Развитие профильного образования в условиях дистанта обсудили на конференции СУНЦ НГУ
13 декабря в СУНЦ НГУ состоялась ежегодная Всероссийская научно-методическая конференция «Профильное образование и специализированное обучение: современные подходы, модели и практики». Конференция собрала более 85 участников из различных городов России – от Комсомольска-на-Амуре до Калининграда.
В этом году конференция, ставшая уже традиционной, проходила в дистанционном формате.
Цель конференции – взаимодействие и координация усилий по развитию профильного образования между учителями, учеными и представителями органов власти. Основные направления работы конференции – развитие специализированного образования, олимпиадная подготовка, подготовка к ЕГЭ.
На открытии конференции участников поприветствовал и. о. директора СУНЦ НГУ, к. х. н. Алексей Григорьевич Окунев, который выразил надежду на развитие дальнейшего усиления взаимосвязи физматшколы и НГУ.
Выступая на пленарном заседании, декан ММФ НГУ, д.ф.-м.н. профессор РАН Игорь Владимирович Марчук представил участникам конференции общую концепцию развития математического образования в НГУ и обозначил конкретные проекты, успешно реализованные факультетом: развитие инженерной подготовки, создание математического центра и т.д.
Опытом дистанционного проведения Летней школы-2020 поделился ее директор, заведующий кафедрой физики СУНЦ НГУ, к.ф.-м.н. Иван Анатольевич Иванов. Дистанционный формат позволил апробировать новые технологии взаимодействия с учениками (привлечение как широко известных ученых, так и молодых исследователей, увеличение количества групп при сокращении численности ребят в каждой группе и т.д.). Все это помогло сохранить тесный контакт с учениками, заинтересовать их возможностью раннего входа в науку.
Заведующий отделом наставничества и воспитательной работы СУНЦ НГУ к. филос.н., доцент Владимир Валерьевич Петров обратился к результатам социологического мониторинга, который совместно проводят НГУ и Центр социогуманитарных исследований и экспертизы ИФПР СО РАН. В своем выступлении Владимир Валерьевич сфокусировал внимание на механизмах взаимодействия СУНЦ НГУ, НГУ и институтов СО РАН, способных привлекать молодые кадры в сферу науки и образования.
Участники конференции обсудили широкий спектр вопросов, включая общие проблемы развития профильного образования, инженерную подготовку в школе, олимпиадную подготовку естественно-научного и технического направлений, а также общегуманитарную подготовку учащихся специализированных образовательных центров.
В 2020 году одним из самых актуальных на конференции стал вопрос о дистанционном обучении в школе.
Вынужденный переход на онлайн-обучение позволил проводить уроки в комбинированном формате, рассказал в своем выступлении заведующий гуманитарной кафедрой СУНЦ НГУ, к. ист н., профессор Владимир Александрович Миндолин. «Одну из основ урока составлял учительский дискурс, сопровождаемый каждый раз большой, тщательно разработанной презентацией (яркий и подробный видеоряд, ограниченный объем лаконичных текстовых вставок, суммарно представляющих собой как бы краткий конспект урока). Вторая основа – сообщения учеников (четыре-пять сообщений на занятии) с живыми, хорошо подготовленными презентациями. Активное использование чата (реплики учителя и учеников и вопросы по ходу занятия). Еще более активное использование площадки ВКонтакте (задания по анализу текстов, выполненные задания, полезные аудио и- видеофайлы, в том числе подвижные карты, художественные фильмы). Практиковались семинарские занятия, например в 9 классе: «Отечественная война 1812 года глазами современников», «Консерваторы, либералы и радикалы эпохи Александра I» и т.д.», - перечислил основные новшества Владимир Александрович.
Профессор СУНЦ НГУ, д. ф.-м. н. Борис Григорьевич Вайнер выступил с докладом о том, как во время карантина минувшей весной на физико-математическом потоке в школе была организована сдача экзаменов и контрольные. Так, по его словам, при сдаче экзамена учащийся использовал веб-камеру, направленную на него. Ответы и решения демонстрировались на листе бумаги перед объективом. Отсутствие веб-камеры приравнивалось к неявке на экзамен. Контакт с посторонними во время экзамена приравнивался к использованию шпаргалок, а наушники в качестве гарнитуры разрешалось использовать только, когда говорил экзаменатор. В целом же дистанционный формат требует дополнительной разработки мер защиты от тех ухищрений, которые придумывают школьники, не знающие ответов на вопросы, для успешной сдачи экзамена.
Старший преподаватель кафедры химии СУНЦ МГУ им. А. М. Колмогорова Олег Владимирович Колясников в своем выступлении отметили не только проблемы, но и положительные моменты во время пандемии. «Пандемия коронавируса существенно ограничила налаженный процесс преподавания в СУНЦ МГУ рамками дистанционных занятий. Это, с одной стороны, свело до минимума разнообразную дополнительную педагогическую активность, обычно осуществляемую сотрудниками кафедры, с другой стороны, дало возможность реализовать давно откладываемые планы, в частности, план переиздания учебных пособий кафедры», – рассказал Олег Владимирович.
О сетевых проектах, реализуемых при обучении школьников биологии, рассказали доцент кафедры естественных наук СУНЦ НГУ, к. б. н. Елена Николаевна Воронина и преподаватель кафедры, к. б. н. Сергей Евгеньевич Седых.
Также в рамках конференции прошел круглый стол «Организационная культура тьюторского сопровождения потенциальных абитуриентов исследовательских университетов». О своем опыте тьюторской работы в специализированных учебных центрах в условиях дистанта рассказали специалисты из разных городов. Например, воспитатели СУНЦ НГУ Елена Геннадьевна Сергеева и Елизавета Александровна Попова рассказали о плюсах и минусах дистанционного обучения у физматшкольников.
Сборник материалов конференции доступен по ссылке.