Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в системе образования России. Оно играет важную роль в становлении высоконравственной личности и формировании активной гражданской позиции у подрастающего поколения.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося.
Патриотизм включает в себя:
-
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
-
уважительное отношение к языку своего народа;
-
заботу об интересах Родины;
-
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
-
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
-
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
-
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
-
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
-
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества Родины;
-
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. В целом под патриотическим воспитанием традиционно понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся.
Патриотическое воспитание в СУНЦ НГУ реализуется с помощью разнообразных форм и методов.
Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается обучающимся, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
В педагогической науке выделяются следующие методы воспитания, которые полностью применимы и к патриотическому воспитанию:
-
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, дискуссия);
-
методы организации деятельности и формирования опыта поведения личности (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);
-
методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение);
-
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (контроль, самоконтроль, самооценка).
Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить следующие формы: классные часы, торжественные линейки, экскурсии, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции и др.
Государственные символы России
Флаг России
Герб России
Гимн России
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Исполняется в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также теле- и радиотрансляции. Государственный гимн должен исполняться в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией и текстом. При официальном исполнении гимна присутствующие слушают его стоя, мужчины — без головных уборов. Официальным считается исполнение в случаях, описанных в конституционном законе о гимне, а также на церемониальных, официальных и массовых мероприятиях, в значимых общественных и частных случаях.