Рояль Веры Лотар-Шевченко переехал в досуговый центр СУНЦ НГУ
История этого инструмента знакома не только фымышатам, но и многим жителям Новосибирска. Изначально рояль принадлежал Алексею Ляпунову – члену-корреспонденту АН СССР, председателю Ученого совета ФМШ. Именно он когда-то настоял на приглашении Веры Лотар-Шевченко в новосибирский Академгородок. Пианистка стала постоянным гостем в доме Ляпунова: она занималась на рояле и давала домашние концерты. После смерти математика инструмент был передан Лотар-Шевченко.
Квартира пианистки была в том же доме, где проживало большинство преподавателей ФМШ. Вслед за своими учителями, Лотар-Шевченко полюбили и ученики. Фымышата приходили к ней на домашние концерты, заодно помогая исполнительнице с домашними делами.
— Я была у нее, наверное, всего раза 3, но все равно хорошо запомнила Веру Августовну. Мы помогали ей с уборкой. Но мы не столько убирали, сколько пили чай вместе с ней. Она ничего особо не рассказывала про свою жизнь. Но я помню, что у нее на журнальном столике лежала статья про фильм «Звезда пленительного счастья». Она была подписана режиссером этого фильма. Одним из персонажей была французская гувернантка, которая уехала за своим мужем в Сибирь. Так вот, этот режиссер писал, что вдохновлялся Верой Августовной. Персонаж, конечно, реальный, но прототипом внешности и характера послужила именно Лотар-Шевченко. К сожалению, она уже не могла играть на рояле сама, но с удовольствием слушала как играем мы. Понятно, что после окончания одной только музыкальной школы мы играли не очень, но она всегда нас хвалила, — вспоминает выпускница ФМШ, доцент кафедры биологии СУНЦ НГУ Лариса Ломова.
После смерти пианистки рояль стал реликвией новосибирской физматшколы. Сама Лотар-Шевченко завещала его ФМШ. Несмотря на его ценность, инструмент никогда не прятали от учеников. Он стал неизменным спутником талантливых ребят. Сначала рояль стоял в общежитии, в специальной комнате для занятий музыкой и другими видами творчества – «Клубе любителей искусств».
Сейчас музыкальный инструмент перенесен в досуговый центр, в котором проходит вся культурная жизнь СУНЦ НГУ. В настоящий момент рояль представляет собой музейный экспонат и является символом традиций и искусства, сохраняющим связь поколений. Отреставрировать его возможно, но тогда придется заменить большую часть инструмента, а это значит, что он потеряет свою историческую ценность. Поэтому было принято решение оставить рояль в исконном, но не рабочем состоянии.