Психолого-педагогическая служба

Служба психолого-педагогической помощи СУНЦ НГУ способствует полноценному интеллектуальному и личностному развитию, позитивной социализации школьников в условиях СУНЦ НГУ, содействие их дальнейшему профессиональному и жизненному самоопределению, создание условий для формирования благоприятного психологического климата в коллективе, а также сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.

Основные направления деятельности

Психолого-педагогическое просвещение

Формирование у школьников потребности в психологических знаниях, повышение психологической культуры.

Психолого-педагогическая профилактика

Предупреждение возникновения явлений социальной дезадаптации у воспитанников, разработка психолого-педагогических рекомендаций по сопровождению школьников с особыми образовательными потребностями.

Организационно-развивающая деятельность

Проведение мероприятий, направленных на совершенствование личностных качеств, мотивации к познавательной активности, регулирование поведения, оптимизация межличностного взаимодействия, формирование адекватной самооценки.

Научно-исследовательская деятельность

Определение уровня развития психических процессов, диагностика индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей, выявление образовательных мотивов и интересов школьников, исследование личных профессиональных перспектив.

Консультативная деятельность

Оказание помощи школьникам в осознании причин затруднений, в анализе и решении психологических проблем, помощь в формировании новых установок, принятии собственных решений. Психологическая помощь и поддержка школьников в период адаптации к учебно-воспитательному процессу в СУНЦ НГУ, в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным и этическим выбором.

Сотрудники

Гришин Александр Михайлович

педагог-психолог

Ведущее направление деятельности - психологическая адаптация и социализация, групповое и индивидуальное консультирование, арт-гештальт терапия. Стаж психолого-педагогической работы 7 лет. Установлена высшая квалификационная категория по результатам аттестации КДМ мэрии города Новосибирска (2016г.).

Попов Юрий Александрович

педагог-психолог

Ведущее направление деятельности - психологическое просвещение, тренинги, индивидуальное консультирование. Общий стаж: 22 года, в должности педагога-психолога 3 года. Первая квалификационная категория по результатам аттестации ГАК министерства образования, науки и инновационной политики.

Семенова Наталья Евгеньевна

педагог-психолог

Ведущее направление деятельности - организационно-методическое, диагностическое, тренинговое. Общий стаж: 22 год / в должности педагога-психолога 17 лет/в СУНЦ НГУ 7 лет. Высшая квалификационная категория по результатам аттестации ГАК министерства образования, науки и инновационной политики.

Пригарина Светлана Сергеевна

педагог-психолог

Ведущее направление деятельности - психологическое просвещение, индивидуальное консультирование. Стаж психолого-педагогической работы в СУНЦ НГУ 8 лет.

Программы

Цель программы: сохранение и укрепление психофизиологического здоровья.

Спецкурс проводится: в первом семестре для 11-х классов, во втором – для 10-х классов. Группа из 12-16 человек. Программа рассчитана на 11-12 занятий по 2 часа (всего 22 часа). Занятия один раз в неделю, вторник или четверг. Начало в 20-00, к.113, II общежитие ФМШ.

Педагог-психолог: Щербакова Наталья Ивановна.

Цель: вооружение старшеклассников системой понятий, представлений и техник, необходимых для выработки осознанного отношения к себе, к взаимодействию со сверстниками, взрослыми, коллективом.

Задачи программы:

  • Развитие интереса к себе, стремления творчески осознанно разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа.
  • Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
  • Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.
  • Формирование навыков осознанного отношения к своей жизни, своему будущему, планам.

Методы работы: тесты, дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, техники самопознания.

Используемые методики: вербальные, невербальные коммуникации, проективные методики: рисунки, лепка из пластилина и т.п.

План занятий:

  • Знакомство. Правила работы группы.
  • Я – целый мир.
  • Умение слушать, понимать, адекватно воспринимать другого человека. Невербальные средства общения.
  • Обратная связь, адекватность самооценки. Вербальные средства общения.
  • Активное слушание.
  • Проектирование общения.
  • Стили общения.
  • Умение коллективно решать поставленную задачу, распределение ролей в рабочей группе.
  • Отработка индивидуальных техник общения.
  • Создание психологических портретов.
  • Большая ролевая игра.
  • Итоги. Прогнозирование будущего. Чаепитие.
  • Заключительная самостоятельная творческая работа: «Структура личности».

Для учеников, у которых есть интерес к психологии и желание познакомиться со своим внутренним «Я», разбудить свое правое полушарие мозга и посвятить один час в неделю творчеству, пообщаться с друзьями.

Арт-терапевтический подход в работе с молодыми людьми имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. Он не только учит быть в гармонии с самим собой, предоставляет доступ к собственному ресурсу креативности, но и помогает сформировать внутреннюю мотивацию, выявляет систему ценностей и конструктов, способствует созданию основы для развития духовности личности.

Цель программы: развитие личности посредством творчества.

Задачи:

  • обучение конструктивным способам выражения эмоций;
  • раскрытие творческих способностей;
  • развитие творческого мышления, воображения, моторики;
  • формирование Я – концепции;
  • создание условий для общения, социальной адаптации.

Программа состоит из 7 занятий, продолжительность каждого занятия 1 час. Целевая аудитория — ученики 9-11 классов. Количество человек в группе 8-12.

Создание условий для развития и активизации интеллектуальных и творческих способностей, формирования достойной жизненной перспективы, возможности получения качественного дальнейшего высшего профессионального образования, социализации, максимально возможной самореализации будущем — цель психолого-педагогического сопровождения учеников СУНЦ НГУ. Данная развивающая программа призвана помочь молодым людям СУНЦ НГУ определить свои жизненные цели, обучить способам и приемам принятия решения. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора» опирается на принцип индивидуально-ориентированного подхода, предполагает высокую активность её участников.

  • Расширение знаний о мире труда, актуализация знаний о типах профессий интеллектуальной сферы.
  • Формирование представлений о требованиях профессий к личности человека.
  • Определение своих жизненных и профессиональных планов.
  • Выбор высшего учебного заведения в соответствии с профессиональными склонностями, интересами и возможностями.
  • Ознакомление со спецификой современного рынка труда, прогнозирование перспективности и мобильности выбираемой профессиональной деятельности.
  • Формирование установки на успех и уверенное поведение.

Цель программы: формирование психологической готовности молодого человека к самостоятельному выбору профессионального и жизненного пути.

Методы и приемы работы, используемые в программе: интервьюирование, консультирование, тестирование, просмотр видеосюжетов и документальных фильмов, проведение занятий с элементами тренинга, диалогов, дискуссий, коучинг.

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора» является частью общей программы Профессиональной ориентации в Специализированном учебно-научном центре, ориентирована на психологическую её составляющую. В физико-математической школе у молодых людей есть возможность профессионально определиться через прохождение профессиональных проб к профессиям научной сферы. В формате классных мероприятий для учеников организованы встречи с успешными людьми — представителями конкретных профессий. Экскурсии в научно-исследовательские институты дают возможность получить реальное представление о профессиях на рабочих местах. Ежегодно ученики принимают участие в ярмарке УЧСИБ, где получают информацию об учебных заведениях высшего профессионального образования России.

Навыки уверенного поведения необходимы ученикам СУНЦ для создания конструктивных отношений с соседями по интернату, эффективного обучения, организации своей деятельности. Уверенное поведение способствует конструктивному решению конфликтных ситуаций, позволяет сохранять спокойствие при сдаче экзамена, помогает определять свои цели и способы их достижения. Развивающая программа " Уверенное поведение" опирается на принципы поведенческого направления психологии.

Цель программы: развитие навыков конструктивных поведения, способствующих эффективной деятельности.

Задачи:

  • формирование теоретических знаний о специфике уверенного поведения, взаимосвязи поведения с другими факторами (физическим состоянием, психо-эмоциональными особенностями и др.);
  • формирование навыков рефлексии с целью выявления своих сильных и слабых сторон, анализа собственного поведения в различных ситуациях;
  • поиск и практическая отработка индивидуальных способов конструктивного поведения, саморегуляции;
  • обучение техникам стабилизации эмоционального состояния.

Методы и приёмы работы: диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, занятия с элементами тренинга.

В результате участия в программе ученики научатся эффективно справляться со стрессирующими ситуациями как во время учёбы и проживания в СУНЦ, так и в жизни вне школы и сформируют и отработают способы уверенного поведения и саморегуляции, которые смогут применить в реальных жизненных ситуациях.

Поступление в СУНЦ НГУ требует от школьника качественного изменения стиля деятельности: меняется содержание учебного процесса, изменяется социальный статус личности и характер взаимоотношений с педагогами и сверстниками. Ученики в СУНЦ НГУ сталкиваются с высокой загруженностью: плотное учебное расписание, посещение спецкурсов, подготовка к экзаменам, турнирам, олимпиадам, самообслуживание, насыщенная культурная жизнь, совместные коллективные мероприятия. Зачастую причиной недостаточно хорошей успеваемости учеников становятся слабо развитые учебные навыки, неумение планировать свое время, расставить приоритеты, организовать себя при подготовке к экзаменам и зачетам. Управлять собственным временем ученикам помогает программа психолого-педагогического сопровождения «Эффективное управление временем», помогающая организовать личное время и существенно повысить эффективность его применения.

Цели программы:

  • получение учащимися теоретических и практических знаний в области эффективного управления временем;
  • развитие у молодых людей учебных навыков и личностных качеств, необходимых для рационального управления временем.

Задачи:

  • повышение собственной организованности и дисциплинированности учащихся;
  • обучение планированию и хронометрированною дня;
  • поиск индивидуальных методов учения и развитие учебных навыков;
  • развитие мотивации и рефлексивных способностей.

В результате участия в программе молодые люди научатся ставить краткосрочные цели, находить приоритетные дела, отсеивать лишнее, овладеют навыками организации учебного дня и личного пространства с учетом собственных индивидуально-типологических особенностей.

Человек формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности. Успешная социализация молодого человека базируется на его умении адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, быть успешным в различных коллективах. В условиях СУНЦ школьники сталкиваются с рядом сложностей: новый коллектив, иной распорядок, удалённость родителей, большая загруженность. Изменение социального окружения иногда не позволяет использовать ранее приобретенные коммуникативные навыки. Участие в программе «Социальная компетентность» сможет помочь молодым людям реализовать себя в изменившихся социальных условиях.

Цель программы: повышение уровня социальной компетентности учащихся.

Задачи программы:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие социального интеллекта;
  • помощь в адаптации к условиям обучения и проживания в СУНЦ НГУ.

Этапы работы:

  • Диагностический - изучение собственных мотивов и ожиданий в коммуникативной ситуации;
  • Теоретический –анализ различных коммуникативных ситуаций и способов реализации в них;
  • Практический - помощь в отработке новых социальных навыков;
  • Рефлексивный - развитие социальной креативности, умения творчески подходить к решению социальных проблем.

Социализация, будучи по своей природе всеобъемлющим и универсальным процессом, способна при правильной организации привести к позитивным результатам практически во всех сферах деятельности, где человек взаимодействует с другим человеком, с группой людей, большим коллективом и обществом. В результате участия в программе молодые люди не только смогут успешно адаптироваться к условиям СУНЦ НГУ, но быть готовыми к любому изменению своей социальной среды.

Новости

25.11.2019
График работы кабинета психологии

Небольшие изменения в графике работы Психолого-педагогической службы СУНЦ НГУ

02.10.2019
Говорящие стены: Почётные Фымышата

В прошлом учебном году в рамках проекта Говорящие стены учащиеся СУНЦ НГУ связались с выпускниками школы, получившими звание "Почётный Фымышонок".

02.10.2019
Воскресный вечер

На этих выходных завершился цикл встреч "Воскресный вечер".