СУНЦ НГУ. Психолого-педагогическая служба
19 апреля 2018
Конфликты: посредничество, решение конфликта, профилактика
Посредник в конфликте
Шаг первый. Сбор информации:
Создать позитивный настрой, обозначить в чём заключается роль посредника.
Необходимо придерживаться темы, которая относится конфликтной ситуации. Не переключаться на посторонние темы.
Сбор информации: суть конфликта, предмет разногласий, позиции участников, опыт в разрешении конфликтных.
Шаг второй. Прояснение ситуации, поиск решения сотрудничество/компромисс:
Прояснить позиции и дать положительную оценку разным точкам зрения.
Спросить о том, какой выход они видят из данной ситуации.
Отметить точки соприкосновения, в отношении которых существует согласие и совпадение интересов.
Спланировать цель на будущее, помочь найти другой угол зрения, сориентировать на действия: что можете сделать лично вы, чтобы добиться результата / что мы будем делать?
Шаг третий. Итог:
Подвести итоги встречи, где каждая сторона объясняет, что ей необходимо для достижения соглашения.
Если согласия нет:
Помочь несогласным участникам раскрыть свои возражения полностью. Отсрочить принятие решения.
Возможные варианты решения
- Отсрочка;
- Профилактика;
- Переориентация мотива;
- Предотвращение, устранение участника или изъятие объекта конфликта, дефицита пространства;
- Урегулирование, достижение согласия переговоры, смягчение противоречий;
- Ослабление, истощение ресурсов или потеря мотива и цели;
- Подавление: установление правил и границ (Антон Макаренко «Метод взрыва»).
- Создание доверительной атмосферы между учащимися и воспитателем.
- Установка как границ и общих правил, так и санкций за их нарушение.
- Наблюдение (внимания не только на словесные перепалки, но и на неречевое поведение).
- Открытое общение: обсуждение своих наблюдений, чувств, избегание неясностей (пояснение своих слов, просьб).
- Обучение способам решения конфликтов.
- Доброжелательное, уважительное отношение.
- Внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
- Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.
- Подчеркивание общности интересов, целей, задач.
- Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
- Обращение к фактам.
- Лаконичность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).
- Предложение рассмотреть альтернативные решения.
- Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.
- Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.
Помните: Ответственность за решение конфликта лежит на его участниках, не на посреднике.
Роль воспитателя/психолога: научить молодых людей новому поведению; помочь им измениться (если они сами этого хотят и готовы меняться).
Теги: