- Образование
- Проектная деятельность
Проектная деятельность
- Образование в ФМШ
- Поступление в ФМШ
- Летняя смена олимпиадной подготовки
- Летняя школа
- Академический календарь
- Кафедры
- Спецкурсы
- Заочная школа
- Дополнительное образование
- Краткосрочные школы
- Электронный журнал
- Проектная деятельность
- Курсы для учителей
- Всероссийская олимпиада
- Программы поддержки обучающихся
В сентябре-октябре 2024 г. состоится лекторий, посвященный проектной работе, в ходе которого лекторы-эксперты прочитают лекции по основным направлениям проектной работы".
Лекции будут проходить в актовом зале досугового центра, расписание:18.09.2024 в 18-00 лекция кандидата биологических наук Е.В. Ворониной "Исследовательский проект: требования, этапы, контрольные точки"
19.09.2024 в 15-00 лекция Г.Н. Цимбалист "Инженерно-проектная работа: требования, этапы, контрольные точки"
Дополнительная информация по проектной деятельности:
Информационное письмом по проектной работе
Презентации лекций по проектной работе будут доступны позже
Положение об итоговом индивидуальном проекте
Все проекты в СУНЦ НГУ реализуются в рамках одного из проектных направлений. Выберите проектное направление, чтобы увидеть доступные проекты.
Для того, чтобы записаться на проект, нужно связаться с куратором проекта: найти его лично (многие кураторы - это преподаватели СУНЦ) или написать ему на почту (с почтового аккаунта школы есть возможность найти email, начав вводить фамилию). Если найти куратора не получается или он не отвечает, сообщите об этом через форму "Задать вопрос".
Когда вы определились с темой проекта, над которым будете работать, сообщите об этом через форму "Записаться на проект".
Оформление проектов:
Обычные проекты (исследовательские, инженерные, лабораторные, организаторские, творческие, социальные):
Требования к оформлению проектной работы находятся здесь.
Шаблон, который можно скачать и использовать в качестве основы для своей проектной работы, можно найти здесь.
Проекты с внешней экспертизой:
Проект, представленный на мероприятии из "Списка мероприятий, участие в которых засчитывается как проект с внешней экспертизой". Для зачёта по такому типу проектов пишется краткая аннотация, выступление на школьной проектной конференции не производится.
Будут исследованы одноточечные коммутирующие разностные операторы ранга 1. Коэффициенты в таких операторах зависят от одного функционального параметра, а степени операторов сдвига в разностных операторах положительны. Эти операторы изучаются в случае гиперэллиптических спектральных кривых, когда базовая точка совпадает с точкой ветвления. Операторы с полиномиальными коэффициентами вкладываются в дифференциальные операторы с полиномиальными коэффициентами. Эта конструкция предоставляет новый метод построения коммутативных подалгебр в первой алгебре Вейля.
Куратор проекта
Миронов Андрей Евгеньевич, профессор, доктор физико-математических наук, член корреспондент РАН
a.mironov@g.nsu.ru
Работа над данной темой предполагает исследование различных свойств этого преобразования.
Куратор проекта
Даурцева Наталия Александровна, доцент, кандидат физико-математических наук
n.daurtseva@g.nsu.ru
Ученики составят комплекты задач для различных математических соревнований. Результатом работы будет проведение соревнований, повышающих интерес к математике среди учащихся младшей и средней школы.
Куратор проекта
Захарова Кристина Андреевна, преподаватель
В настоящее время задачи NLP (Natural Language Processing) играют важную роль в исследованиях в области искусственного интеллекта, машинного перевода и диалоговых систем. В ходе выполнения проекта проводится обзор математических моделей и алгоритмических методов, используемых при анализе текстовой информации на естественных языках. Основное внимание будет уделяться формализации и изучению взаимосвязей между синтаксисом ("описанием") и семантикой ("значением"). Основные темы задач: олимпиадные задачи по лингвистике, язык математической логики и теория моделей, формальные языки и грамматики, онтологическая и дистрибутивная семантика для естественных языков, методы машинного обучения для работы с текстами.
Куратор проекта
Стукачев Алексей Ильич, доцент, кандидат физико-математических наук
a.stukachev@g.nsu.ru
Во многих задачах вычислительной химии или физики возникает необходимость работать с упаковками большого количества сфер. Например, они служат моделями пористых сред, различных материалов, молекул и так далее. Вручную создать такие упаковки уже при 30 сферах не представляется возможным, поэтому необходимо привлекать некоторые алгоритмы и вычислительные мощности компьютера.
Участникам проекта предлагается заняться программной реализацией алгоритма Любачевского-Стиллинжера, который позволяет создавать упаковки из заданного количества сфер. Прежде всего, необходимо будет изучить оригинал статьи на английском с изложением этого алгоритма и восстановить все пропущенные там выкладки.
После этого вместе придумаем, каким образом лучше представлять данные этой задачи для компьютера. А далее плотно займемся программной реализацией, начав с простой постановки, усложняя ее с течением времени. Отличие от исходного алгоритма будет заключаться в том, что мы попробуем упаковать сферы различных радиусов (может даже радиус будет как-то специально распределен). Идеальный план выглядит так: 1)Упаковка сфер в квадрате с периодическими краевыми условиями; 2)Упаковка сфер в квадрате с жесткими стенками; 3)Упаковка сфер в кубе с периодическими условиями; 4)Упаковка сфер в кубе с жесткими стенками; 5)Различные вариации --- упаковка в цилиндре, упаковка эллипсов и т.д....
Требования к участникам: знание английского языка, знание хотя бы языка С, в идеале С++, оценка по математике не ниже 4.
Куратор проекта
Ефременко Юрий Даниилович, преподаватель
i.efremenko@g.nsu.ru
Будут изучены различные свойства делимости, материал поможет в подготовке к экзаменам СУНЦ и ЕГЭ. Будут доказаны утверждения о свойствах периодов и предпериодов, разработаны алгоритмы
Куратор проекта
Власов Владимир Николаевич, доцент, кандидат физико-математических наук
Куратор проекта
Галактионова Анастасия Андреевна, старший преподаватель
a.galaktionova@g.nsu.ru
С помощью теоремы Больцано-Коши о промежуточном значении непрерывной функции может быть доказан ряд крайне интересных задач выпуклой геометрии. Например, что на любой выпуклой кривой найдутся три точки A, B, C, причем такие, что AB=BC и эти два отрезка делят фигуру, ограниченную данной кривой, на три равновеликие части.
Куратор проекта
Баврин Денис Денисович, студент 4 курса ММФ НГУ
На кафедре физики проектная деятельность реализуется в по трем направлениям:
1. Профильные спецкурсы:
А. ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ (команда СУНЦ) - победители и призеры начиная с регионального этапа ВсОШ получают автомат по проектам
Б. ТУРНИР ЮНЫХ ФИЗИКОВ
В. СОВРЕМЕННОЕ ТЕПЛОВИДЕНИЕ (Овладение теоретическими знаниями и практическим опытом с основами инфракрасной техники. Изучение живых и неживых объектов с тепловыделением...) Институт полупроводников
Г. ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ (не команда СУНЦ) - победители и призеры начиная с регионального этапа ВсОШ получают автомат по проектам
Д. НИЗКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ПЛАЗМА И СИНТЕЗ НАНОПЛЕНОК (Спецкурс посвящен изложению основ физики газового разряда (низкотемпературной плазмы), методов осаждения углеродных нанопленок и методов их исследования). НГУ
Ж. НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ АСТРОНОМИЯ (Вы узнаете названия и характеристики наиболее ярких и известных звёзд, созвездий, периоды и радианты метеорных потоков; научитесь находить наиболее яркие звёзды Северного полушария, проводить наблюдения звезд, планет, Солнца и Луны, и т.д.) КЮТ
З. АСТРОНОМИЯ НА БАЗЕ ОБСЕРВАТОРИИ «Вега» ФФ НГУ
И. ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ (Дополнительные главы физики)
2. Проектная деятельность в лабораториях СУНЦ и НГУ (не спецкурсы):
А. Можно обратиться к преподавателям физического практикума для отопления проекта на базе лаборатории (У кого нет обязательных лабораторных, можно обратиться в любое удобное по расписанию время работы лаборатории и записаться на проект)
Б. Проектная деятельность в лаборатории «Электричество и Магнетизм» в НГУ
3. Можно обратиться к своему семинаристу со своим проектом, чтобы он был научным руководителем.
Ученики могут предложить свои проекты, в том числе и по астрономии.
Будут изучены методы наблюдения за звездами. Получены спектры излучения Солнца в видимом диапазоне с помощью приборов обсерватории «Вега» ФФ НГУ. Проведен анализ спектра на различный тип излучения - абсолютно черного тела и линейчатое. Проведен анализ возможности определения температуры Солнца.
Куратор проекта
Нестеренко Альфия Рашитовна, преподаватель
Куратор проекта
Нестеренко Альфия Рашитовна, преподаватель
nesterenko59@mail.ru
Куратор проекта
Коняев Егор Сергеевич, сотрудник ФФ НГУ
e.koniaev@g.nsu.ru
Ученики получат знания об основах физики магнетронного разряда и о процессах, происходящих в газоразрядной среде. Ученики смогут применить полученные теоретические знания для осаждения нанопленок титана в магнетронном разряде с реакционным газом. В ходе проекта ученики научатся работать на измерительных и аналитических приборах, самостоятельно проводить эксперименты по осаждению нанопленок алюминия и составлять научный доклад о проделанной работе.
Куратор проекта
Чепкасов Сергей Юрьевич, старший преподаватель
s.chepkasov@post.nsu.ru
Ученики получат знания об основах физики магнетронного разряда и о процессах, происходящих в газоразрядной среде. Ученики смогут применить полученные теоретическиек знания о физике магнетронного разряда для синтеза пленок нитрида алюминия. В ходе проекта ученики научатся работать на измерительных и аналитических приборах, самостоятельно проводить эксперименты по синтезу пленок нитрида алюминия и составлять научный доклад о проделанной работе.
Куратор проекта
Чепкасов Сергей Юрьевич, старший преподаватель
s.chepkasov@post.nsu.ru
Куратор проекта
Маслов Михаил Павлович, сотрудник ФФ НГУ
m.maslov@nsu.ru
Куратор проекта
Маслов Михаил Павлович, сотрудник ФФ НГУ
m.maslov@nsu.ru
Куратор проекта
Маслов Михаил Павлович, сотрудник ФФ НГУ
m.maslov@nsu.ru
Куратор проекта
Коняев Егор Сергеевич, сотрудник ФФ НГУ
e.koniaev@g.nsu.ru
Куратор проекта
Коняев Егор Сергеевич, сотрудник ФФ НГУ
e.koniaev@g.nsu.ru
Проверка законов Кеплера в ходе определения элементов орбиты спутников Юпитера.
Куратор проекта
Коняев Егор Сергеевич, сотрудник ФФ НГУ
e.koniaev@g.nsu.ru
Куратор проекта
Коняев Егор Сергеевич, сотрудник ФФ НГУ
e.koniaev@g.nsu.ru
Ученики получат знания об основах физики магнетронного разряда и о процессах, происходящих в газоразрядной среде. А также смогут применить полученные теоретические знания для осаждения нанопленок алюминия в магнетронном разряде.
В ходе проекта ученики научатся работать на измерительных и аналитических приборах, самостоятельно проводить эксперименты по осаждению нанопленок алюминия и составлять научный доклад о проделанной работе.
Куратор проекта
Чепкасов Сергей Юрьевич, старший преподаватель
sergey@post.nsu.ru
Учебно-исследовательские проектные работы, выполняемые в рамках спецкурса "Неорганический синтез" ("Золото из воды", "Пирофорные материалы", "Трехцветные жидкости", "Цветные пламена", "Драконья кровь" (синтез и изучение свойств хромилхлорида)", "Вещества-хамелеоны" (термохромный комплекс никеля(II)") предполагают синтез и изучение неорганических соединений с необычными свойствами. Каждая работа включает этапы, характерные для экспериментального исследования в области химии:
1) анализ литературных данных;
2) определение цели и задач исследования;
3) подготовка оборудования;
4) проведение экспериментов;
5) обсуждение, описание и представление результатов.
Выполняя проекты, школьники обучаются навыкам работы в химической лаборатории, методам проведения аналитических исследований и физико-химических измерений с использованием современных приборов, имеющихся в лабораториях СУНЦ НГУ, расширяют свои знания по химии, получают представление о профессии «химик-исследователь». Кроме того, ожидаемым результатом проектов является создание актуальных лабораторных и практических работ и демонстрационных опытов для классов с углубленным изучением химии.
Куратор проекта
Мороз Борис Львович, доцент
Некоторые лабораторные работы можно оформить в виде проектов.
Куратора можно выбрать на кафедре химии
Работы исследовательской направленности, выполняемые на базе новых лабораторий СУНЦ НГУ и/или институтов СО РАН по индивидуальному расписанию (по договоренности между учениками и преподавателем).
Предлагаемые темы будут представлены руководителями работ на отдельном открытом собрании в период 16-21 сентября.
Куратор проекта
Демаков Павел Андреевич, старший преподаватель, кандидат химических наук
p.demakov@g.nsu.ru
В рамках спецкурса "Органический синтез" учащиеся СУНЦ НГУ могут выполнить проектную работу по синтезу и описанию свойств веществ, которые когда-либо уже были описаны или же совершенно новых. В рамках проектов школьники обучатся основам органического синтеза, включая такие навыки, как:
- поиск литературы (существующие методики получения схожих веществ и описание свойств, если имеется);
- планирование синтеза;
- подготовка и проведение экспериментов;
- анализ полученного соединения (подтверждение структуры и изучение свойств).
Куратор проекта
Белов Владимир Владимирович, специалист по УМР
vladim-bel@yandex.ru
Проектная работа, разработанная и проводимая совместно со спецкурсом "Неорганический синтез". Соли Фреми - интересный объект исследования, обладающий неспаренным электроном и использующийся в тонком органическом синтезе. В рамках проекта на спецкурсе "Органический синтез" учащимся предлагается синтезировать специальные катионы для солей Фреми (разработать методику синтеза или использовать уже существующие), а также изучить химические и физические свойства солей с различными катионами.
Куратор проекта
Белов Владимир Владимирович, специалист по УМР
vladim-bel@yandex.ru
Куратор проекта
Белов Владимир Владимирович, специалист по УМР
vladim-bel@yandex.ru
Данный проект направлен на синтез люменисцирующих веществ, используемых для создания ХИС, с последующей разработкой составов различных цветов с наибольщей продолжительностью и(или) яркостью свечения.
Куратор проекта
Белов Владимир Владимирович, специалист по УМР
vladim-bel@yandex.ru
Эфиры борной кислоты известны по зелёному цвету пламени их горения, что используется во многих кинолентах в качестве спецэффектов. Чуть менее известным фактом об этих эфирах является то, что при их горении выделяется мало тепла, из-за чего сжигать можно на голой руке. Оба факта имеют видеоподтверждение в сети Интернет.
Учащимся предлагается разработать методику синтеза различных эфиров борной кислоты, а также описать их химические и физические свойства, в том числе связанных с их горением.
Куратор проекта
Белов Владимир Владимирович, специалист по УМР
vladim-bel@yandex.ru
Изучение имеющихся сервисов и создание понятной и удобной системы автоматизированной проверки домашних и контрольных работ, в помощь учителям и завучам школ и преподавателям ВУЗов и колледжей. Разработка удобной платформы для автоматизации процессов и сберегания времени учителя и преподавателя.
Куратор проекта
Антон Александрович Шелудченков, старший преподаватель, кандидат биологических наук
a.sheludchenkov@g.nsu.ru
Изучение имеющихся сервисов и создание понятной и удобной системы автоматизированной проверки домашних и контрольных работ, в помощь учителям и завучам школ и преподавателям ВУЗов и колледжей. Разработка удобной платформы для автоматизации процессов и сберегания времени учителя и преподавателя.
Куратор проекта
Антон Александрович Шелудченков, старший преподаватель, кандидат биологических наук
a.sheludchenkov@g.nsu.ru
Изучение имеющихся сервисов и создание понятной и удобной системы автоматизированной проверки домашних и контрольных работ, в помощь учителям и завучам школ, и преподавателям ВУЗов и колледжей. Разработка удобной платформы для автоматизации процессов и сберегания времени учителя и преподавателя.
Куратор проекта
Антон Александрович Шелудченков, старший преподаватель, кандидат биологических наук
a.sheludchenkov@g.nsu.ru
Задача компьютерного зрения по распознаванию изображений. Планируется использование имеющихся в открытом доступе материалов и наборов изображений для обучения и дообучения нейросетей, имеющихся в открытом доступе рентгенограмм, с использованием известных методов машинного обучения.
Куратор проекта
Антон Александрович Шелудченков, старший преподаватель, кандидат биологических наук
a.sheludchenkov@g.nsu.ru
Задача компьютерного зрения по распознаванию изображений. Планируется использование имеющихся в открытом доступе материалов и наборов изображений для обучения и дообучения нейросетей, с использованием известных методов машинного обучения.
Куратор проекта
Антон Александрович Шелудченков, старший преподаватель, кандидат биологических наук
a.sheludchenkov@g.nsu.ru
В рамках данного проекта создаётся программный пакет на основе метода решёточных уравнений Больцмана. Цель проекта заключается в создание масштабируемой и эффективной архитектуры, в рамках которой наиболее эффективным образом рассчитывались дискретизированные уравнения Больцмана. Расчёт уравнений должен быть параллелизуемым на ядрах центрального процессора и графического устройства. Особенностью разработки программного пакета является сведение к нулю сторонних библиотек и к минимуму стандартных библиотек С++ в целях достижения кроссплатформенности и максимальной совместимости архитектур процессорного и графического расчётов.
Куратор проекта
Сальников Михаил Владимирович, старший преподаватель, кандидат химических наук
m.salnikov@g.nsu.ru, т. +7(961)870-88-28
В проекте предлагается реализовать решатель на языке C++ для систем обыкновенных дифференциальных уравнений (ОДУ) химической кинетики газового горения углеводородов. Программа должна уметь импортировать описание кинетического механизма и термодинамических свойств смеси из файлов формата CHEMKIN. Графический интерфейс на QT показывает эволюцию состава и свойств смеси в ходе химических реакций. Для решения ОДУ предлагается использовать библиотеку CVODE. После отладки программы она будет использована для построения упрощенной ML-модели кинетики с учетом физических ограничений (градиентный бустинг, XG-Boost) и валидации этой модели по точным решениям ОДУ для известных кинетических механизмов. Данная разработка будет использована в пакете программ для численного моделирования турбулентного горения и пожаров FDS+.
Куратор проекта
Хребтов Михаил Юрьевич, научный сотрудник ФФ НГУ
тг @mhrebtov
Глушение нефтяных скважин — это технологический процесс, который проводят, чтобы «законсервировать» скважину и прекратить добычу нефти. Для этого используются специальные жидкости, которые закачиваются в скважину и создают противодавление на пласт и перекрывают выход нефти. Перед началом глушения проводятся предварительные расчёты и исследования. Однако, для месторождений в сложных условиях математические расчеты часто ошибаются, что приводит к неуспешному глушению и дополнительным затратам. В рамках проекта мы попытаемся выяснить, смогут ли методы машинного обучения помочь правильно оценить необходимый объем жидкости для глушения нефтяных скважин.
Куратор проекта
Кожухов Антон Сергеевич, младший научный сотрудник ПИШ НГУ
a.kozhukhov@nsu.ru, тг @Anton_Kozhukhov
При планировании лечения аневризмы аорты хирургам необходимо не только оценить риск ее разрыва, но и спрогнозировать риск клинических осложнений при операции, таких как, например, отрыв тромба. Искусственный интеллект позволяет решать эти проблемы. В проекте мы поработаем над ML-фреймворком, который позволит по изображениям компьютерной томографии и другим клиническим данным оценить риск возможных осложнений и улучшить результаты лечения. Мы научимся извлекать важные параметры геометрии аневризмы и строить персонализированные модели прогнозирования клинических осложнений.
Куратор проекта
Федотова Яна Валерьевна, младший научный сотрудник ММЦ ММФ НГУ
i.antonevich@g.nsu.ru, тг @Yana_Fedotova
"Слабый" искусственный интеллект решает только одну проблему и не является перспективным для решения действительно сложных задач. "Сильный" искусственный интеллект является следующим логическим шагом. Методы построения подобной системы реализуются, как правило, на основе различных доработок GPT-подобных нейросетей, так называемых больших языковых моделей (LLM - Large language models). В результате таких доработок исследователи дополняют возможности LLM не только умениями читать и писать, но и видеть, и слышать, тем самым превращая эти LLM в мультимодальные. Участникам проекта предстоит погрузиться во все тонкости нашей системы «Менон», разрабатываемой в университете, и помочь с разработкой высокоуровнего взаимодействия (интерфейсов).
Куратор проекта
Дерунец Роман Алексеевич, лаборант ММЦ МФ НГУ
r.derunets@g.nsu.ru, тг @rmndrnts
Куратор проекта
Скворцов Олег Альбертович, доцент
o.skvortsov@g.nsu.ru
Куратор проекта
Скворцов Олег Альбертович, доцент
o.skvortsov@g.nsu.ru
Подготовка обучающей выборки через разметку документов на эмоции через sentic.net и обучение Lagre Linguistic Models (LLM) задаче классификации документов по эмоциям.
Куратор проекта
Безруков Яков Сергеевич, инженер
i.bezrukov@g.nsu.ru
Обработка текстов естественного языка алгоритмами с целью извлечения из них фактов с использованием библиотеки spacy на Питоне. Потребуется некоторое знание языка программирования Python а также интерес к компьютерной лингвистике.
Куратор проекта
Безруков Яков Сергеевич, инженер
i.bezrukov@g.nsu.ru
Сравнить аннотирование текстов с помощью LLM и обычных методов (с тем же центроидом).
Куратор проекта
Безруков Яков Сергеевич, инженер
i.bezrukov@g.nsu.ru
Это задача компьютерного зрения, в которой необходимо на вырезанной ранее табличке с номером распознавать номер в текстовую информацию. Будем использовать известные наборы данных и пытаться обучить свой классификатор методами машинного обучения.
Куратор проекта
Суворов Виктор, преподаватель
v.suvorov8@g.nsu.ru
Это задача компьютерного зрения, в которой необходимо на фотографиях автомобилей находить табличку с номером. Будем использовать известные наборы данных и пытаться обучить свой детектор методами машинного обучения.
Куратор проекта
Суворов Виктор, преподаватель
v.suvorov8@g.nsu.ru
Идеи исследований – проанализировать особенности финансовых инструментов, обращающихся на отечественном и зарубежных рынках, основываясь на открытых данных. Направление связано со спецкурсом «Финансовая грамотность», на котором объясняются принципы работы различных финансовых инструментов. Спецкурс проводится в первом семестре. Во втором семестре желающие могут сделать свой расчет-исследование по понравившемуся инструменту. Результат может быть полезен, во-первых, с позиции развития личной финансовой грамотности, во-вторых, можно выступить на конференциях, например, МНСК или других
Куратор проекта
Гетманова Анна Владимировна, старший преподаватель
Предлагается поучаствовать в проекте НИУ ВШЭ по анализу данных, а полученный результат представить в виде школьного проекта. Высшая Школа Экономики проводит олимпиаду по анализу данных, ориентированную на старших школьников https://dano.hse.ru/ . Сейчас она в перечне олимпиад с уровнем 3. Участник проекта может получить информацию по методам анализа данных из подготовленных ВШЭ материалов и задавать вопросы онлайн кураторам оттуда. Задачи формулируются тоже в рамках работы этого мероприятия. Преподаватели СУНЦ также будут помогать разобраться. Проект ВШЭ начинается в сентябре, завершается в декабре, наиболее успешные участники едут на очный финал в Москву. По итогам работы в нем, можно будет подготовить доклад на конференцию, например, МНСК.
Куратор проекта
Гетманова Анна Владимировна, старший преподаватель
Куратор проекта
Гриценко Александр Анатольевич, доцент
a.gritsenko9@g.nsu.ru
Куратор проекта
Гриценко Александр Анатольевич, доцент
a.gritsenko9@g.nsu.ru
Проект нацелен на изучение войн, которые вела Россия, в контексте анализа общественно-политического, социально-экономического и военно-технического развития Российской империи в начале ХХ в.
Куратор проекта
Гриценко Александр Анатольевич, доцент
a.gritsenko9@g.nsu.ru
Куратор проекта
Гриценко Александр Анатольевич, доцент
a.gritsenko9@g.nsu.ru
Куратор проекта
Дятлов Иван Иванович, преподаватель
i.diatlov@g.nsu.ru
Проект междисциплинарной направленности: пересечение в области искусства, философии, политики и истории.
Куратор проекта
Дятлов Иван Иванович, преподаватель
i.diatlov@g.nsu.ru
Куратор проекта
Дятлов Иван Иванович, преподаватель
i.diatlov@g.nsu.ru
Актуальность создания проекта продиктована временем, самой жизнью, стремлением не потерять свои корни, проследить причастность каждого к истории своей семьи, своего рода. Учащиеся смогут ощутить себя посредниками между прошлым и будущим, предками и потомками.
Данный проект поможет учащимся найти ответы на эти вопросы, понять себя и своих близких, а также понять значимость каждого человека, осознать ответственность за судьбу своего рода, семьи и оставить память о предках молодому поколению.
Проект рекомендуется для 9-2,9-3, 10-1, 10-2, 11-1
Кураторы проекта
Гриценко Александр Анатольевич, доцент
a.gritsenko9@g.nsu.ru
Кромер Лев Викторович, преподаватель
l.kromer@g.nsu.ru
Миндолин Владимир Александрович, доцент, кандидат исторических наук
v.mindolin@g.nsu.ru
Гильд Татьяна Александровна, доцент
t.gild@g.nsu.ru
Письмак Дарья Андреевна, преподаватель
d.pismak@g.nsu.ru
Макаров Максим Николаевич, преподаватель
Долгушин Иван Дмитриевич, преподаватель
Куратор проекта
Миндолин Владимир Александрович, доцент, кандидат исторических наук
v.mindolin@g.nsu.ru
Куратор проекта
Скарлыгин Илья Александрович, старший преподаватель
Куратор проекта
Скарлыгин Илья Александрович, старший преподаватель
Проект по истории государства права, период средних веков, истории правовых и политических учений.
Куратор проекта
Скарлыгин Илья Александрович, старший преподаватель
Куратор проекта
Ерышова Вера Евгеньевна, старший преподаватель
v.eryshova@g.nsu.ru, eryshova.vera@gmail.com
Проект о родственниках, внесших большой вклад в развитие Новосибирской области, или о выдающихся личностях в истории области (необязательно родственниках). Предлагается создать проект на основе исторического интервью и материалов СМИ.
Куратор проекта
Письмак Дарья Андреевна, преподаватель
d.pismak@g.nsu.ru
Анализ факторов формирования акцентуаций характера старшеклассников. Особенности акцентуации у подростков. Существует множество черт характера, и каждая из них может быть чрезмерно усиленной. Именно акцентуированные черты определяют тип личности и свойства характера, делают человека непохожим на других.
В чём заключаются внутренние и внешние причины формирования особенностей характера?
Как особенности характера влияют на выбор социальной роли, на поведение в коллективе?
Каковы возможности сознательного формирования характера?
Куратор проекта
Тузиков Александр Фёдорович, доцент, кандидат исторических наук
fshkola18@yandex.ru
Анализ факторов формирования иерархии ценностей старшеклассников.
На основе чего подростки расставляют приоритеты в выборе жизненных целей, ценностей?
Как личная иерархия ценностей связана с особенностями характера?
Куратор проекта
Тузиков Александр Фёдорович, доцент, кандидат исторических наук
fshkola18@yandex.ru
Куратор проекта
Кромер Лев Викторович, преподаватель
l.kromer@g.nsu.ru
Куратор проекта
Кромер Лев Викторович, преподаватель
l.kromer@g.nsu.ru
Куратор проекта
Кромер Лев Викторович, преподаватель
l.kromer@g.nsu.ru
Проект «Обучение демократии театром: трагедии как иллюстрация ответственности в Древней Греции» погружает старшеклассников в мир древнегреческой культуры, где театр был не только развлечением, но и важным инструментом воспитания гражданских ценностей. Трагедии, такие как «Антигона» Софокла или «Медея» Еврипида, помогают увидеть, как древние греки обсуждали сложные вопросы ответственности, справедливости и личного выбора. В рамках проекта учащиеся смогут анализировать эти произведения через призму современных вызовов, развивая навыки критического мышления и укрепляя понимание гражданской ответственности — важного элемента в демократическом обществе.
Куратор проекта
Алексеева Юлия Николаевна, преподаватель
y.alekseeva@g.nsu.ru
Проект «Первые систематизированные источники права в Древнем мире» предназначен для того, чтобы показать учащимся, как древние цивилизации структурировали и кодифицировали свои правовые системы. В проекте будут рассмотрены такие документы, как Законы Хаммурапи и Двенадцать таблиц Рима, которые представляли собой ранние примеры попыток упорядочить общественные отношения через своды правил и законов. Учащиеся смогут оценить логику и системность древних правовых документов, выявляя взаимосвязи между правовыми нормами и структурированным подходом к решению сложных социальных задач.
Кураторы проекта
Алексеева Юлия Николаевна, преподаватель
y.alekseeva@g.nsu.ru
Гладченко Ксения Игоревна, преподаватель
k.gladchenko@nsu.ru
Куратор проекта
Гладченко Ксения Игоревна , преподаватель
k.gladchenko@nsu.ru
Проект «Биографии: ученые новосибирского Академгородка для науки России» – это возможность для школьников познакомиться с яркими и вдохновляющими судьбами людей, которые стояли у истоков научного чуда Сибири. Вместе мы погрузимся в истории тех, кто превратил Новосибирск в один из крупнейших научных центров страны. Узнаем, как Михаил Лаврентьев основал Академгородок с нуля, как Сергей Соболев решал математические задачи, изменившие ход науки, и как труды этих и других ученых двигают вперед современные технологии. Участники проекта не только откроют для себя удивительные биографии, полные открытий и вызовов, но и поймут, как эти люди меняли мир, оставляя след в науке и жизни каждого из нас. Ваша миссия — собрать и оживить эти истории, вдохновляясь прошлым для новых свершений!
Куратор проекта
Алексеева Юлия Николаевна, преподаватель
y.alekseeva@g.nsu.ru
Проект «Бессмертный полк СУНЦ НГУ — часть истории Большой страны» предлагает школьникам уникальную возможность рассказать о судьбах своих семей и героев, участвовавших в Великой Отечественной войне. Вместе мы будем собирать истории ваших дедушек и бабушек, которые воевали на фронте или трудились в тылу, чтобы сохранить память о тех, кто защищал нашу страну. Вы сможете исследовать семейные архивы, создать собственные рассказы и поделиться ими с одноклассниками, тем самым вплетая личные истории в масштабную летопись народного подвига. Этот проект — ваш шанс сохранить память о героях вашей семьи и стать частью истории большого народа.
Куратор проекта
Алексеева Юлия Николаевна, преподаватель
y.alekseeva@g.nsu.ru
БАМ в этом, 2024 году, отметил свой 50-летний юбилей. Магистраль сегодня и несколько десятилетий назад отличается не только техническими характеристиками и объемами перевозок, но и тем значением, которое изначально ставили перед грандиозным инфраструктурным объектом его разработчики и современными задачами, стоящими перед сегодняшним БАМом.
Изменения в международной политической жизни и последовавшие за ними изменения в мировой экономике резко подняли значение второй транспортной артерии, связывающей Запад и Восток страны. Проект предполагает проведение анализа этих изменений.
Куратор проекта
Ерышова Вера Евгеньевна, старший преподаватель
eryshova.vera@gmail.com +7-913-925-59-72
Проект предполагает исторический анализ развития ледокольного флота страны, его современное состояние и соответствие этого состояния стоящим перед ледокольным флотом задачами.
Куратор проекта
Ерышова Вера Евгеньевна, старший преподаватель
eryshova.vera@gmail.com +7-913-925-59-72
В середине 20 века РФ (в то время Советский Союз») была крупной авиационной державой, которая не только покрывала свои внутренние потребности (гражданские и военные) в парке авиационной техник и, но и являлась крупнейшим поставщиком самолетов и вертолетов зарубежным странам.
Ситуация кардинально изменилась в 90-е годы. Отрасль была практически ликвидирована. Авиационные предприятия выживали, а не работали. Высококвалифицированные кадры отрасль утратила.
Сегодня гражданский авиационный парк – это в основном самолеты, произведенные в США и странах Евросоюза. Но с пополнением и обслуживанием зарубежной техники возникли очень большие сложности. Назрела проблема возврата к отечественным самолетам. А можно ли это осуществить сегодня? Если нет, то когда?
Проект предполагает, что будет сделана попытка ответить на эти вопросы.
Ерышова Вера Евгеньевна, старший преподаватель
eryshova.vera@gmail.com +7-913-925-59-72.
Матлингвистика занимается автоматической обработкой естественного языка. На данном спецкурсе обучающиеся смогут познакомиться с основами обработки текстов на естественном языке и овладеть основами программирования на языке Python. Ученикам предлагается изучить основы языка Python и библиотеки для обработки текстов на естественном языке (pymorphy2, NLTK, …), извлечения информации с веб-страниц, а также другие при необходимости (например, для подключения к социальной сети).
По ходу работы дети научатся программировать на языке Python, обрабатывать тексты на русском/английском/… языках, работать с html-кодом. Итоговая работа - чат-бот, который выводит лексические значения введённых слов и дополнительную информацию о них (к примеру, морфемный разбор).
Кураторы проекта
Быков Антон Александрович, преподаватель
Мурашкина Анна Владимировна, преподаватель
a.murashkina@g.nsu.ru
- Гена дофаминового рецептора D4 у подростков.
- Исследование генов предрасположенности к раку желудка.
- Генетической предрасположенности адаптации к полярному климату.
- Молекулярно-генетические маркеры ожирения.
- Исследование генов предрасположенности к инсульту, инфаркту и сахарному диабету.
- Исследование гена VEGF у больных тетрада Фалло.
Кураторы проекта
Горбунова Екатерина Викторовна, преподаватель
e.gorbunova2@g.nsu.ru
Губина Марина Александровна, лаборант, кандидат биологических наук
marina@bionet.nsc.ru
- Формирование идеи.
- Разработка Прототипа.
- Анализ и выбор инструментария разработки.
- Планирование по времени.
- Реализация.
- Защита проекта
Мы не учим конкретным языкам программирования. Наша цель - успешный проект. Любой программный продукт, работающий удаленно через сеть Интернет. Основные направления:
- Браузерные приложения;
- Чат-боты;
- Бэкенд приложений.
- Web-интерфейс Умного дома;
- Онлайн-доска;
- Платформа для проведения онлайн соревнований;
- Платформа для проведения дистанционного обучения;
- Спортивный web-сервис с использованием компьютерного зрения;
- Веб-интерфейс для редактирования и интерпретации программ на языке DreamMaker.
Кураторы проекта
Цимбалист Иван Викторович, преподаватель
naborde@inbox.ru
Цимбалист Галина Николаевна, преподаватель
galinschen1@yandex.ru
- Обучение необходимым базовым компетенциям;
- обсуждение концепции проекта;
- сборка прототипа;
- написание и отладка программы устройства;
- создание платы устройства и распайка электронных компонентов;
- создание 3D модели механических деталей и корпуса;
- печать деталей на 3D-принтере;
- финальная сборка, отладка.
Наши ученики регулярно становятся победителями и призерами МНСК, а также других конференций и конкурсов. Приходите и вы, мы поможем вам реализовать ваши проекты!
Кураторы проекта
Киркинская Алиса Дмитриевна, преподаватель
8-913-777-60-47
Коломникова Дарья, преподаватель
8-913-890-20-42
Кураторы проекта
Охотников Никита Викторович, преподаватель
Слобожанин Артем Владимирович, преподаватель
a.slobozhanin@g.nsu.ru
Кураторы проекта
Дементьева Яна Юрьевна, преподаватель
y.dementyeva@g.nsu.ru
Куцевал Эллина Владимировна, лаборант
elli.kutseval@gmail.com
Куратор проекта
Максимлюк Юлия Павловна, преподаватель
yumaximlyuk@gmail.com
На входе учащихся ждёт освоение программного пакета Компас-3D, технологий лазерной резки, фрезерной и токарной ЧПУ обработки, 3D печать и работа с композитными материалами. Вводный курс основан не только на выполнении заданий, позволяющих освоить инструментарий оборудование, но и научиться принимать конструкторские решения, совершать маленькие открытия, ведь инженер – профессия творческая.
Кураторы проекта
Демьянов Юрий Эдуардович, преподаватель
hardtravel@mail.ru
Демьянова Людмила Васильевна, преподаватель
dadina66@mail.ru
Комков Павел Юрьевич, инженер
gilrum@gmail.com
Атомно-силовая микроскопия представляет уникальные возможности по исследованию профиля поверхностей с высоким разрешением. В данной работе будет исследоваться поверхность напыленного золота с сульфидом цинка. Знание таких параметров, как шероховатость поверхности, средний размер зерен, дисперсия помогут в изучении характеристик поверхностных плазмон-поляритонов на Новосибирском лазере на свободных электронах.
Куратор проекта
Кукотенко Валерия Дмитриевна, преподаватель, сотрудник ИЯФ СО РАН
V.D.Kukotenko@inp.nsk.su
Куратор проекта
Чучук Тамара Алексеевна, преподаватель, сотрудник ИЯФ
t.troshkina@g.nsu.ru, VK и TG: @lada8rada
Куратор проекта
Чучук Тамара Алексеевна, преподаватель, сотрудник ИЯФ
t.troshkina@g.nsu.ru, +79246333848, vk: lada8rada
Этот праздник отмечают 21 января. Именно в эту дату в 1963 году начала свою работу новосибирская физматшкола. В тот день первую лекцию для своих учеников прочитал А.А. Ляпунов, член-корреспондент АН СССР. И сейчас мы в XXI веке проводим это мероприятие чтобы поблагодарить школу за огромный вклад в нашу жизнь.
Цели: выразить благодарность преподавателям, укрепить школьные традиции. Задачи: написать сценарий, провести кастинг, найти ведущих, оформить актовый зал, организовать подарки для преподавателей и руководства
Куратор проекта
Колчанов Никита Александрович, заместитель директора по воспитательной работе
Конкурс талантов, главная цель которого - помочь девушкам отвлечься от напряженной учебы и показать себя не только умными и старательный учениками, но и талантливыми артистами.
Цели: организовать 1 рабочий день, для учеников, замещающих работников школы.
Задачи: провести отбор номеров на выступление и помочь участницам с создании своего представления
Куратор проекта
Колчанов Никита Александрович. заместитель директора по воспитательной работе
Куратор проекта
Чучук Тамара Алексеевна, преподаватель, сотрудни ИЯФ
t.troshkina@g.nsu.ru, VK и TG: @lada8rada
Начиная с 1973 каждый год 19 ноября, в день рождения Лаврентьева и Ломоносова, в СУНЦ НГУ проходит посвящение поступивших в этом году школьников. Первая часть концерта - сам ритуал посвящения с солью, ритуальным штандартом и магистром, облаченным в особую мантию и зачитывающем клятву фымышонка. Вторая же часть - это выступление подготовленное старым набором учеников с пожеланиями и наставлениями для свежеиспеченных коллег.
Цели: организовать мероприятие, являющееся одной из самых древних традиций фмш.
Задачи: найти ведущих, подобрать творческие номера, сделать оформление, подготовить ритуал посвящения.
Куратор проекта
Колчанов Никита Александрович, заместитель директора по воспитательной работе
Для ФМШ ДСУ является, пожалуй, самым крупным мероприятием. День самоуправления состоит из двух основных частей: самого процесса замещения учениками работников СУНЦ НГУ в течение учебного дня и концерта, посвящённого дню учителя.
Цели: организовать 1 рабочий день, для учеников, замещающих работников школы, а в конце дня подарить учителям концерт-поздравление.
Задачи: провести два кастинга: в дирекцию и на остальные должности; организовать деятельность участников при подготовке к ДСУ и в течение ДСУ; провести отбор номеров к концерту для учителей и организовать сам концерт.
Куратор проекта
Колчанов Никита Александрович, заместитель директора по воспитательной работе
Традиционно проводится 8 марта. В нем принимают участие только ученики и сотрудники мужского пола.
Цели: поздравить учениц и сотрудниц ФМШ с Международным женским днём.
Задачи: найти ведущих, подобрать творческие номера, сделать оформление, приготовить подарки женщинам и девушкам.
Куратор проекта
Колчанов Никита Александрович, заместитель директора по воспитательной работеn.kolchanov7@g.nsu.ru
Самый масштабный концерт в году. В честь него проводится грандиозный концерт. К его организации привлекается большое число учеников, также при помощи спонсоров проводятся розыгрыши подарков.
Цели: провести, пожалуй, самый масштабный концерт в году.
Задачи: провести прослушивание номеров и ведущих, написать сценарий, подготовить оформление. Найти спонсоров для розыгрыша. Провести розыгрыш.
Куратор проекта
Колчанов Никита Александрович, заместитель директора по воспитательной работе
Поиск бактериофагов PROTEUS SPP.в пробах окружающей среды (сточных вод, водных источников, различных видов почв) и изучение их молекулярно-генетических характеристик - Поиск бактериофагов YERSINIA ENTEROCOLITICA в пробах окружающей среды (сточных вод, водных источников, различных видов почв) и изучение их молекулярно-генетических характеристик. - Поиск бактериофагов ENTEROBACTER SPP. в пробах окружающей среды (сточных вод, водных источников, различных видов почв) и изучение их молекулярно-генетических характеристик. На проект могут записаться 4-5 человек (бактерифагов на всех хватит).
Куратор проекта
Карташов Михаил Юрьевич, старший преподаватель , кандидат биологических наук, зав.сек. ГНЦ вирусологии и биотехнологии "Вектор"
m.kartashov@g.nsu.ru.
Изучение распространенности генов антибиотикорезистентности у лактобактерий в молочнокислых продуктах разных производителей. - Изучение влияния солей тяжелых металлов на дифференциальную экспрессию генов эффлюксных насосов энтеробактерий. На проект могут записаться 2-3 человека.
Куратор проекта
Карташов Михаил Юрьевич, старший преподаватель , кандидат биологических наук, зав.сек. ГНЦ вирусологии и биотехнологии "Вектор"
m.kartashov@g.nsu.ru.
На проект могут записаться 2-3 человека.
Куратор проекта
Воронина Елена Николаевна, доцент, кандидат биологических наук, зав. ГМГ ИХБФМ СОРАН
e.voronina@g.nsu.ru
На проект могут записаться 2-3 человека.
Куратор проекта
Воронина Елена Николаевна, доцент, кандидат биологических наук, зав. ГМГ ИХБФМ СОРАН
e.voronina@g.nsu.ru
Куратор проекта
Воронина Елена Николаевна, доцент, кандидат биологических наук, зав. ГМГ ИХБФМ СОРАН
e.voronina@g.nsu.ru
Кураторы проекта
Воронина Елена Николаевна, доцент, кандидат биологических наук, зав. ГМГ ИХБФМ СОРАН
e.voronina@g.nsu.ru
Седых Сергей Евгеньевич, старший преподаватель, Кандидат биологических наук, научный сотрудник Лаборатории ферментов репарации ИХБФМ СО РАН.
s.sedykh@nsu.ru
- Симуляция дрейфа генов в зависимости от числа особей в популяции;
- симуляция изменения частот аллелей в следствии мутаций и миграций между популяциями;
- симуляция отбора внутри популяции.
Возможно расширение проекта до симуляции частно-зависимого отбора, симуляции изменений частот аллелей сцепленных генов и симуляция дизруптивного отбора. На проект могут записаться 3 человека.
Куратор проекта
Жданков Илья Васильевич, преподаватель, сотрудник Лаборатории модификации пластидного генома высших растений ИЦиГ СО РАН
i.zhdankov@g.nsu.ru
- Модель равновесной популяции при миграции и отборе;
- модель равновесной популяции при мутационном процессе и отборе;
- модель равновесной популяции для сцепленных генов под действием отбора.
Куратор проекта
Жданков Илья Васильевич, преподаватель, сотрудник Лаборатории модификации пластидного генома высших растений ИЦиГ СО РАН
i.zhdankov@g.nsu.ru
- Анализ частот аллелей отдельных популяций, проверка популяций на равновесность;
- определение генетического разнообразия популяции;
- реконструкция генетического дерева популяции; - сравнение с другими популяциями, расчет популяционной дифференциации и реконструкция общего филогенетического дерева.
На проект могут записаться 4 человека.
Куратор проекта
Жданков Илья Васильевич, преподаватель, сотрудник Лаборатории модификации пластидного генома высших растений ИЦиГ СО РАН
i.zhdankov@g.nsu.ru
Работа с текстом художественного произведения: анализ его структурного и семантического устройства
Куратор проекта
Кузнецова Елена Сергеевна, доцент, кандидат филологических наук
e.kuznetsova9@g.nsu.ru
Куратор проекта
Захаров Алексей Евгеньевич, старший преподаватель a.zakharov3@g.nsu.ru
Как эффективнее выучить времена английского языка? Попробуем решить этот вопрос с помощью нашего проекта.
Куратор проекта
Рогажинскас Наталья Петровна, старший преподаватель
n.rogazhinskas@g.nsu.ru
Сравнительный анализ возможностей онлайн-переводчиков для изучения иностранного языка (английского).
Куратор проекта
Рогажинскас Наталья Петровна, старший преподаватель
n.rogazhinskas@g.nsu.ru
Анализ содержания англоязычных надписей на одежде и школьных принадлежностях.
Куратор проекта
Рогажинскас Наталья Петровна, старший преподаватель
n.rogazhinskas@g.nsu.ru
Куратор проекта
Рогажинскас Наталья Петровна, старший преподаватель
n.rogazhinskas@g.nsu.ru
Кураторы проектов
Грешнова Наталья Валерьевна, декан 2 потока, руководитель службы медиации СУНЦ НГУ
89138959626@yandex.ru
Семенова Наталья Евгеньевна, психолог
sem.natalja2014@yandex.ru