СУНЦ НГУ организовал цикл онлайн-экскурсий по научным институтам для школьников

Этим летом при поддержке новосибирской ФМШ впервые прошли дистанционные экскурсии по институтам Новосибирского научного центра. Увидеть сибирскую науку изнутри и пообщаться с действующими учеными смогли школьники — участники традиционых летних мероприятий, которые проводит СУНЦ НГУ. 

Идея организовать онлайн-экскурсии возникла, когда стало понятно, что традиционные летние мероприятия СУНЦ НГУ в этом году будут проходить дистанционно. Администрация школы обратилась в Музей НГУ, газету «Наука в Сибири» и научные институты с просьбой помочь реализовать новый проект. Институты собрали видеоматериал для экскурсий и выбрали «экскурсоводов» — научных сотрудников, которые расскажут о работе института и ответят на вопросы школьников. Одним из координаторов этого процесса стала начальник Управления по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН Юлия Позднякова – она же выступила в роли экскурсовода на первой и самой популярной, судя по числу участников, экскурсии: по СО РАН и Институту ядерной физики.

— Плюс онлайн-формата в том, что не надо никуда ходить, достаточно просто включить компьютер. Так на мероприятие может попасть намного больше людей. Здорово, что мы вместе с физико-математической школой нашли формат, который позволяет ученикам посмотреть, что происходит в институтах СО РАН, и соприкоснуться с наукой. Изначально ФМШ создавалась Лаврентьевым как кузница кадров и выстраивалась система подготовки исследователей со школьной скамьи, где первым этапом было обучение в ФМШ, вторым — окончание НГУ, третьим — работа в научно исследовательском институте. Мне кажется, очень важно, что даже в период пандемии мы нашли формат, который позволяет сохранить эту преемственность, — считает Юлия Позднякова.

Всего за лето прошло два цикла экскурсий: во время Летней смены олимпиадной подготовки в июле и во время Летней школы в августе. В общей сложности с учеными пообщались порядка 350 школьников. Почти все экскурсии проходили на платформе Google-meet. Экскурсия по НГУ представляла собой небольшой фильм об университете, снятый специально для СУНЦ НГУ.

Ребята узнали об исследованиях, которые проводятся в институтах крупнейшего регионального отделения РАН, В Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера школьники увидели действующий электрон-позитронный коллайдер ВЭПП-2000, один из семи коллайдеров в мире, и установки, позволяющие нагревать плазму очень высоких температур: мощный инжектор нейтралов и электронный ускоритель. Гидами в мире ядерной физики для ребят стали научные сотрудники института к. ф.-м. н. Вячеслав Каминский и к. ф.-м. н. Андрей Шошин

О том, какую роль играет в развитии современных технологий катализ, школьникам рассказал к. х. н., научный сотрудник Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН Юрий Дубинин. Отвечая на вопросы школьников, он отметил, что после поступления в СУНЦ НГУ у них тоже появится возможность стать участниками научных проектов института.

Институт цитологии и генетики специально для школьников снял фильм о “фантастических животных”, с которыми работают ученые: добрых одомашненных лисах, крысах-гипертониках, мышах-аутистах. На все вопросы ребят (например, о том, “как выращивают мини-мозги в пробирке”) отвечала научный сотрудник лаборатории эволюционной генетики ИЦиГ СО РАН, к. б. н. Алиса Серяпина.

Завершился цикл экскурсий виртуальным посещением Центра вирусологии и биотехнологий "Вектор". Школьникам показали фрагменты двух фильмов о центре. На вопросы о работе сибирских вирусологов отвечал к. б. н., старший научный сотрудник "Вектора", преподаватель кафедры естественных наук СУНЦ НГУ Михаил Карташов. Интересовала ребят и вакцина от COVID-19, и особенности работы с опасными вирусами, и то, как сотрудники “Вектора” отдыхают от своей сложной работы.

— Формат, конечно, очень непривычный, нет такой обратной связи, как в жизни. Непривычно сидеть одному в закрытой комнате и разговаривать с экраном монитора. Порадовало, что школьники активно участвовали, задавали вопросы. Хочется, конечно, всех ребят, которые заинтересовались, увидеть уже у нас в СУНЦ, чтобы они прониклись атмосферой университета, кампуса, Академгородка, ведь наш Академгородок — очень атмосферное место. Несмотря на технологии и крутую связь, атмосферу эту можно передать только тогда, когда ребята сами сюда приедут, — поделился Михаил Карташов.

Дирекция Летней школы оценила итоги экскурсий положительно. 

— В этом году перед нами стояла сложная задача: показать сибирскую науку ученикам Летней школы, которые находятся далеко от нас. В офлайн-формате сделать это довольно просто, но как быть, когда все дистанционно? Мы подумали: чем прекрасен и уникален Академгородок? Конечно же тем, что здесь даже школьник может напрямую обратиться к ученому, задать ему вопрос и получить ответ. Эта идея живого общения между детьми и действующими научными сотрудниками и лежит в основе всех онлайн-экскурсий. Да, мы показывали видео (некоторые ролики институты сняли специально для ребят), но самое главное – это диалог. Собственно, из вопросов и ответов по большему счету и состояли экскурсии. И нам очень приятно, что такое общение состоялось и было интересно как детям, так и самим ученым, — говорит директор Летней школы-2020 Иван Иванов.

СУНЦ НГУ благодарит ИЯФ СО РАН, ИЦиГ СО РАН, Институт катализа СО РАН, Музей НГУ, ГНЦ ВБ «Вектор» а также газету «Наука в Сибири» за помощь в организации и проведении экскурсий.

Фото: Никита Дюганов (1-4), Институт катализа СО РАН (5)


Материал подготовил: Алёна Карелина, пресс-служба СУНЦ НГУ