна
Панферов Матвей Андреевич


Цифровой минимум современного человека
Кафедра информатики и ИКТ
Годовой (дистанционный)

Цель спецкурса – показать учащимся современные инструменты, которые помогают как в рабочей, так и в научной и повседневной деятельности. Итогом курса должен стать мини-проект, разработанный с применением изученных инструментов и оформленный с соблюдением всех требований.

Преподаватель

Ускова Таисия Вячеславовна
Искусство презентации
Кафедра информатики и ИКТ
Годовой

Цель спецкурса – научить учащихся грамотно коммуницировать и презентовать свои работы. В рамках курса у учащихся будет возможность принять участие в различных тренингах, а также подготовить и отрепетировать презентации своих проектов.

Преподаватель

Ускова Таисия Вячеславовна
Создание игр
Кафедра информатики и ИКТ
Годовой

Пройдем полный цикл разработки игр на Unity.

Преподаватель

Голкова Наталия Викторовна, старший преподаватель
Углубленный курс органической химии
Кафедра химии
Годовой


Основная задача спецкурса – расширение кругозора учащихся посредством демонстрации применения знаний из области органической химии в других областей.  В состав курса входят сложные вопросы органической химии (специальные методы синтеза, механизмы органических реакций, стереохимия органических соединений, физико-химические методы идентификации органических веществ), а также тематические разделы, посвященные некоторым ее приложениям (красители, лекарственные средства, полимеры).  Спецкурс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые изучают или уже знакомы с общеобразовательным курсом органической химии.  Формат спецкурса позволяет обсуждать с учащимися интересующие их вопросы, связанные с органической химией, например, о дополнительной литературе или о будущей профессиональной подготовке.

Преподаватель

Бредихин Роман Андреевич, доцент, кандидат химических наук

Углубленный курс неорганической химии
Кафедра химии
Годовой

Темы спецкурса включают классификацию и номенклатуру неорганических и координационных соединений, их строение, общие закономерности протекания химических процессов, закономерности изменения свойств элементов на основе Периодического закона и положения элементов в Периодической системе, особенности химии элементов и их соединений. Основной упор делается на лекционное изложение материала, в меньшей мере - на решение задач.


Преподаватель

Демаков Павел Андреевич, старший преподаватель, кандидат химических наук

Органический синтез
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс  рассчитан на  учащихся 10-11 классов СУНЦ НГУ. Он содержит теоретическую и практическую части. В теоретической части особое внимание уделяется правилам техники безопасности и знакомству с посудой, оборудованием и техникой химического эксперимента. Практическая часть направлена на осуществление практических работ по основным темам  органической химии в соответствии с разделами образовательной программы СУНЦ НГУ и углубленных теоретических спецкурсов. 

Целью спецкурса является приобретение учащимися навыков безопасной работы в химической лаборатории, способов синтеза, выделения, очистки и идентификации органических соединений.

В результате освоения обучающийся должен иметь представление о способах синтеза, идентификации и анализа органических веществ, знать химические приборы и оборудование, уметь пользоваться справочной литературой, интерпретировать данные физико--химического анализа, собирать установки синтеза органических соединений, выделять и очищать соединения.


Преподаватели

Белов Владимир Владимирович, специалист по УМР

Гуленко Арина Александровна, специалист по УМР

Неорганический синтез
Кафедра химии
Годовой

Авторский курс для учащихся 9-11 классов, желающих углубленно изучать химию и родственные ей дисциплины. Основные задачи курса: (а) расширение знаний учащихся; (б) обучение основам химического эксперимента, навыкам самостоятельной работы с учебной и научной литературой; (в) профессиональная ориентация и развитие исследовательских способностей школьников; (г) подготовка к участию в химических Олимпиадах, турнирах юных химиков, научно-практических конференциях школьников. Программа курса состоит из 25 работ учебно-исследовательского характера («Золото из воды», «Люминофоры», «Магнитная жидкость», «Медная радуга» и др.). Каждая из работ включает ознакомление учащихся с литературными данными и их анализ, постановку задачи, подготовку оборудования, проведение экспериментов, обсуждение, описание и представление результатов и, таким образом, представляет собой модель научного исследования. Большинство работ предполагают синтез различных неорганических соединений, наблюдение необычных свойств веществ и ярких внешних эффектов химических реакций. Многие работы предусматривают проведение измерений физико-химических величин и спектров с использованием приборов, имеющихся в лаборатории СУНЦ НГУ. Результаты исследовательских и учебно-исследовательских проектных работ, выполненных в рамках спецкурса, докладываются на МНСК НГУ, других научно-практических конференциях школьников, на школьной проектной конференции СУНЦ НГУ и итоговом занятии спецкурса с участием сотрудников кафедры химии и научно-исследовательских институтов СО РАН.


Преподаватель

Мороз Борис Львович, доцент
Решение олимпиадных задач (9 класс)
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс ориентирован на подготовку учащихся 9-х классов к различным школьным олимпиадам по химии. Рассматриваются основные приёмы решения олимпиадных задач и теоретический материал, необходимый для их решения. Обсуждение задач ведётся на основе комплектов прошлых лет разных этапов Всероссийской и Всесибирской олимпиад по химии. Сложность решаемых задач увеличивается в течение года. Спецкурс проводится два раза в неделю. Одно занятие посвящено решению задач по неорганической химии: рассматриваются методы определения неизвестных веществ, химия элементов, структурные особенности неорганических соединений. Другое занятие также ориентировано на подготовку по неорганической химии, однако вместе с этим на нём обсуждаются задачи по общей химии, причём упор делается на такие разделы, как термохимия, химическое равновесие, теория электролитической диссоциации и химическая кинетика.


Преподаватель

Петроченко София Александровна, специалист по УМР


Решение олимпиадных задач по органической химии (начинающие)
Кафедра химии

Годовой

Спецкурс ориентирован на подготовку учащихся 10-х и 11-х классов с небольшим опытом участия в химических олимпиадах, а также не имеющих такого опыта, к различным этапам Всесибирской открытой олимпиады школьников по химии, а также Муниципальному и Региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по химии. Рассматриваются основные приёмы решения олимпиадных задач и теоретический материал, необходимый для их решения. Обсуждение задач ведётся на основе комплектов прошлых лет Всесибирской и Всероссийской олимпиад по химии. Разбор каждой задачи происходит пошагово, причём внимание акцентируется не только на основной идее задачи, но и на особенностях оформления решения. Спецкурс проводится два раза в неделю. Одно занятие посвящено решению задач по общей и неорганической химии: рассматриваются методы определения неизвестных веществ, химия элементов, структурные особенности неорганических соединений, а также задания по термохимии, химическому равновесию, теории электролитической диссоциации и химической кинетике. Другое занятие направлено на подготовку по органической химии, основанную на обсуждении схем превращений различных органических веществ (углеводородов, кислород- и азотсодержащих соединений).


Преподаватель

Никифоров Ярослав Александрович
Решение олимпиадных задач по органической химии (продолжающие)
Кафедра химии

Годовой


Спецкурс ориентирован на подготовку учащихся 10-х и 11-х классов, имеющих опыт участия в химических олимпиадах, к заключительным этапам Всероссийской и Всесибирской олимпиад по химии, а также различным международным химическим олимпиадам. Рассматриваются основные приёмы решения олимпиадных задач и теоретический материал, необходимый для их решения. Обсуждение задач ведётся на основе комплектов прошлых лет Всероссийской, Всесибирской, Международной Менделеевской и Международной олимпиад по химии. Сложность решаемых задач увеличивается в течение года. Спецкурс проводится три раза в неделю. Одно занятие посвящено решению задач по неорганической химии повышенной сложности: рассматриваются методы определения неизвестных веществ в сложных случаях, а также отдельные главы химии элементов. На втором занятии происходит подготовка по физической и аналитической химии, в рамках которой, в частности, углубленно изучаются такие разделы, как строение вещества, термодинамика, кинетика и структурные методы исследования вещества. Третье занятие ориентировано на решение комбинированных задач со схемами превращений органических веществ, затрагивающие все основные классы органических соединений.


Преподаватель

Лякишева Ирина Вячеславовна
Решение задач по неорганической химии

Годовой

Спецкурсы по решению олимпиадных задач по химии в СУНЦ НГУ ориентированы на подготовку учащихся к школьным химическим олимпиадам разного уровня. На занятиях рассматриваются основные методы решения олимпиадных задач и необходимый для этого теоретический материал. Обсуждение задач ведётся на основе комплектов прошлых лет разных этапов Всероссийской, Всесибирской, Международной Менделеевской и Международной олимпиад по химии, а также других олимпиад из перечня РСОШ. Сложность решаемых задач увеличивается в течение года. 


Преподаватель

Дудко Евгений Романович


Решение олимпиадных задач по физической химии
Кафедра химии

Годовой

Олимпиадная подготовка по физической химии включает освоение методов решения олимпиадных задач по таким разделам физической химии, как строение вещества, термодинамика, кинетика и структурные методы исследования вещества. Занятия в группе для 9-го класса ориентированы на интенсивную подготовку по общей и неорганической химии с учётом специфики олимпиадных заданий для 9-го класса.

Преподаватель

Урлуков Артем Сергеевич

Основы физической химии
Кафедра химии
Годовой

В настоящем курсе обсуждаются математические и физические аспекты описания протекания химических процессов.  Спецкурс предназначен, во-первых, тем учащимся  СУНЦ НГУ, которые собираются поступать на ФЕН, ГГФ или МедФ НГУ для подготовки к курсу“Физическая химия-1”, который читается на первом курсе, а также для тех, кто принимает активное участие в олимпиадах по химии различного уровня.  В результате освоения обучающийся должен иметь представление об основных понятиях и терминах физической химии, знать основные вопросы, на которые отвечает этот раздел химии, уметь решать задачи разного уровня по основным разделам физической химии (химическая термодинамика, химическая кинетика, спектроскопия).

Два формата: очный и дистанционный


Преподаватель

Панов Михаил Сергеевич, старший преподаватель, кандидат химических наук

Органическая химия для олимпиадников
Кафедра химии
Годовой

Основной целью спецкурса «Решение задач по органической химии для олимпиадников» является подготовка учащихся СУНЦ НГУ 10 и 11 классов к химическим олимпиадам высокого уровня (Заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников, Международной Менделеевской олимпиаде, Всемирной олимпиаде) в области органической химии. Также спецкурс может быть полезен и тем учащимся, кто интересуется органической химией без привязки к химическим олимпиадам. В результате освоения программы обучающийся должен иметь представление о строении, способах получения и химических свойствах различных классов органических соединений, о механизмах органических реакций, о физических методах установления строения органических веществ.


Преподаватель

Сальников Олег Георгиевич, старший преподаватель, кандидат химических наук
Подготовка к ЕГЭ по химии
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс предназначен для учащихся 11 классов СУНЦ НГУ. В рамках спецкурса учащимся разъясняются основные требования, предъявляемые к абитуриентам, сдающим Единый Государственный Экзамен, происходит ознакомление с содержанием и структурой экзамена путём изучения кодификатора, спецификации и демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ.

Программа спецкурса затрагивает все элементы содержания, проверяемые с помощью ЕГЭ. Освещаются теоретические аспекты, необходимые для решения экзаменационных заданий, имеет место обширная практика по решению задач, аналогичных экзаменационным. В ходе обсуждения заданий первой части ЕГЭ уровень детализации повышается вплоть до подробного описания указанных в задаче процессов, написания уравнений химических реакций и так далее, что, вообще говоря, при выполнении тестовой части ЕГЭ не требуется. Особое внимание уделяется аспектам оформления решений задач ЕГЭ с развёрнутым ответом. 


Преподаватель

Трофимов Дмитрий Геннадьевич, доцент, кандидат химических наук

Биохимия метаболических процессов
Кафедра химии

1 семестр

Спецкурс посвящен биохимии метаболических процессов с акцентом на механизмы протекания биохимических реакций. В лекционной программе рассматриваются основы биоорганической химии, термодинамики и кинетики в применении к живым системам, а также современные омиксные технологии. Особое внимание уделяется ключевым метаболическим путям и их регуляции. На семинарах предусмотрена углубленная олимпиадная подготовка, включая задания раздела "Химия и жизнь" ВсОШ.

Преподаватели

Басов Никита Вячеславович, преподаватель

Ларионов Кирилл Павлович, преподаватель

Сотникова Мария, специалист по УМР

Практикум для олимпиадной команды
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс ориентирован на подготовку учащихся  к различным школьным олимпиадам по химии. Рассматриваются основные приёмы решения практических олимпиадных задач и теоретический материал, необходимый для их решения. Обсуждение задач ведётся на основе комплектов прошлых лет разных этапов Всероссийской олимпиады по химии. Сложность решаемых задач увеличивается в течение года. Спецкурс проводится один раз в неделю. Первые три занятия посвящены решению качественных практических задач по неорганической химии. Остальные занятия ориентированы на подготовку к задачам по количественному анализу, однако вместе с этим на нём обсуждаются теоретические вопросы по общей химии, причём упор делается на такие разделы, как, химическое равновесие, теория электролитической диссоциации и химическая кинетика.


Преподаватели

Клейман Елизавета Евгеньевна, специалист по УМР

Макогон Ульяна Аркадьевна, специалист по УМР

Выравнивающий курс по неорганической химии
Кафедра химии


Годовой


Статистика показывает, что учащиеся не всегда справляются с заданиями по химии, так как для успешного выполнения этих заданий необходимы как базовые теоретические знания основных химических понятий и закономерностей, так и опыт в решении разного рода химических задач, как количественных, так и качественных.

Курс предназначен для восполнения пробелов в знаниях теоретического материала и навыках решения задач по неорганической химии, отработки полученных знаний, для знакомства с различными методами решения задач по курсу неорганической химии и, тем самым, на повышение качества подготовки учащихся к экзаменам.


Преподаватели

Голикова Елена Александровна,  старший преподаватель

Подготовка к турниру юных химиков
Кафедра химии

Годовой

Спецкурс «Турнир юных химиков» направлен на подготовку команд СУНЦ НГУ к участию в Турнирах. В ходе спецкурса задачи из пакета ТЮХ и МХТ будут подготовлены к докладу, оппонированию и рецензии. Подготовленные команды принимают участие в региональных турнирах (ноябрь – декабрь) и Всероссийских турнирах (февраль – март).

Преподаватель

Фазлиев Тимур Рафаэльевич

Козулин Федор Сергеевич, специалист по УМР



Выравнивающий курс по органической химии
Кафедра химии
1 семестр

Программа рассчитана на обучение учащихся 11 классов СУНЦ НГУ физико-математического направления. Программа содержит теоретический материал и практические задания по разделам основного курса органической химии. В теоретической части особое внимание уделяется ответам на вопросы,  возникающих у учащихся по мере изучения курса органической химии, а также повторению и закреплению материала, пройденного ими ранее. Практическая часть направлена на решение задач, соответствующих разделам образовательной программы СУНЦ НГУ.  Целью спецкурса является усвоение учащимися основных законов органической  химии, приобретение ими представления о строении и реакционной способности органических веществ, а также усвоение механизмов, реализуемых для некоторых из рассматриваемых превращений.

Преподаватель

Конорева Ника Вячеславовна

Выравнивающий курс по биологии
Кафедра биологии
Годовой

Персональная поддержка по биологии для школьников любого профиля – приходите с вашими конкретными проблемами! Гибкий формат занятий позволяет разобрать именно те темы, которые вызывают затруднения: материал семинаров из школы, сложные домашние задания, подготовку к проверочным работам или отработку лабораторных навыков. Независимо от того, учитесь ли вы в химико-биологическом, физико-математическом или информационном классе, опытный преподаватель поможет систематизировать знания, заполнить пробелы и подготовиться к потоковым работам.

Преподаватель

Жданков Илья Васильевич
Турнир юных биологов
Кафедра биологии
Годовой

Курс готовит к участию в ТЮБ – уникальном состязании, где команды решают открытые биологические задачи и защищают свои решения в научных дискуссиях. Программа развивает навыки поиска и анализа научной информации, планирования экспериментов, интерпретации данных и публичных выступлений. Участники учатся оппонировать, рецензировать и вести конструктивную полемику по сложным биологическим вопросам.


Преподаватель

Пеунов Даниил Александрович
Физиология человека и животных
Кафедра биологии
Годовой

Спецкурс раскрывает тайны работы организма на всех уровнях организации – от молекулярного до системного. Изучение включает современные представления о нейрофизиологии, механизмах регуляции обмена веществ, работе сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем. Практические занятия знакомят с методами физиологических исследований, измерением жизненных показателей и анализом адаптационных механизмов. Курс формирует понимание интегративных процессов в организме

Преподаватель

Межлумян Ева Викторовна

Молекулярная биология
Кафедра биологии
Годовой

Лекционный спецкурс, на котором будут подробно рассмотрены темы строения и функция биополимеров, процессы репликации, транскрипции и трансляции, а также обзор ряда современных методов молекулярной биологии.


Преподаватель

Укладов Егор Олегович

Биосистематика
Кафедра биологии
Годовой

Спецкурс посвящен современной систематике эукариотических организмов. Тематически он разделен на две части. Первая часть посвящена современным подходам к систематике организмов. В ней рассматриваются все ключевые термины, необходимые для описания тех или иных систематических групп. Так, мы поговорим о том, почему сейчас нет никаких трех школьных царств, и что сейчас в тренде «Аморфеи», «Страменопилы» и другие ребята с труднопроизносимыми и, на первый взгляд, непонятными названиями. Разберемся с вероятными сценариями происхождения эукариот, детально обсудим эндосимбиогенез пластид, попутно затронув строение хлоропластов. Познакомимся с типами организации талломов у водорослей и грибов, рассмотрим особенности размножения и типы жизненных циклов эукариот, а также затронем строение клеточных покровов и способы передвижения эукариотических клеток. Вторая часть спецкурса охватывает разнообразие эукариот и включает все необходимую характеристику ключевых систематических групп. Помимо теоретической части, в спецкурс включен практикум и решение олимпиадных заданий разного уровня.


Преподаватель

Красников Андрей Сергеевич 

Основы кристаллографии и минералогии
Кафедра биологии
Годовой

Курс посвящен введению школьников в мир геологии, чтобы понять, как устроена земля, где и как найти полезные ископаемые и что о своей жизни может рассказать минерал. Мы будем работать с коллекциями минералов музея «Кристалл» в общежитии №9.

Преподаватель

Трофимова Вильма Романовна
Землеведение и основы экологии
Кафедра биологии
Годовой

Комплексное изучение взаимодействия живых организмов с окружающей средой на всех уровнях организации жизни. Курс интегрирует знания географии, почвоведения, климатологии и экологии для понимания функционирования природных экосистем и влияния человека на биосферу. Особое внимание уделяется изучению биогеохимических циклов, энергетических потоков в экосистемах, механизмов поддержания экологического равновесия и принципов устойчивого развития.

Преподаватель

Петров Владимир Валерьевич, доцент, кандидат философских наук
Классическая генетика
Кафедра биологии
1 семестр

Спецкурс «Классическая генетика» рассчитан на учащихся желающих изучать генетику с азов. Посещать спецкурс могут все учащиеся СУНЦ НГУ, интересующиеся закономерностями наследственности и изменчивости, независимо от профиля класса (и математики тоже) и возраста. Однако, для учащихся 8-9 классов данный курс может оказаться сложным. Для освоения курса потребуются базовые школьные представления о строении клетки, строении и функции ДНК, половом и бесполом размножении.


Преподаватель

Баймак Татьяна Юрьевна, доцент, кандидат биологических наук



Эволюционная экология
Кафедра биологии
Годовой

Эволюционная экология (научный кружок). Программа направлена на развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности через выполнение индивидуальных и групповых проектов. Участники осваивают методологию научного познания, учатся формулировать гипотезы, планировать эксперименты, анализировать данные и представлять результаты исследований. Тематика проектов охватывает все области современной биологии – от молекулярной биологии до экологии. Руководители проектов помогут оформить работу и научат представлять ее на конференциях.
Преподаватель

Абрашитов Федор Леонидович
Подготовка к ЕГЭ по отдельным предметам
Кафедра биологии
Годовой

Годовой спецкурс разбит на 4 модуля: Ботаника, Зоология, Анатомия и Экология. Повторение материала, изученного в предыдущих классах и разбор задач ЕГЭ по этим темам.

1. Подготовка к ЕГЭ Зоология (1 семестр)
Преподаватель
Прыткова Ксения Андреевна, старший преподаватель

2. Подготовка к ЕГЭ Анатомия и физиология (1 семестр)
Преподаватель
Шин Елизавета Владимировна

3. Подготовка к ЕГЭ. Экология (2 семестр)
Преподаватель
Абрашитов Федор Леонидович

4.  Подготовка к ЕГЭ Ботаника (2 семестр)
Преподаватель
Жирова Ольга Сергеевна, старший преподаватель

Подготовка к ЕГЭ Учимся оформлять 2 часть
Кафедра биологии
Годовой

Курс фокусируется на отработке навыков четкого и логичного изложения мыслей, правильного использования биологической терминологии и структурирования ответов в соответствии с критериями оценивания. Учащиеся изучают типичные ошибки, осваивают алгоритмы решения задач по генетике, экологии и эволюции, практикуются в анализе экспериментальных данных и биологических процессов. Регулярные тренировки с использованием реальных заданий ЕГЭ и детальный разбор эталонных ответов обеспечивают максимальную готовность к экзамену.

Преподаватель

Ломова Лариса Анатольевна, доцент, кандидат биологических наук
Биоинформатика
Кафедра биологии
1 семестр

Современные методы анализа больших данных в биологии. Спецкурс знакомит с основами биоинформатики, статистического анализа экспериментальных данных и машинного обучения в биологических исследованиях. Изучение включает работу с геномными базами данных, анализ экспрессии генов, филогенетический анализ и экологическое моделирование. Проектная деятельность предполагает самостоятельное исследование с использованием реальных биологических данных, освоение профессиональных программных пакетов и представление результатов.

Преподаватель

Шефер Алексей Александрович

Олимпиадная биология 10-11 класс
Кафедра биологии
Годовой

Курс высшего уровня сложности готовит к участию в заключительных этапах рейтинговых олимпиад школьников по биологии. Программа интегрирует углубленные знания по всем разделам биологии с акцентом на решение нестандартных задач, требующих творческого подхода и междисциплинарного мышления.


Преподаватель

Скотникова Анна Константиновна
Олимпиадная биология 8-9 класс
Кафедра биологии
Годовой

Преподаватель

Ломова Лариса Анатольевна, доцент, кандидат биологических наук
Олимпиадный практикум
Кафедра биологии
Годовой

Лабораторная подготовка к практическому туру биологических олимпиад! Курс фокусируется на отработке экспериментальных навыков, которые реально встречаются на олимпиадах всех уровней: работа с микроскопом и определение объектов на препаратах, морфометрические измерения растений и животных, постановка физиологических экспериментов, анализ результатов опытов и их статистическая обработка.

Преподаватель

Ломова Лариса Анатольевна, доцент, кандидат биологических наук
Эволюционная биология
Кафедра биоллогии
2 семестр

Курс объединяет классические представления Дарвина с достижениями молекулярной биологии, палеогенетики и филогеномики. Изучение включает механизмы видообразования, молекулярные часы, коэволюцию, макроэволюционные тренды и происхождение жизни. Особое внимание уделяется эволюции человека, доместикации организмов и влиянию человека на эволюционные процессы.

Преподаватель

Черданцев Степан Викторович, старший преподаватель
Биологическая химия
Кафедра биологии
1 семестр

Спецкурс раскрывает химические принципы функционирования живых систем, изучая структуру и свойства биологически важных молекул. Программа охватывает белки, нуклеиновые кислоты, липиды и углеводы, их роль в метаболизме и регуляции клеточных процессов. Особое внимание уделяется ферментативному катализу, биоэнергетике. Лабораторные работы включают качественные реакции на биомолекулы, изучение ферментативной активности и другие задания, которые могут встречаться на практических турах олимпиад.

Преподаватель

Красников Андрей Сергеевич 
Популяционная генетика
Кафедра биологии
1 семестр

Математические модели эволюции и современные методы изучения генетического разнообразия! Спецкурс знакомит с количественными закономерностями изменения генофондов популяций, факторами эволюции и молекулярными часами. Изучение включает закон Харди-Вайнберга, влияние мутаций, дрейфа генов, миграций и отбора на генетическую структуру популяций. Проектная деятельность предполагает моделирование эволюционных процессов, анализ полиморфизма ДНК и филогенетические исследования с использованием биоинформатических методов.

Преподаватель

Жданков Илья Васильевич 

Современная генетика
Кафедра биологии
2 семестр

Спецкурс «Современная генетика» рассчитан на учащихся, ранее изучавших генетику и имеющих навыки решения задач. Зачисление на спецкурс по результатам итоговой работы по курсу «Классическая генетика». Для учащихся, которые не посещали данный спецкурс предусмотрена входная работа. В ходе спецкурса будет рассмотрен наследование сцепленных генов, эволюционная роль полового и бесполого размножения, механизмы и эволюционное значение запрограммированных перестроек генома, отдельные аспекты генетики поведения.


Преподаватель

Баймак Татьяна Юрьевна, доцент, кандидат биологических наук

Структурная биология (биоинформатика)
Кафедра биологии
1 семестр

Лекционно-практический спецкурс, на котором будут рассмотрены основные объекты и методы биоинформатики: выравнивания, построение филогенетических деревьев, моделирование структур белков, молекулярный докинг, и принципы машинного обучения для задач биологии.


Преподаватель

Укладов Егор Олегович

Генная инженерия
Кафедра биологии
Годовой

Спецкурс знакомит учащихся с передовыми методами генетической инженерии растений и животных, включая агробактериальную трансформацию, создание трансгенных организмов и революционную технологию CRISPR/Cas. В рамках практических проектов вы освоите методы выделения ДНК, создания рекомбинантных плазмид и получите представление о реальных применениях генной инженерии в медицине, сельском хозяйстве и биотехнологической промышленности. Выполнение проектных работ по договоренности с преподавателем в области создания плазмидных конструкций.


Преподаватель

Ларичев Кирилл Тимофеевич

Медицинский турнир школьников
Кафедра биологии
Годовой

Курс готовит к участию в медицинских турнирах через изучение анатомии, физиологии, патологии и основ клинической медицины. Программа включает разбор клинических случаев, изучение симптомов заболеваний, принципов диагностики и лечения. Особое внимание уделяется развитию навыков командной работы, медицинского мышления и этики врача. Интерактивные занятия моделируют формат турнира с обсуждением медицинских проблем, аргументированной защитой позиций и критическим анализом решений.


Преподаватель

Бочаров Алексей Антонович