Биофильтры для очистки воздуха и колонизация Титана: ученики Летней школы представили фантастические проекты

В Летней школе СУНЦ НГУ прошел ежегодный конкурс фантастических проектов. Среди идей, которые предложили школьники, — создание системы связи с помощью стратостатов, фильтры с бактериями для очистки дыма из печных труб и колонизация спутника планеты Сатурн.

Конкурс фантастических проектов — мероприятие, которое проходит в Летней школе практически с момента ее основания. Идея конкурса состоит в том, что школьникам предлагается решить некую реальную проблему, используя фантастические средства. При этом авторы проектов в своих фантазиях должны постараться не выходить за рамки научных знаний.

p2019.08.15_1.jpg

В этом году ученики Летней школы представили восемь проектов. Главные проблемы, волнующие детей, — поиск новых источников энергии на Земле и защита окружающей среды.

Никита Кикахин из Приморского края в своем проекте представил станцию с графеновыми конденсаторами, которая могла бы ловить молнии и направлять их энергию в электросети. Авторы других проектов также предложили новые способы использования энергии воды, солнца и ветра, попытались найти необычные способы решения проблем загрязнения окружающей среды и глобального потепления.

Так, Маргарита Архипова из Улан-Удэ по-новому взглянула на решение проблемы выбросов бенз(а)пирена (C20H12) в атмосферу своего города. Девушка разработала биофильтры для печных труб. В состав фильтра входит прослойка из бактерий, способных перерабатывать бенз(а)пирен. Свою идею Маргарита основывает на результатах реальных научных исследований о бактериях, опубликованных в 2015 году. Согласно этим исследованиям, уже известно порядка 30 видов бактерий, действительно способных перерабатывать бенз(а)пирен. В апреле Маргарита Архипова с исследованием содержания вредных примесей в атмосфере Улан-Удэ заняла третье место на школьной секции МНСК. Фантастическому проекту девушки жюри во главе с профессором НГУ доктором технических наук, Евгением Ивановичем Пальчиковым также присудило третье место.

Новосибирский школьник Иван Маслов решил вырастить в океане острова с деревьями из полимерных материалов. Такие растения, согласно проекту, могли бы перерабатывать солнечную энергию и углекислый газ из воздуха. В результате с помощью деревьев человечество смогло бы получить не только кислород, но и новые готовые полимерные детали для производства различных изделий (например, техники или одежды). Основой для таких деталей должен стать углерод, потребляемый полимерными растениями в процессе фотосинтеза. Также плодами растений могут стать капсулы с энергетическим топливом. Собирать и отправлять людям такие плоды будут роботы, работающие на этой же энергии. Выполнить такой грандиозный проект, по мнению школьника, возможно только в будущем, когда человечество сплотится перед лицом глобальной проблемы — загрязнения окружающей среды. Жюри присудило футуристическому проекту второе место.

p2019.08.15_2.jpg

Еще более грандиозный проект по спасению человечества от глобальной катастрофы предложил Федор Ралько из Минска. В будущем, когда жизнь на Земле станет невозможна, он намерен колонизировать спутник Сатурна — Титан. Лететь до нового места жительства людям предстоит на огромном космическом корабле с ядерными реакторами. По пути придется пройти сквозь пояс астероидов. На Титане первым делом нужно будет спастись от холода (температура воздуха на планете -180 градусов по Цельсию) и высокого атмосферного давления. Чтобы выжить в таких нечеловеческих условиях, Федор предлагает строить жилица в виде полусфер особой конструкции. Кислород предполагается получать из воды, которая есть на Титане в замороженном виде, а также добывать на другом спутнике Сатурна — Энцеладе.

Победителем конкурса фантастических проектов стал школьник из Якутска. Девятиклассник Тускул Иванов разработал более дешевый аналог спутниковой системы связи. Школьник предлагает построить новую систему в верхнем слое атмосферы — стратосфере. Для этого предполагается запустить туда стратостаты, которые, объединенные в систему, и будут передавать сигналы связи. Преимущество такой системы Тускул видит в ее стоимости и долгом сроке эксплуатации: в отличие от спутника, который служит пять лет, стратостат в случае поломки можно вернуть на Землю, отремонтировать и отправить работать снова.

Это уже вторая победа школьника из Якутска на конкурсе фантастических проектов в СУНЦ НГУ. Год назад первое место занял его проект солнечной электростанции на Крайнем Севере.

p2019.08.15_3.jpg

Организаторы конкурса отмечают, что история богата примерами того, как, на первый взгляд, фантастические проекты со временем были воплощены в жизнь.

— Несмотря на то, что некоторые идеи, высказанные здесь, кажутся сумасшедшими, они еще могут «выстрелить», пусть и в несколько измененном виде. Самая сумасшедшая идея, которая была высказана на конкурсе фантастических проектов в физматшколе, — проект космической рогатки. Идея состояла в том, чтобы запускать космические корабли с Земли с помощью резинки, натянутой между двумя планетами (Земля при этом находится посередине). Резинку в космосе, конечно, протянуть сложно, но есть гравитационная сила. И только с помощью такой гравитационной «космической рогатки» человечеству удалось достигнуть Юпитера, Сатурна и других дальних планет. Каждый раз, облетая планету, космические аппараты получали удвоенную скорость этой планеты. Резинки, конечно, не было, но законы использовались абсолютно те же, что и в фантастическом проекте, — привел пример Евгений Иванович Пальчиков.

А один из участников конкурса. Иван Маслов, напомнил, что еще несколько десятилетий назад фантастической могла показаться идея устройства, которое можно держать в руке и с его помощью связываться с людьми в любой точке мира. Между тем, сегодня смартфон — одно из самых необходимых устройств для современного человека.

Ежегодная Летняя школа работает в СУНЦ НГУ с 1 по 23 августа. Ее учениками стали 740 старшеклассников из России и зарубежья. Школьники учатся по вузовской системе: проводятся лекции, которые читают ученые, и практические семинары. Каждый день после обеда ребят ждет развлекательная программа: квесты, научные бои, ярмарки, экскурсии в институты СО РАН и демонстрация зрелищных опытов. Успешное окончание Летней школы дает право поступить в СУНЦ НГУ — единственный за Уралом учебно-научный центр для школьников, увлеченных естественными и точными науками.

Фото: Екатерина Иванова