Формирование успешности

Если подростка критикуют или высмеивают, он становится замкнутым.

Если его упрекают, у него появляется чувство вины.

Если он познает признание, он учится целеустремленности.

Если его хвалят, он учится быть благодарным.

Если его подбадривают, он начинает верить собственный успех!

 

С внешней стороны критерии успешности подростка - адекватная самооценка, богатое портфолио достижений, победы в олимпиадах, высокий рейтинг оценок, разнообразные увлечения, наличие друзей.

Внутренний критерий успешности - ощущение гармоничности своей жизни, удовлетворенность, позитивное мировосприятие, отсутствие чувства нереализованности, недостаточности, ненужности.

Как родители могут влиять на формирование успешности подростка?

 

ГОВОРИТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ФРАЗЫ

Успешный подросток позитивно мыслит, имеет позитивные установки. «Кто верит в свой успех, тот успешен», - говорил немецкий драматург Кристиан Фридрих Геббель. Вот простая короткая фраза, при помощи которой можно оказать влияние на формирование у молодого человека положительного самосознания. Важно, чтобы фразы, которые он слышит от родителей, были позитивными, cфокусированными не на проблеме: «Когда ты начнешь исправлять оценки?», а на её решении: «Ты успешно сдашь экзамен, все получится!»

ЗАМЕЧАЙТЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Признание даже незначительных успехов подростка на данный момент - это тоже путь к формированию успешности в будущем. В каждом человеке важно формировать позитивное самовосприятие, адекватную самооценку. Стоит обращать внимание самого ребенка на те стороны жизни, где он уже добился или добивается в настоящее время успехов, верить в его способности и поддерживать его.

 

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ САМООЦЕНКУ

Поступление в СУНЦ НГУ влияет на самооценку подростка. С одной стороны - он поступил в элитную школу, а с другой – у многих учеников СУНЦ НГУ падает рейтинг успеваемости, который измеряется оценкой (он был отличником в своей школе, а стал хорошистом или троечником). И для того, чтобы укрепить самооценку, молодому человеку необходимо либо снизить уровень притязаний, либо добиться успеха в деятельности: общественной, спортивной, учебной. Важная задача взрослых - в каждом увидеть и поддержать потенциал, создать среду, которая помогла бы ему полноценно развиваться. Родители часто даже не догадываются о том, что в новой среде у ребенка могут раскрыться новые таланты и способности. И несмотря на то, что у него несколько троек, он начал выступать на сцене, стал душой компании или занимается с интересом практической деятельностью в лаборатории. Каждый день молодые люди совершают множество достижений, которые необходимо признавать и поддерживать, а не обесценивать! При желании всегда найдется за что похвалить подростка, только похвала должна быть искренняя.

ФОРМИРУЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Успешный человек может преодолевать жизненные трудности. Хотите воспитать успешного человека - усложняйте его жизнь, но в меру! Не стоит удовлетворять желания подростка, делать за него то, что он способен сделать сам. Пусть он столкнётся с реальностью, с трудностями, и научится их преодолевать. В обучении и воспитании полезно придерживаться простого правила: не кормите человека рыбой, дайте удочку и научите ловить ее самостоятельно. Не страшно, если он первое время поголодает. Чувство легкой неудовлетворенности и разочарования может стать мощным стимулом дальнейшей деятельности.

ПОМОГИТЕ СКОНСТРУИРОВАТЬ ЦЕЛЬ

Молодому человеку, для того чтобы стать успешным, необходимо знать чего он хочет, зачем поступил в СУНЦ НГУ, как это поступление и учеба будут связаны с его дальнейшими целями в жизни. Подростку нужно помочь сконструировать для себя свое «солнце», которое будет освещать дорогу светом и теплом, служить ориентиром для определения направления жизни, и сможет быть измерителем целесообразности собственных действий и поступков. Цель направляет энергию, позволяет делать больше за меньшее время. Цели должны быть желанными, реальными: ваш ребенок должен верить, что у него есть возможности для их достижения.

ПОБУЖДАЙТЕ ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ

Окружение во многом определяет, каким станет человек. Успеху можно научиться у людей, добившихся результатов в собственном бизнесе, науке, спорте, сфере искусства. Значимые для подростка взрослые родственники, педагоги, «звезды» телеэкрана, миллионеры, ученые — вот объекты для подражания. Знакомство с успешными людьми, просмотр фильмов, чтение книг, личный пример родителя, или старшего друга становятся поводом для размышлений о собственной жизни, о личностных качествах и возможностях.

Автор:

Семенова Наталья Евгеньевна, педагог-психолог