СУНЦ НГУ. Спецкурсы

Теория чисел
Кафедра математических наук

Годовой спецкурс

Можно вспомнить много разных ситуаций, в которых мы используем числа. Но гораздо интересней эти числа изучать. Если присмотреться внимательней, оказывается, что про числа можно сказать очень много интересного. А потом всё то, что мы делаем с числами, можно попытаться повторить, например, с многочленами или поворотами плоскости. В некоторых случаях это даже получится. Но не всегда. И это ставит перед нами ещё один интересный вопрос.

Этот спецкурс посвящён изучению чисел, числовых систем, их свойств и переносу этих свойств на другие алгебраические системы.

Преподаватель

Захарова Кристина Андреевна
Элементы теории графов
Кафедра математических наук

1 семестр

Все вы наверняка встречались с задачами про графы и их свойства на математических олимпиадах и турнирах. Но многие ли из вас знают, какими вопросами занимается современная теория графов, каковы основные направления её развития, исследуемые проблемы и области применения? Цель данного курса – познакомить слушателей с основами современной теории графов, её ключевыми теоремами, красивыми результатами и интересными задачами. Будут рассмотрены основные понятия теории графов, важнейшие классы и разновидности графов (мультиграфы, псевдографы, ориентированные графы, турниры, двудольные графы, деревья, k-связные, k-критические, планарные графы, совершенные графы, сильно регулярные графы, сети, гиперграфы и др.), основные подструктуры в графах, раскраски вершин и рёбер, инварианты графов, эйлеровы и гамильтоновы обходы, укладки графов на поверхностях и другие интересные вопросы. Курс рассчитан на один семестр и предполагает (для желающих) выход на решение исследовательских задач и подготовку докладов для МНСК и других конференций.


Преподаватель

Глебов Алексей Николаевич , кандидат физико-математических наук
Геометрия масс
Кафедра математических наук

1 семестр

В рамках спецкурса будет изучен метод, позволяющий доказывать различные математические факты с помощью свойств центра масс. Будут определены барицентрические координаты, их свойства и обозначен круг задач, для решения которых эффективны барицентрические соображения. Преимущественно речь пойдет о применении данного метода к решению задач алгебры и геометрии. Помимо этого, мы рассмотрим использование барицентрических моделей в других областях знания: химии, компьютерной графике, популяционной генетике, теории интерполяции.

Курс содержит как теоретический, так и практический материал. Ориентирован на освоение данного метода, поэтому снабжен достаточным количеством задач разного уровня сложности.

Преподаватель

Даурцева Наталия Александровна , доцент, кандидат физико-математических наук
Введение в абстрактную алгебру
Кафедра математических наук

2 семестр

Не секрет, что одна из характерных черт современной математики - это стремление к абстракции. Стремление к абстракции, по крайне мере отчасти, объясняется стремлением к экономии: как пишет британский математик Ян Стюарт, "нелепо доказывать одну и ту же теорему четыре раза в четырех разных ситуациях, когда ее можно доказать один раз в общей постановке, не зависящей от конкретного типа объектов". Замечательным, и одним из первых, примером такой общей постановки являются алгебраические системы. Спецкурс посвящен знакомству с простейшими алгебраическими системами: полями, кольцами и группами.


Преподаватель

Гречкосеева Мария Александровна , доктор физико-математических наук
Введение в дифференциальные уравнения
Кафедра математических наук

1 семестр

Дифференциальные уравнения являются одним из основных математических объектов, и естественно возникают в самых различных науках. Дело в том, что при изучении явлений природы часто не удается сразу математически описать поведение величин, характеризующие эти явления. Но в тоже время легко находятся зависимости между этими величинами и их скоростями изменения. В результате мы получаем уравнения, содержащие скорости изменения неизвестных величин и сами эти величины. Такие уравнения называются дифференциальными. Решив их, получают искомое описание явлений природы.

В связи со своим происхождением, дифференциальные уравнения имеют многочисленные и самые разнообразные приложения в математике, физике, химии, биологии и других науках. Современное развитие техники тоже невозможно без использования дифференциальных уравнений.

В курсе предполагается:

  • Познакомиться с понятиями производной и интеграла, необходимыми для работы с дифференциальными уравнениями;
  • Научиться составлять дифференциальные уравнения, описывающие природные явления;
  • Изучить некоторые способы исследования и решения дифференциальных уравнений.


Преподаватель

Черевко Александр Александрович , кандидат физико-математических наук
Введение в топологию
Кафедра математических наук

2 семестр

Топология – это интересный раздел современной математики. Топология изучает свойства геометрических объектов, которые не меняются при их непрерывных деформациях. Например, окружность и эллипс одинаковы с топологической точки зрения (или, как говорят математики, гомеоморфны), а сфера и тор (поверхность бублика) не гомеоморфны.

На спецкурсе мы рассмотрим ряд классических задач, таких как: задача о семи кёнигсбергских мостах, теорема о неподвижной точке (любое непрерывное отображение круга в себя имеет неподвижную точку), классификация замкнутых поверхностей, инвариантность эйлеровой характеристики при непрерывных деформациях и др.


Преподаватель

Миронов Андрей Евгеньевич , доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН
Введение в математическую и компьютерную лингвистику
Кафедра математических наук

1 семестр

В настоящее время задачи NLP (Natural Language Processing) играют важную роль в исследованиях в области искусственного интеллекта, машинного перевода и диалоговых систем. В этом курсе дается обзор математических моделей и алгоритмических методов, используемых при анализе текстовой информации на естественных языках. Основное внимание будет уделяться формализации и изучению взаимосвязей между синтаксисом ("описанием") и семантикой ("значением"). Основные темы курса: язык математической логики и теория моделей, формальные языки и грамматики, онтологическая и дистрибутивная семантика для естественных языков, методы машинного обучения для работы с текстами.


Преподаватель

Стукачев Алексей Ильич, доцент, кандидат физико-математических наук
Построение и анализ вычислительных алгоритмов
Кафедра математических наук

1 семестр

Спецкурс в основном читается по некоторым главам из классического учебника Cormen, Leiserson, Rivest “Introdaction to Algorithms”. В основе учебника лежат лекции, читавшиеся по курсу “алгоритмы” студентам отделения прикладной математики (compute science) Массачусетского технологического института. Спецкурс рекомендуется для всех учащихся интересующихся программированием, но не только для них.

В курсе будет рассмотрено понятие вычислительного алгоритма и его сложности. Будут рассмотрены алгоритмы динамического программирования, жадные алгоритмы и алгоритмы неявного перебора, и их применение к некоторым классическим дискретным экстремальным задачам. Завершает курс рассмотрение вопроса существования эффективных алгоритмов решения, знакомство с классом NP-полных задач и теоремой Кука о существовании NP-полных задач.

Поскольку с дискретными экстремальными задачами человек постоянно сталкивается в экономике и других самых различных областях, то способы создания эффективных алгоритмов решения подобных задач, будут интересны всем, кто использует компьютер не только как игрушку.


Преподаватель

Пащенко Михаил Георгиевич, доцент, кандидат физико-математических наук
Подготовка к ЕГЭ: Теория чисел
Кафедра математических наук

Годовой спецкурс.

Спецкурс рассчитан на учащихся, готовящихся к сдаче ЕГЭ по математике с высоким баллом, а также учащихся, интересующихся задачами с нестандартными формулировками и решениями. В начале каждого занятия коротко излагается необходимый теоретический материал, демонстрируется решение одной-двух простых задач по теме данного занятия, после чего учащимся предлагается решать задачи 19 из тестовых вариантов ЕГЭ и экзаменов прошлых лет, относящихся к этой теме, самостоятельно. К концу занятия большая часть этих задач разбирается у доски, обсуждается не только решение как таковое, но и критерии его оценивания баллами на экзамене.

Предполагается, что по окончании данного курса учащиеся приобретут навыки и знания, необходимые для решения задачи 19 из ЕГЭ по математике, узнают некоторые приёмы, которые недостаточно освещены или же не освещены вовсе обязательной школьной программой, они будут иметь адекватное представление о типах и сложности задач, предлагаемых на ЕГЭ по математике под номером 19.


Преподаватель

Авдеев Роман Русланович
Олимпиадные задачи по математике (9 класс)
Кафедра математических наук

Годовой спецкурс.

Годовой спецкурс "Олимпиадные задачи по математике" посвящен решению задач и изучению методов, применяемых при решений олимпиадных задач различных уровней сложности. Задачи берутся как из классических источников (Всеросиийская , Всесибирская, Олимпиада СПБ и тд), так и более обширных источников (Колм, Утюм, Олимпиады Европы и тд.). В течение спецкурса каждый желающий может решать задачи, а также участвовать в обсуждении таковых.


Преподаватель

Батуев Андрей Дондолович
Элементарная геометрия
Кафедра математических наук

Годовой спецкурс.

Курс предназначен для учащихся 10 – 11 классов.

Статистика показывает, что учащиеся не всегда справляются с заданиями по геометрии или вообще стараются не приступать к ним, так как для успешного выполнения этих заданий необходимы прочные знания основных геометрических фактов и опыт в решении геометрических задач.

Курс предназначен для восполнения пробелов в навыках решения задач по планиметрии и знаниях теоретического материала, для систематизации, расширения, отработки полученных знаний, для знакомства с различными методами решения задач по планиметрии.

Данный курс, кроме подготовки к ЕГЭ, направлен и на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение качества математической подготовки.

Преподаватель

Булгакова Татьяна Евгеньевна , доцент, кандидат физико-математических наук
Математические этюды
Кафедра математических наук

2 семестр

Спецкурс "математические этюды" ориентирован на учащихся 10-х классов.

 Целью курса является:

·        помочь учащимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

·        научить приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями для решения задач..

На спецкурсе рассматриваются разнообразные задачи по тригонометрии, геометрии, построение графиков.


Преподаватель


Петрова Оксана Павловна, старший преподаватель
Математическое моделирование
Кафедра математических наук

Годовой спецкурс

Спецкурс посвящен подготовке к участию в олимпиадах по математическому моделированию (http://immchallenge.org/), которые проходят в виде заочного решения задачи и написании исследования. Последние несколько лет российский этап олимпиады проходит на Турнире по Математическому моделированию в СУНЦ МГУ (Москва). На занятиях рассматриваются различные методы моделирования проблем, вопросы реализации построенной модели и написание итоговой работы. В ходе спецкурса рассматриваются методы из различных областей математики, в качестве примера можно указать анализ данных, методы оптимизации, теория вероятностей, теория графов, вычислительная математика. По результатам проведенного исследования возможно участие в различных конференциях (МНСК, Колмогоровские чтения и другие).


Преподаватель

Давыдов Максим Николаевич, доцент, кандидат физико-математических наук
Параметры
01 октября 2019 - 01 мая 2020
Кафедра математических наук

Годовой спецкурс

Курс ориентирован исключительно на учащихся 11-х классов. Целью курса является ознакомление учащихся с разнообразными методами решения и способами упрощения решения, формирование навыка выбора метода и поиска оптимального решения. На спецкурсе рассматриваются разнообразные задачи с параметрами, в том числе и задачи ЕГЭ последних лет.

Не рекомендуется учащимся 9-10 классов.



Преподаватель

Квон Елена Виссарионовна, старший преподаватель.
Задачи повышенной сложности по стереометрии и планиметрии выпускного характера
Кафедра математических наук



Годовой спецкурс 

Изучение специального курса математики направлено на достижение следующих целей: формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне; развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности; воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

В результате освоения обучающийся должен иметь представление о некоторых разделах математики, не включенных в школьную программу, знать дополнительные сведения, формулы и свойства, приёмы решения нестандартных задач, уметь применять полученные знания и навыки при решении задач повышенной сложности.


Преподаватель

Кузнецов Владимир Васильевич, профессор, доктор физико-математических наук

Задачи по алгебре и геометрии выпускного характера
Кафедра математических наук

2 семестр

Курс предназначен для учащихся второго семестра 11-х классов.

В первую очередь курс будет полезен тем ученикам, кто нуждается в некотором упорядочении и систематизации собственных знаний и навыков в решении задач по математике выпускного класса. Отдельное внимание будет уделено выявлению слабых мест и активизации усиленной самостоятельной работы с задачами по алгебре и геометрии. Кроме этого, будут рассмотрены ключевые методы решения некоторых задач и примеры нестандартных подходов. Таким образом, курс направлен на развитие навыков самостоятельной работы и повышение качества математической подготовки учащихся


Преподаватель

Куклина Галина Яковлевна, доцент, кандидат физико-математических наук
Нестандартные задачи по математике
Кафедра математических наук
Годовой спецкурс

Преподаватель

Ню Владимир Владимирович, доцент, кандидат физико-математических наук

Олимпиадные задачи по математике
Кафедра математических наук

Годовой

«Олимпиадные задачи по математике» посвящён изучению основных идей и методов элементарной математики, применяемых при решении задач математических олимпиад школьников последних десятилетий. Достаточно глубоко затрагиваются все разделы современной «олимпиадной» математики: теория чисел, комбинаторика, алгебра и геометрия. Изучение каждого раздела начинается с простых (но интересных!) задач и идёт в направлении нарастания сложности, с использованием основных приёмов решения и популярных ловушек составителей. Все рассматриваемые задачи берутся из реальной олимпиадной практики Всероссийских, Московских, Санкт-Петербургских и Всесибирских олимпиад, по каждой основной задаче рассматриваются идея её решения, оптимальный способ его написания и схема оценивания. Каждый слушатель получает возможность обсудить своё решение у доски и оценить его глубину и оригинальность.


Преподаватель

Храмцов Дмитрий Геннадьевич, доцент, кандидат физико-математических наук.

Математический кружок «Совенок»
Годовой спецкурс


Занятия проходят в Институте математики СО РАН


Преподаватель

Кадырова Анастасия Владиславовна

Подготовка к ЕГЭ по физике
Кафедра физики

Задача спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по физике» заключается в обеспечении целенаправленной подготовки учеников физико-математической школы к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по физике. На основе тренировочных вариантов проводится разбор типичных задач, обсуждаются методы и способы их оптимального решения. Внимание акцентируется как на стандартных задачах, так и на задачах повышенной трудности, при этом охватывается полный спектр тем, необходимых для изучения. Длительность курса составляет один учебный год.

Преподаватель

Мальцев Тимофей Владимирович, старший преподаватель
Турнир юных физиков
Кафедра физики

Подготовка команды для участия в Сибирском, Всероссийском и международном турнирах юных физиков. С сентября по январь участники спецкурса выполняют исследовательские проекты по 10 темам. Занятия проходят два раза в неделю. В конце января на базе НГУ в течение четырёх дней проходит Сибирский турнир юных физиков, на котором команды представляют свои решения исследовательских задач. Турнир проходит в форме физических боёв, 4 раунда отборочных и финал. В физическом бое встречается 3-4 команды, каждая из команд по одному разу выступает в роли докладчика, оппонента и рецензента. На весенних каникулах в марте проводится Всероссийский турнир, команда СУНЦ НГУ регулярно участвует в нем. После РосТЮФ формируется сборная России на международный турнир. Международный турнир проходит в июле.


Преподаватель

Башкатов Юрий Леонидович, доцент, кандидат физико-математических наук
Современное тепловидение
Кафедра физики

Участники спецкурса «Современное тепловидение» не только овладевают теоретическими знаниями по физическим основам инфракрасной техники, но и приобретают практический опыт работы с таким уникальным инструментом исследования, как современный тепловизор. Этот оптический прибор способен измерять поверхностные температурные картины тел с чувствительностью сотые доли градуса, сохраняя в памяти их динамические изменения с частотой 100 тепловых изображений в секунду. Изучая живые и неживые объекты, с таким аппаратом можно почти ежедневно делать маленькие открытия, поскольку большинство природных явлений сопровождается тепловыделением или поглощением тепла. Особенность спецкурса – его направленность на проведение научных исследований высокого уровня, итогом которых являются выступления на конференциях и опубликование научных работ. В силу того, что спецкурс проводится в лаборатории ИФП СО РАН, число участников ограничено. Приоритет при наборе отдается учащимся, которые успевают по всем предметам, имеют возможность работать дома (обработка экспериментальных данных) и дружат с английским языком.


Преподаватель

Вайнер Борис Григорьевич, профессор, доктор физико-математических наук
Низкотемпературная плазма и синтез нанопленок
Кафедра физики

Спецкурс посвящен изложению основ физики газового разряда (низкотемпературной плазмы), методов осаждения углеродных нанопленок и методов их исследования.

Цели и задачи спецкурса:

  • дать знания об основах физики газового разряда;
  • дать знания о физических процессах, происходящих в газоразрядной среде;
  • рассказать об основных типах газового разряда;
  • на примере тлеющего разряда показать, что собой представляет газовый разряд;
  • научить исследовать характеристики газового разряда и понимать, какими процессами обусловлена та или иная характеристика;
  • научить применять знания о газовом разряде для осаждения тонких пленок;
  • научить работать с измерительными приборами.

Учащиеся должны знать: классификацию газовых разрядов и особенности их горения, основные параметры, характеризующие низкотемпературную плазму, основные формулы и соотношения низкотемпературной плазмы, устройство экспериментальной установки, различные способы получения вакуума, методы осаждения углеродных пленок и методы их исследования. Учащиеся должны уметь: проводить простейшие расчеты параметров низкотемпературной плазмы, самостоятельно работать с измерительными приборами, самостоятельно запускать экспериментальную установку и подготавливать образцы для осаждения, составлять отчет и тезисы проделанной работе.


Преподаватель

Чепкасов Сергей Юрьевич, старший преподаватель
Численное моделирование физических процессов
Кафедра физики

В рамках спецкурса рассматриваются темы:

  • Движение планет. "Планета" у двойной звезды.
  • Случайные блуждания. Броуновское движение. Диффузия. Распределение Гаусса. Модель изотермической атмосферы. Распределение Больцмана.
  • Релаксация температуры в смеси газов. Распределение Максвелла. Моделирование адиабатического процесса. Неравновесность.
  • Ассоциация частиц с кластером. Фрактал Виттена – Сандера. Диффузионно ограниченные и химически ограниченные фракталы. Фрактальный рост дендритов. Кристаллизация из газовой фазы.
  • Воспламенение среды способной к экзотермической реакции.
  • Вычисление потенциала электрического поля. Итерационный метод решения уравнения Лапласа.
  • Электрический пробой жидких диэлектриков. Вольт - секундная характеристика. Структура узора при пробое.
  • Молекулярная динамика.
  • Решеточный газ. Ударные волны. Задача декомпозиции.
  • Одномерное течение Пуазейля. Течение Куэтта.
  • Метод решеточных уравнений Больцмана. Фазовые переходы в том числе в электрическом поле.


    Преподаватель

    Рубцов Иван Андреевич
Наблюдательная астрономия
Кафедра физики

Курс посвящен практическим наблюдениям в астрономии. Цель курса - дать базовые знания и навыки по проведению наблюдений объектов В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать названия и характеристики наиболее ярких и известных звёзд, созвездий, периоды и радианты метеорных потоков; уметь находить наиболее яркие звёзды Северного полушария, проводить наблюдения звёзд, планет, Солнца и Луны. Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары и практические занятия. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: итоговый В результате освоения обучающийся должен иметь представление об объектах положения звёзд и созвездий на небе, уметь астрономические объекты на небе и проводить их наблюдения. Программа спецкурса рассчитана на 64 часа.

Преподаватель

Эпштейн Дмитрий Борисович, старший преподаватель, кандидат физико-математических наук
Олимпиадные задачи по физике
Кафедра физики

Спецкурс посвящен нестандартным задачам по физике олимпиадного уровня и методам их решения. В течении занятия учащимся предлагается индивидуальное и/или совместное решение задач. Курс рассчитан на два семестра. Темы осеннего семестра: кинематика и динамика, весеннего: термодинамика и электричество и магнетизм. Спецкурс подходит учащимся 10 и 11 классов. В конце полугодия проводится контрольная работа, по результатам которой выставляется недифференцированный зачет.


Преподаватель

Соломатин Борис Николаевич, старший преподаватель
Моделирование физических явлений на ЭВМ
Кафедра физики

Одно из ключевых применений ЭВМ в современной науке – это возможность численного моделирования природных явлений и процессов, особенно плохо поддающихся аналитическому расчету. Во многих случаях компьютерное моделирование позволяет сэкономить время и средства при решении научно-практических задач. А иногда моделирование является единственно доступным способом получения результата.

Главная цель обучения по программе курса – приобретение базовых теоретических и практических навыков моделирования физических явлений на ЭВМ. Предполагается, что все программы для решения задач курса пишутся самими учащимися. Материал подаётся таким образом, что его освоение вполне по силам даже для человека, который никогда ранее не имел дела с компьютером. Языком программирования для выполнения задач курса, по причине простоты освоения и ясности текстов программ, выбран язык Python. Основной упор при решении задач делается на представление получаемых результатов в наглядном графическом виде (графики функций, траектории частиц, изображения полей и т. д.). Графическая интерпретация решений позволяет легче найти закономерности и наглядно увидеть динамику процессов.

Несмотря на то, что курс построен, в основном, на задачах физики, большинство из используемых численных методов – построение графиков, нахождение корней уравнений, численное дифференцирование и интегрирование – являются достаточно общими и применимы для решения проблем из других областей знания: химии, экономики, биологии и т. д.


Преподаватели

Дорохов Виктор Леонидович
Карюкина Ксения Юрьевна


Олимпиадная подготовка по астрономии
Кафедра физики

Уже в течение пяти лет в Новосибирске мы собираем активных ребят для занятий олимпиадной астрономией. Сборная Новосибирска по астрономии ежегодно зарабатывает дипломы астроолимпиад регионального и всероссийского уровня, в том числе дипломы призёров и победителей Всероссийской олимпиады школьников. Олимпиад по астрономии не так много, но конкуренция в этой области существенно ниже, чем на физике и математике, а льготы, предоставляемые призёрам, почти такие же.
 
Ждём на спецкурсе тех, кому интересно звёздное небо над головой, физические процессы, происходящие во Вселенной и их математическое описание. С активными участниками спецкурса мы быстро выйдем за рамки школьной (и даже физматшкольной!) программы по физике и математике, изучим специфические астрономические и астрофизические законы и явления, поучаствуем в олимпиадах и конкурсах, съездим на астрономические интенсивы и полевые астрошколы. И, возможно, очередной наш диплом призёра, а может, и победителя астровсероса ждёт именно тебя!
 
Спецкурс состоит из двух пар в неделю - одна для базовой группы начинающих, вторая - для уже опытных олимпиадников. В базовой группе начальной подготовки по астрономии не требуется, начнём с нуля. На спецкурсе придётся активно работать и систематически тратить достаточно своего времени на умные книжки и сложные задачи. Но в итоге вы можете стать уникальными специалистами в масштабе России.


Преподаватель

Орлов Илья Олегович, старший преподаватель

Машинное обучение и искусственный интеллект
Кафедра дискретной математики и информатики


В рамках курса будем изучать:
1) подходы с созданию систем искусственного интеллекта (ИИ);
2) алгоритмы машинного обучения;
3) процессы разработки алгоритмов и программного обеспечения ИИ;
4) средства, каркасы и библиотеки создания решений в сфере ИИ.

Основная задача курса - показать ориентиры для выбора более углублённого изучения сопутствующей ИИ алгебры, алгоритмики, теории вероятностей, дифференциальных уравнений, теории статистического обучения, объектно-ориентированного программирования, программирования на Питоне, проектирования программного обеспечения, роботизации бизнес-процессов, системного и бизнес-анализа и прочих дисциплин, углубляющих и расширяющих квалификацию нацеленного.

Реализуем несколько коллективных проектов разработки полезной и нетривиальной системы искусственного интеллекта (по предложениям учащихся, студентов магистратуры или заказчиков из индустрии)

Преподаватель

Павловский Евгений Николаевич, доцент, кандидат физико-математических наук

Олимпиадные задачи в криптографии
Кафедра дискретной математики и информатики

Цель спецкурса – подготовить учеников к участию в олимпиадах по криптографии, таких как: «Всероссийская олимпиада школьников по математике и криптографии», которая проводится Институтом криптографии, связи и информатики Академии ФСБ в ноябре, и «Международная олимпиада по криптографии NSUCRYPTO» (школьная секция), основной организатор которой – Новосибирский государственный университет. Спецкурс включает разбор необходимого материала, решение задач, в том числе в форме командных соревнований, знакомство с основными понятиями криптографии.

Преподаватели

Городилова Анастасия Александровна, старший преподаватель, кандидат физико-математических наук
Панферов Матвей Андреевич
Бонич Татьяна Андреевна

Математические методы криптографии
Кафедра дискретной математики и информатики

Цель спецкурса – познакомить учеников с современными направлениями криптографии и криптоанализа, в том числе с практическими приложениями, такими как «Интернет вещей», технология «блокчейн», использование биометрических данных в криптографии, квантовая криптография и др. В рамках спецкурса разбираются основные методы и известные алгоритмы симметричной криптографии (блочные и поточные шифры, хэш-функции) и криптографии с открытым ключом (криптосистемы и понятие цифровой подписи), основные идеи криптоанализа (в том числе атаки по сторонним каналам).

Преподаватели

Городилова Анастасия Александровна, старший преподаватель, кандидат физико-математических наук
Панферов Матвей Андреевич
Бонич Татьяна Андреевна


Сложные алгоритмические задачи
Кафедра дискретной математики и информатики

Спецкурс «Сложные алгоритмические задачи» в первую очередь ориентирован на учащихся, которые хотели ли бы подготовиться к олимпиадам по информатике. Успешное решение олимпиадных задач основано на трёх основных моментах: владение средствами языка программирования, знание типичных для олимпиадных задач алгоритмов, умение их применять в каждом конкретном случае и практика решения, без которой невозможно в сжатые сроки написать правильно работающий код. Спецкурс посвящён рассмотрению характерных для олимпиадных задач алгоритмов, а также практике решения задач с использованием средств языка C++.

Преподаватель

Насибулов Егор Андреевич, старший преподаватель, кандидат физико-математических наук

Дополнительные главы информатики
Кафедра дискретной математики и информатики

Спецкурс «Дополнительные главы информатики» ориентирован на учащихся, которые хотели ли бы получить более глубокие и всесторонние знания по информатике. Он посвящён темам информатики, которые в рамках основного курса «Информатики и ИКТ» в целях сохранения единства и последовательности данного курса, рассматриваются фрагментарно, односторонне или вскользь, а также изолированным темам, которым не нашлось места. В частности, на нём целенаправленно и последовательно рассматриваются различные способы решения задач ЕГЭ, а также сопутствующие вопросы, такие как вопросы цветопередача или различные способы кодирования текста.


Преподаватель

Скворцов Олег Альбертович, доцент



Углубленный курс органической химии
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс рассчитан на обучение учащихся 10-11 классов. Особое внимание уделяется базовым понятиям органической химии и связи строения веществ с их химическими свойствами.
Целью спецкурса является приобретение учащимися теоретических знаний в области органической химии, пониманию протекания химических реакций и их механизмов. Методически курс разделен на отдельное изучение каждого класса соединений, включающее в себя способы получения и химические свойства

Преподаватель

Конев Василий Николаевич, старший преподаватель

Углубленный курс неорганической химии
Кафедра химии
Годовой

Углубленный курс предназначен для учащихся 9-11-х классов, желающих систематизировать и углубить знания по общей и неорганической химии, полученные в рамках школьной программы, а также подготовиться к участию в химических олимпиадах школьников и к обучению на химических специальностях ВУЗов.

Курс включает два раздела - "Теоретические основы неорганической химии" и "Свойства элементов и их соединений". Значительное внимание уделяется теоретическим темам: химической номенклатуре, строению атома, учению о химической связи, свойствам растворов, электрохимии, свойствам элементов и их соединений; умению применить полученные знания при решении разнообразных задач. Строение вещества изучается поэтапно - от ядер атомов и электронных оболочек до строения молекул, кристаллов и комплексных соединений. Превращения веществ при протекании различных процессов: растворения, диссоциации, реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных - рассматриваются с позиций термодинамики. Кроме этого, при изучении курса рассматриваются важнейшие достижения современной фундаментальной химии и химической технологии.


Преподаватель

Емельянов Вячеслав Алексеевич, профессор, доктор химических наук

Органический синтез
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс рассчитан на учащихся 10-11 классов СУНЦ НГУ. Он содержит теоретическую и практическую части. В теоретической части особое внимание уделяется правилам техники безопасности и знакомству с посудой, оборудованием и техникой химического эксперимента. Практическая часть направлена на осуществление практических работ по основным темам органической химии в соответствии с разделами образовательной программы СУНЦ НГУ и углубленных теоретических спецкурсов.

Целью спецкурса является приобретение учащимися навыков безопасной работы в химической лаборатории, способов синтеза, выделения, очистки и идентификации органических соединений.

В результате освоения обучающийся должен иметь представление о способах синтеза, идентификации и анализа органических веществ, знать химические приборы и оборудование, уметь пользоваться справочной литературой, интерпретировать данные физико--химического анализа, собирать установки синтеза органических соединений, выделять и очищать соединения.


Преподаватели

Конев Василий Николаевич, старший преподаватель
Добрынин Сергей Александрович, кандидат химических наук

Неорганический синтез
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс (лабораторный практикум) включает 25 оригинальных практических работ («Золото из воды», «Люминофоры», «Магнитная жидкость», «Медная радуга» и др.), адресованных учащимся 9-11 классов, желающим углубленно изучать химию и родственные ей дисциплины. Основные задачи курса: (а) расширение знаний учащихся; (б) обучение основам химического эксперимента, навыкам самостоятельной работы с учебной и научной литературой; (в) развитие исследовательских способностей школьников; (г) подготовка к участию в химических Олимпиадах, турнирах юных химиков, научно-практических конференциях школьников. Каждая из работ включает ознакомление учащихся с литературными данными и их анализ, постановку задачи, подготовку оборудования, проведение экспериментов, обсуждение, описание и представление результатов и, таким образом, представляет собой модель научного исследования. Большинство работ предполагает синтез различных неорганических соединений, наблюдение необычных свойств веществ и ярких внешних эффектов химических реакций. Многие работы предусматривают проведение измерений физико-химических величин с использованием приборов, имеющихся в лаборатории СУНЦ НГУ. Результаты исследовательских и учебно-исследовательских проектных работы, выполненные в рамках спецкурса, докладываются на МНСК НГУ, других научно-практических конференциях школьников и на школьной проектной конференции СУНЦ НГУ.

Преподаватель

Мороз Борис Львович, доцент

Решение олимпиадных задач (9 класс)
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс ориентирован на подготовку учащихся 9-х классов к различным школьным олимпиадам по химии. Рассматриваются основные приёмы решения олимпиадных задач и теоретический материал, необходимый для их решения. Обсуждение задач ведётся на основе комплектов прошлых лет разных этапов Всероссийской и Всесибирской олимпиад по химии. Сложность решаемых задач увеличивается в течение года. Спецкурс проводится два раза в неделю. Одно занятие посвящено решению задач по неорганической химии: рассматриваются методы определения неизвестных веществ, химия элементов, структурные особенности неорганических соединений. Другое занятие также ориентировано на подготовку по неорганической химии, однако вместе с этим на нём обсуждаются задачи по общей химии, причём упор делается на такие разделы, как термохимия, химическое равновесие, теория электролитической диссоциации и химическая кинетика.


Преподаватель

Юдина Юлия Алексеевна, студент НГУ, лаборант

Решение олимпиадных задач (начинающие)
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс ориентирован на подготовку учащихся 10-х и 11-х классов с небольшим опытом участия в химических олимпиадах, а также не имеющих такого опыта, к различным этапам Всесибирской открытой олимпиады школьников по химии, а также Муниципальному и Региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по химии. Рассматриваются основные приёмы решения олимпиадных задач и теоретический материал, необходимый для их решения. Обсуждение задач ведётся на основе комплектов прошлых лет Всесибирской и Всероссийской олимпиад по химии. Разбор каждой задачи происходит пошагово, причём внимание акцентируется не только на основной идее задачи, но и на особенностях оформления решения. Спецкурс проводится два раза в неделю. Одно занятие посвящено решению задач по общей и неорганической химии: рассматриваются методы определения неизвестных веществ, химия элементов, структурные особенности неорганических соединений, а также задания по термохимии, химическому равновесию, теории электролитической диссоциации и химической кинетике. Другое занятие направлено на подготовку по органической химии, основанную на обсуждении схем превращений различных органических веществ (углеводородов, кислород- и азотсодержащих соединений).

Преподаватели

Трофимов Иван Андреевич, студент НГУ, инженер II категории
Бушмин Дмитрий Сергеевич, студент НГУ, лаборант
Никифоров Ярослав Александрович, студент НГУ, лаборант



Решение олимпиадных задач (продолжающие)
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс ориентирован на подготовку учащихся 10-х и 11-х классов, имеющих опыт участия в химических олимпиадах, к заключительным этапам Всероссийской и Всесибирской олимпиад по химии, а также различным международным химическим олимпиадам. Рассматриваются основные приёмы решения олимпиадных задач и теоретический материал, необходимый для их решения. Обсуждение задач ведётся на основе комплектов прошлых лет Всероссийской, Всесибирской, Международной Менделеевской и Международной олимпиад по химии. Сложность решаемых задач увеличивается в течение года. Спецкурс проводится три раза в неделю. Одно занятие посвящено решению задач по неорганической химии повышенной сложности: рассматриваются методы определения неизвестных веществ в сложных случаях, а также отдельные главы химии элементов. На втором занятии происходит подготовка по физической и аналитической химии, в рамках которой, в частности, углубленно изучаются такие разделы, как строение вещества, термодинамика, кинетика и структурные методы исследования вещества. Третье занятие ориентировано на решение комбинированных задач со схемами превращений органических веществ, затрагивающие все основные классы органических соединений.

Преподаватели

Трофимов Иван Андреевич, студент НГУ, инженер II категории
Бушмин Дмитрий Сергеевич, студент НГУ, лаборант
Лякишева Ирина Вячеславовна
Карнаухов Тимофей Михайлович

Основы физической химии
Кафедра химии
Годовой

В настоящем курсе обсуждаются математические и физические аспекты описания протекания химических процессов.

Спецкурс предназначен, во-первых, тем учащимся СУНЦ НГУ, которые собираются поступать на ФЕН, ГГФ или МедФ НГУ для подготовки к курсу “Физическая химия-1”, который читается на первом курсе этих факультетов, а также для тех, кто принимает активное участие в олимпиадах по химии различного уровня.

В результате освоения обучающийся должен иметь представление об основных понятиях и терминах физической химии, знать основные вопросы, на которые отвечает этот раздел химии, уметь решать задачи разного уровня по основным разделам физической химии (химическая термодинамика, химическая кинетика, спектроскопия).


Преподаватель

Панов Михаил Сергеевич, старший преподаватель, кандидат химических наук




Решение задач по органической химии
Кафедра химии
Годовой

Курс посвящен углубленному изучению основ теоретической органической химии, и проводится в соответствии с лекциями спецкурса «Углубленный курс органической химии)
Будут более детально рассмотрены основные механизмы превращений органических веществ, связь строения молекул с их реакционной способностью. Отдельное внимание будет уделено рассмотрению ретросинтетического подхода к синтезу органических соединений. 

Преподаватель

Добрынин Сергей Александрович, преподаватель, кандидат химических наук

Органическая химия для олимпиадников
Кафедра химии
Годовой

Основной целью спецкурса «Решение задач по органической химии для олимпиадников» является подготовка учащихся СУНЦ НГУ 10 и 11 классов к химическим олимпиадам высокого уровня (Заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников, Международной Менделеевской олимпиаде, Всемирной олимпиаде) в области органической химии. Также спецкурс может быть полезен и тем учащимся, кто интересуется органической химией без привязки к химическим олимпиадам. В результате освоения программы обучающийся должен иметь представление о строении, способах получения и химических свойствах различных классов органических соединений, о механизмах органических реакций, о физических методах установления строения органических веществ.


Преподаватель

Сальников Олег Георгиевич, старший преподаватель, кандидат химических наук

Дополнительные занятия по химии 10 и 11 класс
Кафедра химии
Годовой

Курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов.

Статистика показывает, что учащиеся не всегда справляются с заданиями по химии, так как для успешного выполнения этих заданий необходимы как базовые теоретические знания основных химических понятий и закономерностей, так и опыт в решении разного рода химических задач, как количественных, так и качественных.

Курс предназначен для восполнения пробелов в знаниях теоретического материала и навыках решения задач по химии, отработки полученных знаний, для знакомства с различными методами решения задач по курсу химии.

Данный курс, направлен также на развитие химической грамотности, на привитие навыков самостоятельной работы и, тем самым, на повышение качества подготовки учащихся к экзаменам.


Преподаватель

Миронова Ирина Николаевна, доцент

Подготовка к ЕГЭ по химии
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс предназначен для учащихся 11 классов СУНЦ НГУ. В рамках спецкурса учащимся разъясняются основные требования, предъявляемые к абитуриентам, сдающим Единый Государственный Экзамен, происходит ознакомление с содержанием и структурой экзамена путём изучения кодификатора, спецификации и демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ.

Программа спецкурса затрагивает все элементы содержания, проверяемые с помощью ЕГЭ. Освещаются теоретические аспекты, необходимые для решения экзаменационных заданий, имеет место обширная практика по решению задач, аналогичных экзаменационным. В ходе обсуждения заданий первой части ЕГЭ уровень детализации повышается вплоть до подробного описания указанных в задаче процессов, написания уравнений химических реакций и т. д., что, вообще говоря, при выполнении тестовой части ЕГЭ не требуется. Особое внимание уделяется аспектам оформления решений задач ЕГЭ с развёрнутым ответом.


Преподаватель

Трофимов Дмитрий Геннадьевич, старший преподаватель, кандидат химических наук



Метаболическая биохимия
Кафедра химии
Годовой

На сегодняшний день биохимические процессы, протекающие в живых организмах, на порядок превосходят промышленные процессы и методы тонкого органического синтеза по эффективности и селективности. Изучение биохимических реакций, а также механизмов регуляции, может быть полезно как для создания новых методов препаративной химии, так и для диагностики различных заболеваний. В рамках данного спецкурса планируется рассмотреть химические реакции в живых системах и попытаться понять, какие факторы определяют протекание этих реакций со столь высокой эффективностью.

Программа курса предполагает знакомство с основами структурной и метаболической биохимии, а также работу с современными научными базами данных.

Преподаватели

Басов Никита Вячеславович, студент НГУ, лаборант
Ларионов Кирилл Павлович, студент НГУ, лаборант

Практикум для олимпиадной команды
Кафедра химии
Годовой

Спецкурс ориентирован на подготовку учащихся к различным школьным олимпиадам по химии. Рассматриваются основные приёмы решения практических олимпиадных задач и теоретический материал, необходимый для их решения. Обсуждение задач ведётся на основе комплектов прошлых лет разных этапов Всероссийской олимпиады по химии. Сложность решаемых задач увеличивается в течение года. Спецкурс проводится один раз в неделю. Первые три занятия посвящены решению качественных практических задач по неорганической химии. Остальные занятия ориентированы на подготовку к задачам по количественному анализу, однако вместе с этим на нём обсуждаются теоретические вопросы по общей химии, причём упор делается на такие разделы, как, химическое равновесие, теория электролитической диссоциации и химическая кинетика.


Преподаватели

Романов Александр Сергеевич, студент НГУ, лаборант

Урлуков Артём Сергеевич, студент НГУ, лаборант



Дополнительные занятия по органической химии 11 класс
Кафедра химии

Годовой


Спецкурс «Дополнительные занятия по органической химии» предназначена для обучения школьников одногодичного физико-математического потока СУНЦ НГУ основам органической химии. Основной целью освоения дисциплины является развитие у школьников представлений об основных классах органических соединений, их строении, свойствах, а также приобретения ими уровня знаний для возможного применения их на практике при решении проектных, олимпиадных задач. Курс построен параллельно семинарской программе, материал спецкурса пригодится ученикам при решении контрольных работ и при сдаче экзамена.


Преподаватель

Мартыненко Павел Александрович, студент НГУ, лаборант

Углублённый английский язык
Кафедра иностранных языков


Спецкурс посвящён подготовке к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку. На спецкурсе разбираются все виды экзаменационных заданий в многочисленных варианты заданий как в виде упражнений, так и в тестовом формате с ограничением по времени, а также анализируются распространённые ошибки, совершаемые учащимися. Также дополнительно спецкурс знакомит с некоторыми видами заданий международных экзаменов типа IELTS, Cambridge Exam, TOEFL.


Преподаватель

Орловская Анна Леонидовна, старший преподаватель
Английский язык для социализации
Кафедра иностранных языков


Спецкурс ориентирован на развитие навыков разговорной речи, аудирования и способности социализироваться в англоязычном обществе. На спецкурсе будет рассмотрен широкий спектр жизненно важных тем, таких как, общение на мероприятиях, совершение покупок, взаимодействие с различными службами здравоохранения, организация деловых и туристических поездок. На занятиях апробируются успешные модели ведения бесед, активизируется новая лексика. Курс полезен для учащихся разных уровней владения иностранным языком.


Преподаватель

Кальнеус Елена Геннадьевна

Русский в задачах
Кафедра русской словесности

1 семестр

В ходе работы спецкурса будут рассмотрены различные типы заданий по русскому языку, предлагавшихся на районных, городских, региональных (областных), заключительных этапах Всероссийских олимпиад.
Для решения задач необходимо:

- закрепить и углубить знания по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике, этимологии и стилистике русского языка;

- изучить, расширить и закрепить терминологию, необходимую для решения задач по русскому языку в олимпиадах различных уровней; 

- закрепить и расширить знания о тексте;
- уметь правильно оформить решения заданий;

- ориентироваться в многообразии справочных пособий по предмету, представлять себе виды и структуру словарей, пособий, энциклопедий и пр.

Победители муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников будут представлять СУНЦ НГУ на олимпиадах следующих уровней.

Спецкурс рекомендуется всем учащимся СУНЦ НГУ, интересующимся русским языком, в первую очередь тем, кто собирается поступать на гуманитарные специальности (филология, история, юриспруденция, журналистика,  социология, экономика и право). развивают полноценное восприятие содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму. Из слушателей спецкурса формируется команда СУНЦ НГУ для выступления на олимпиадах по русскому языку.


Преподаватель

Брыкова Елена Николаевна, доцент 
Подготовка к ОГЭ по русскому языку
2 семестр

Преподаватель

Федоренко Екатерина Олеговна, доцент

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
2 семестр

Спецкурс можно пройти, выбрав любого из преподавателей

Преподаватели

Кузнецова Елена Сергеевна, доцент кандидат филологических наук
Брыкова Елена Николаевна, доцент
Андрейко Наталия Юрьевна, доцент
Конева Анна Григорьевна, старший преподаватель
Коршунов Павел Григорьевич
Тимкин Тимофей Владимирович

Подготовка к итоговому сочинению
Кафедра русской словесности
Спецкурс можно пройти с любым  из преподавателей

Преподаватели

Белкина Вера Аркадьевна, доцент
Андрейко Наталия Юрьевна, доцент
Макушева Дарья Андреевна, старший преподаватель
Подопригора Нина Федоровна, старший преподаватель
Брыкова Елена Николаевна, доцент
Тимкин Тимофей Владимирович

За страницами учебной литературы
Кафедра русской словесности
Годовой

Данный спецкурс является продолжением уроков литературы только для учащихся 10-7 и 10-9 классов.

Работа на спецкурсе нацелена на  выполнение программы по литературе для 10 классов в условиях снижения часов для учащихся СУНЦ НГУ (с этого учебного года вместо ТРЁХ часов всего ДВА часа в неделю).
Назван спецкурс так, потому что в условиях сокращения на треть количества уроков многое может остаться именно ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА  ЛИТЕРАТУРЫ.

Преподаватель

Брыкова Елена Николаевна, доцент

Литература русского зарубежья
Годовой

Данный спецкурс является продолжением уроков литературы только для учащихся 11-11 класса.
Работа на спецкурсе нацелена на  выполнение программы по литературе для 11 классов в условиях снижения часов для учащихся СУНЦ НГУ (с этого учебного года вместо ТРЁХ часов всего ДВА часа в неделю).
На спецкурсе, в частности,  будут изучаться произведения И.А Бунина (период эмиграции, например, цикл «Тёмные аллеи» и рассказ «Чистый понедельник»), произведения В.В. Набокова, Нобелевского лауреата по литературе И.А. Бродского и др.


Преподаватель

Брыкова Елена Николаевна, доцент

Разговоры о стихах
Годовой

Преподаватели

Андрейко Наталия Юрьевна, доцент
Ашкарина Наталья Арнольдовна, старший преподаватель


Культурология Видеоигр
Кафедра гуманитарных наук
1 семестр

Спецкурс посвящён изучению одного из наиболее развивающихся феноменов современной культуры – видеоиграм. Несмотря на слабую изученность, видеоигровая индустрия накопила огромный пласт значимых проектов. Каждый год индустрия прибавляет обороты и увеличивает аудиторию. Пора заняться изучением этого феномена.

Мы узнаем, что такое игра как социальный феномен. Мы переживём историю видеоигр: проследим хронологию видеоигр – от самых первых устройств и жанров до современных реалий индустрии. Жанры сеттинга, виды геймплея, нарративный дизайн и много много других непонятных слов!

На спецкурсе ты сможешь почувствовать себя геймдизайнером: создать свой проект. Видеоигровым журналистом: создать свой обзор на понравившуюся (или не очень) видеоигру.

Спецкурс рассчитан на все категории ФМШат. Даже если ты новичок – мы начинаем с самых основ темы.

Преподаватель


Скарлыгин Илья Александрович, старший преподаватель

Религия: история и современность
Кафедра гуманитарных наук
2 семестр

Религия – феномен, сопровождающий человечество с его рождения. Даже сегодня, во времена торжества науки люди продолжают верить в тысячи божеств и сил. Почему? Разберёмся.

Религия пронизывает современную культуру – проникает во все формы искусства, определяет политику, двигает экономику. Не обязательно быть верующим, чтобы понимать важность этой формы сознания.

На спецкурсе мы узнаем, чему люди поклонялись в прошлом, и какие религии возникли буквально недавно. Поймём разницу религии и мифа, рассмотрим позиции противников и сторонников религиозных течений современности.

Спецкурс рассчитан на научное изучение религиоведения с его основ: приглашаются все желающие.

Преподаватель


Скарлыгин Илья Александрович, старший преподаватель

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Кафедра гуманитарных наук
Годовой спецкурс

ЕГЭ по обществознанию нужен для поступления на экономические, юридические, гуманитарные направления, а также на психологию, в том числе клиническую психологию, а также  для подтверждения олимпиад по обществознанию, экономике, праву, политологии, социологии, философии.

ЕГЭ по обществознанию сдать сложно. Например, результат 100 баллов в 2021 году во всей России получили всего 318 человек из 307 тыс. сдававших – самый низкий процент по всем ЕГЭ вообще.

Если вы собираетесь это ЕГЭ сдавать – приходите, будем готовиться вместе.



Преподаватели

Гриценко Александр Анатольевич, доцент
Гетманова Анна Владимировна, старший преподаватель

Человек: актуальные проблемы психологии
Кафедра гуманитарных наук
1 семестр

Спецкурс посвящен актуальным проблемам психологии, включает в себя изложение основных проблем психосоматики, типологии личности и конфликтологии. Спецкурс относится к числу модульных спецкурсов по обществознанию. Он дополняет базовый курс «Обществознание (Человек и общество)» (11 кл.).

Это спецкурс для тех, кого интересует применение методов психологии в разных сферах жизни: в учёбе, работе, повседневности.

Участники получат много полезной информации по трем основным темам. Во-первых, психофизиология (как психические физические процессы влияют друг на друга). Во-вторых, типология личности –  какие типы характеров выделяются в современной психологии, какие черты можно (но нужно ли?) развивать в себе. В-третьих,  конфликтология (о возможных методах поведения в конфликтных ситуациях, и о способах предотвращения конфликтов).

«Воля», «выбор», «эмоции», «внимание», «самоконтроль», «самооценка», «подсознание» –   основные понятия, которые мы будем изучать на занятиях, на примере ситуаций из жизни и отрывков из художественных фильмов.


Преподаватель

Тузиков Александр Федорович, доцент, кандидат исторических наук



Олимпиадные задачи по экономике
Кафедра гуманитарных наук
1 и 2 семестры

«Экономика – это ожившая математика», «экономика – это между математикой и людьми» – реальные высказывания наших выпускников.

Мы предлагаем познакомиться с экономическими моделями и попробовать свои силы в решении практических задач. Спецкурс подходит и для тех, кто хочет участвовать в экономических олимпиадах, и для тех, кто хочет просто больше узнать об экономике.

Начиная с 2009 года, на спецкурсах подготовились 25 победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике (четверо из них стали призерами дважды), десятки победителей и призеров олимпиад по экономике из Федерального перечня. Победа на таких олимпиадах дает возможность поступить без ЕГЭ в самые престижные вузы страны, причем не только на чисто экономические специальности. Вузовские направления, связанные с бизнес-информатикой (программирование + экономика), статистикой и анализом данных также принимают по результатам этих олимпиад.

Если не собираетесь выбирать в будущем экономическую специальность, знания об экономических моделях тоже будут полезны. И математики, и программисты, и представители других профессий в процессе работы часто сталкиваются с необходимостью решать экономические задачи, ведь их создает сама жизнь.
Мы предлагаем систему спецкурсов: занятия для 9-х классов, для 10-х (начинающие), для 10-х (продолжающие), для 11х классов. Приходите, пробуйте!


Преподаватели

Гетманова Анна Владимировна, старший преподаватель
Ерышова Вера Евгеньевна, старший преподаватель
Олимпиадное обществознание
Кафедра гуманитарных наук
1 семестр

Спецкурс для тех, кто не боится жить интересно. 

«Олимпиадное» – значит, умение формулировать проблемы современного общества и способы рефлексии этих проблем.

«Обществознание» – акцент на социальных, юридических и философских концепциях.

Наш спецкурс совмещает теоретическое изучение материала в лекционном и семинарском форматах с практической деятельностью по  написанию эссе, анализу книг. 

Программа рассчитана на 3 категории ФМШат с любым начальным уровнем: желающих освоить модульный спецкурс, интересующихся сложным гуманитарн ым знанием и стремящихся выигрывать олимпиады.


Преподаватель

Золотухин Иван Павлович
Подготовка к ЕГЭ по истории
Кафедра гуманитарных наук
2 семестр

В ФМШ выпускников, сдающих ЕГЭ по истории, обычно всего несколько человек. Работа с ними носит сугубо индивидуальный характер. Те, кто относился к этому курсу серьезно, набирают обычно не менее 80 баллов (неплохой результат).


Преподаватель

Гильд Татьяна Александровна, доцент
Политика
Кафедра гуманитарных наук
1 семестр

На занятиях будут рассмотрены политические взгляды Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Дж. Локка и др. политических мыслителей. Будут рассмотрены вопроы, связанные  с устройством государства, формами политического правления, политическими режимами. Поговорим о правовом государстве и гражданском обществе. Особое внимание будет уделено таким темам, как демократический строй, тоталитаризм, идеология, политическое развитие современной России.


Преподаватель

Бровкин Владимир Викторович, доцент, кандидат философских наук

Финансовая грамотность
Кафедра гуманитарных наук
1 семестр

В современном мире очень много финансовых услуг и финансовых инструментов доступны обычному человеку. На спецкурсе мы будем разговаривать о них.

Как застрахованы банковские вклады и какие еще варианты вложения денег предлагают нам банки? Какие бывают кредиты и что обязательно должно присутствовать в кредитном договоре? Как фактически можно вложить деньги в золото и другие драгоценные металлы? Какие ценные бумаги бывают и как на них зарабатывают? Как открыть брокерский счет? Что такое индивидуальный инвестиционный счет? Особенности вложения денег в паевые инвестиционные фонды, что такое ETF. Как можно купить криптовалюту… – все это лишь часть вопросов, которые мы с вами разберем и обсудим.

Мы будем рассматривать те инструменты, которые доступны обычному физическому лицу, поговорим также о налогах и государственном регулировании финансовой сферы, посчитаем доходности разных активов. Все это полезно любому человеку.


Преподаватель

Гетманова Анна Владимировна, старший преподаватель
Вторая мировая в кинематографе
Кафедра гуманитарных наук
2 семестр

Любите ли вы кино так, как люблю его я? Если вы смотрите кино, затаив дыхание, отождествляя себя с главным героем, переживая все события его судьбы, и выныриваете в реальность только с окончанием сеанса – то вам – к нам. Если, смотря фильм, вы оцениваете работу оператора, подбор актеров, задумку режиссера и её осуществление. Если вас раздражает неудачный саундтрек к фильму – тогда вы тоже идете к нам! Если вы смотрите кино по литературному произведению и сравниваете его с тем фильмом, который уже сложился у вас в голове, когда вы читали книжку и, конечно, ваш «фильм» был гораздо интереснее – тогда вы идете к нам!

Ну, а если вы правдолюб и, смотря фильм, ищете соответствие исторической истине, составляете список ошибок, неточностей, неправдоподобностей, потому что «на самом деле всё было совсем не так!» – тогда вы точно идете к нам.

Потому что на протяжении 10 вечеров мы с вами будем смотреть фильмы, снятые в разное время, разными режиссерами, в разных странах, которые объединяет только одно – тема «Вторая мировая война». И самое интересное даже не сам просмотр, а обсуждение, сравнение, критика. Приходите, не пожалеете.


Преподаватель

Гильд Татьяна Александровна, старший преподаватель

Право и Интернет: специфика взаимодействия
Кафедра гуманитарных наук
1 семестр

Это спецкурс для тех, кому интересно узнать о современном состоянии права в интернет-среде, разобраться в разнице подходов российского и зарубежного законодательства в этой сфере. Обсудим также права человека в интернете и их ограничения.
Между различными государствами и интернетом идет своеобразное «перетягивание каната» – с одной стороны, госструктуры все теснее встраиваются в интернет, реализуют через него растущее количество функций, а с другой, стремятся максимально «зарегулировать» его, противостоять постоянно расширяющемуся спектру действий (в том числе и преступлений), совершаемых в сети.
Спецкурс состоит из лекционных занятий, посвящённых теоретическим аспектам поднимаемых тем, и практической деятельности по написанию эссе, разбору статей и книг.

Преподаватель

Гущанский Константин Константинович

Современная этика
Кафедра гуманитарных наук
Годовой

Представьте, что в стране X завтра пройдёт референдум по вопросу о легализации смертной казни. Вам нужно отдать свой голос. Скажете нет? Поддержите? Воздержитесь, поскольку считаете смертную казнь аморальной?

Правильного ответа нет, однако хорошая новость в том, что есть наиболее аргументированный и взвешенный. Все мы время от времени спорим и рассуждаем на моральные темы. Мы подвергаем сомнению моральный авторитет старших, осуждаем какие-либо поступки своих сверстников и знакомых. Однако делаем это, основываясь исключительно на своём мнении.

Данный спецкурс откроет двери в большую моральную теорию – как и на основании каких критериев мы можем определять нечто как верное, обоснованное, а другие поступки как неверные или не имеющие убедительных оснований. Мы будем обсуждать актуальные и сложнейшие проблемы современности: смертная казнь, эвтаназия, отношение к животным. На спецкурсе предполагается большая дебатная часть: будем спорить на этические проблемы и попытаемся разобраться в том, из чего состоит убедительная риторика и как вообще строится хороший аргумент.


Преподаватель

Дятлов Иван Иванович
Искусство кино
Кафедра гуманитарных наук
2 семестр

Все мы смотрим кино. Однако, если задуматься, это довольно странное занятие: несколько часов сидеть неподвижно, в безмолвии перед плоским экраном и смотреть на движущуюся картинку. Однако кино вот уже добрую сотню лет восхищает тысячи людей, заставляет переживать за героев, погружаться в сложные миры и наслаждаться визуальными образами.

На спецкурсе мы лишь кратко затрагиваем историю кинематографа. Все основные силы мы бросаем на то, чтобы уделить внимание особенности кино как искусства. Как менялась эстетика кино и появлялись целые стили? Как появились современные способы «смотрения» кино (кинотеатры и фестивали)? Как люди придумали схемы зарабатывания на кино? Какие существовали знаковые фильмы, изменившие индустрию кино? Всё это, и многое другое мы будем обсуждать на спецкурсе.


Преподаватель

Дятлов Иван Иванович


Нации и национализм: от зарождения до современности
Кафедра гуманитарных наук

1 семестр

Идея «нации» нередко толкает людей на безумства. Люди перекраивают государственные границы, развязывают войны, проводят геноцид и создают бессмертные памятники искусства – все это во имя торжества национальной идентичности. Эта идентичность зародилась лишь несколько столетий назад, но уже сейчас кажется, будто бы «нации» и «национальные идеи» существовали всегда.

Этот спецкурс предназначен для тех, кому не безразличен окружающий мир. Для тех, кто с интересом следит, как развиваются события в России и в мире. Программа спецкурса совмещает как теоретическое осмысление феномена «национализма», так и разбор конкретных примеров того, как формировалось «национальное самосознание» европейских народов. Лекционный материал сочетается с самостоятельным разбором документов, изучением научных статей.

Учебная программа рассчитана на учащихся с любым уровнем подготовки. Усидчивость и интерес к теме гораздо более значимы, чем стартовый уровень знаний.


Преподаватель

Кромер Лев Викторович 



Россия в современном мире
Кафедра гуманитарных наук
Годовой

На спецкурсе будут подниматься такие вопросы:
●  Мир или война?
●  Глобальные IT-корпорации и мировая власть.
●  Кибератаки.
●  Что такое «deep state»? «failed state»?
●  Китай, Россия, США –  что могут эти три игрока?
●  Каково арктическое будущее России?
●  Увидеть Россию и мир в интервале 2030-2050 гг.
●  Самые современные книги и статьи о мировой политике.
●  Все мировые новости: критический анализ.
●  Также политические дебаты: pro и contra

Преподаватель

Миндолин Владимир Александрович, доцент, кандидат исторических наук

Технология войны
Кафедра гуманитарных наук
2 семестр

«Война – отец всего, и всего царь: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными», - сказал Гераклит Эфесский в далёком 5-м веке до нашей эры. Изменилось ли что-нибудь с тех пор?

Какое место у войны в человеческой истории и в современном мире?

Как развивались военные технологии? Как их развитие влияло на общественное устройство?

Желающие разобраться в теме могут прийти и сделать это на спецкурсе: «Технология войны».


Преподаватель

Цыганков Владислав Васильевич, доцент, кандидат философских наук


Риторика
Кафедра гуманитарных наук
2 семестр

Спецкурс для тех, кто хочет овладеть искусством составления и произнесения речей, навыками свободного поведения на площадке, смелых и содержательных дискуссий, аргументированных споров. Будут практические занятия: составление текстов речей, тренинги по пластике, актерские монологи, скороговорки и т.д. Отдельная тема – «Искусство презентаций».


Преподаватель

Миндолин Владимир Александрович, доцент, кандидат исторических наук

Искусство Западной Европы от Античности до Возрождения, от Возрождения до модернизма
Кафедра гуманитарных наук


1 и 2 семестры

Курс истории изобразительного искусства знакомит с художественной культурой разных регионов и стран мира в процессе её становления.

Он охватывает период от первобытного искусства и до эпохи Возрождения включительно (желающие продолжить это знакомство могут во втором семестре посещать спецкурс «От Возрождения до модернизма» – о западноевропейском искусстве 17-20 веков).

Что привлекает внимание художника в мире и человеке, как он показывает их – и как это зависит от эпохи (её социальных условий и художественных вкусов), от личности автора и условий его жизни? Каково восприятие и воздействие произведений искусства?

Понимание роли искусства важно для гармоничного развития личности.

Занятия проходят в форме лекций с постоянным показом качественных изображений известных, значимых для истории искусства произведений скульптуры, живописи, архитектуры; в целом за курс представлены сотни произведений искусства.


Преподаватель

Штоль Александр Александрович, доцент


Проекты учащихся
Кафедры СУНЦ НГУ
Каждый ученик СУНЦ НГУ должен сделать итоговый проект. В СУНЦ НГУ один проект делается в 9 классе и один - за 10 и 11 класс.

Для написания проекта ученикам нужно записаться на одно из проектных направлений и найти себе куратора, потом в течение учебного года работать над проектом, посещать лекции и готовить промежуточные отчёты, а в конце учебного года защитить свой проект, выступив на проектной конференции.

Более подробную информацию о проектной деятельности в СУНЦ НГУ и существующих проектных направлениях ищите здесь: https://sites.google.com/view/sescprojects/