«Успевать всё – это загонять себя в тупик»
29 декабря 2021
Образование
Накануне Нового года у всех много дел. Но мы справились и нашли время, чтобы поговорить с директором СУНЦ НГУ Людмилой Андреевной Некрасовой не только о важном. Ведь и у нее когда-то были детские мечты, первая сессия и чай с печеньками в общежитии ФМШ. Ведь даже серьезный взрослый, если уж совсем честно, может себе позволить верить в чудеса. Ведь канун Нового года – в общем-то, подходящее время, чтобы заглянуть в прошлое, найти повод для радости в настоящем и увидеть за окном будущее. Этим и займемся.
В седьмом классе пошла работать учителем
Людмила Андреевна, спасибо, что в этой предновогодней суете согласились на встречу. И первый вопрос такой, про жизнь… Вы работаете директором, часто бываете в командировках, успеваете при этом участвовать в различных конкурсах, вести пары в ФМШ, записывать онлайн-курс, ходить на школьные концерты, появляться в Инстаграм… Я уже не говорю о том, что есть семья и какие-то личные дела. Поэтому вопрос от всех женщин планеты: как вы всё успеваете?
Я же на самом деле не успеваю… Но я научилась спокойно к этому относиться. Мне кажется, ставить себе задачу успевать везде и всё – это заведомо загонять себя и свою жизнь в тупик. Мне очень близок такой рецепт: мы не можем изменить обстоятельства, но можем изменить свое отношение к ним. Я научилась быть к себе терпимее, когда у меня что-то не получается или на что-то не хватает времени.
Если бы нужно было из всех дел выбрать одно-единственное, что бы вы оставили?
Вообще, самое интересное и самое важное – это преподавательская работа. Я очень горжусь, что в этом году взяла группу и преподаю у нас биологию. Для меня это всегда было основным делом в жизни. Я всегда хотела быть учителем, всегда хотела работать с детьми. А все остальное уже как-то на это накладывается. Конечно, я знаю, что есть негласная норма: говорить, что семья важнее всего. На самом деле, семья действительно очень важна, это главная опора в моей жизни. Но в нашей семье у каждого, в том числе у ребенка, есть много своих интересов. И я точно знаю, что семья у нас не становится слабее от того, что у всех есть любимые занятия.
Я правильно понимаю, что в детстве, когда спрашивали, кем вы хотите быть, вы отвечали: «Учителем»?
Да, я сразу знала, что буду учителем. Лет с трех учила плюшевые игрушки, потом подтягивала летом отстающих детей во дворе. Бабушка была директором школы. Я часто проводила там время, когда ждала ее, помогала заполнять какие-то журналы… Когда училась в седьмом классе и в школе не хватало учителей, мне разрешили преподавать в четвертом классе математику. Потом я вела различные кружки, занятия. И как только окончила университет, сразу устроилась на работу в школу.
Мне всегда нравилось учиться и это было как-то естественно. Сейчас обсуждают феномен Lifelong Learning. А мне кажется: «Что тут обсуждать? Мы так и живем». Мне на самом деле везло. У меня всегда были хорошие учителя, хотя я много раз меняла школы. Мне даже сложно кого-то выделить – я очень многим благодарна. И когда приехала в физматшколу, мне тоже встретились отличные учителя.
Как вы, кстати, попали в ФМШ?
Абсолютно случайно. В Летней школе я была одной из тех, кто точно знал, что здесь не останется. До этого я поступила в школу лидеров «Машенька» в Кемеровской области. Там был сложный многоэтапный отбор, и я стала одним из четырех детей, которых отобрали в эту школу. Там готовили учеников для Академии управления в Кемерово и таким образом создавали будущий резерв руководителей в регионе. Мне было очень интересно туда попасть и поэтому в Летнюю школу я ехала, просто чтобы повеселиться перед будущей учебой в Кемерово. Ну а дальше – классика: волшебство – оно есть, и оно здесь. На меня оно точно подействовало, я была околдована и осталась здесь. И не было ни дня, чтобы я об этом пожалела.
Когда я прокручиваю в голове самые удачные моменты в жизни, моменты, когда мне больше всего повезло, номером 1 идут Летняя школа и ФМШ. Именно здесь пришла уверенность, что ты идешь правильным путем.
Вы так замечательно об этом говорите, что сразу захотелось спросить: а свою первую сессию вы помните?
Ну конечно!.. Я на «пятерки» все сдала… Я почувствовала счастье настоящей учебы. То, что мы до этого делали в Анжеро-Судженске – а я там в хорошей школе была, с хорошими учителями, – все это были какие-то полумеры. Здесь меня стали учить правильно, то есть с большим упором на самостоятельный вклад. Мне создали такие условия, в которых учиться можно было только самой. А настоящее удовольствие от учебы наступает, когда ты делаешь это сам: не когда тебе что-то разжевывают и кладут в рот, а когда ты преодолеваешь себя, проживаешь это, растишь это в себе. И тогда результат – твой. Первая сессия – это время, когда впервые ответственность только на тебе, когда только ты отвечаешь за то, как подготовишься. И «пятерки», которые я тогда получила… Сейчас не знаю, все заслуженно или, может быть, где-то авансом поставили… Помню это удовольствие: я так старалась, так трудилась, столько вложила и – вот! Он был очень важен, этот первый вкус самостоятельных результатов. Хорошо помню, как мы отмечали окончание сессии, как купили печенье и чипсы в третьем общежитии (тогда там еще был магазин). Сейчас и «тройки» больше нет, и чипсы я уже не ем, но этот вкус первой самостоятельной учебы до сих пор со мной.
«Это же девочка с «автоматом» по физике!»
В этом году вы вернулись в школу директором. Скажите как руководитель и ФМШонок: что стало другим за прошедшие годы, а что остается неизменным?
Я не то чтобы совсем не бывала в ФМШ после окончания школы. Пять лет после выпуска я работала в Летней школе. Потом, когда только начинался ЕГЭ, меня сюда присылали засланным руководителем пункта ЕГЭ. Но если говорить округленно, то – да – я вернулась сюда через долгий промежуток времени. И вижу, что многое изменилось. Например, было очень приятно видеть, что в общежитиях стало уютнее, удобнее для детей. Помню, когда мы учились, то стирали джинсы мылом в тазике в раковине… Очень острые бытовые неудобства были. Сейчас ФМШатам жить комфортнее. У них есть стиральные машины. У них есть сушильные машины! Есть нормальная мебель… В те голодные годы, когда я училась, все это, конечно, было роскошью.
А в организации учебной деятельности я вижу абсолютно те же подходы, что и раньше. Мне кажется, образовательные традиции физматшколы сохранились, несмотря на время. То есть инфраструктурно мы стараемся расти, а содержательно – держаться корней. И в этом наша сила. Сейчас среди преподавателей работают и мои учителя. Не секрет, что Геннадий Васильевич Федотович – мой преподаватель по физике. Именно он узнал меня, когда в начале этого года я вошла в школу, и сказал: «Я помню! Это же девочка с «автоматом» по физике». Все действительно было так: «автомат» от Геннадия Васильевича – это был для нас аттракцион невиданной щедрости. Григорий Моисеевич Дымшиц вел у меня биологию. И он тоже меня помнит, помнит мою подругу… На самом деле, когда я сюда шла, то не думала, что меня узнают. Ведь такой поток учеников, сколько их прошло за эти годы. И помнить девочку, которая в основном училась, объяснительных не писала… И когда мои преподаватели, мой семинарист по химии Ирина Николаевна Миронова, вспомнили, для меня это было очень приятно. Получается, что все-таки учебная работа, старание – они тоже запоминаются.
Помните фразу «Вот в наши годы…»? В том смысле, что старшее поколение всегда считает, что в чем-то было лучше молодых. Вспоминая себя и глядя на нынешних физматшкольников, как вы считаете: кто же лучше?
Мне проще всех ответить, потому что мы точно не были лучше. Мы же росли в очень сложный период. Это было время учительских забастовок. Советская система образования уже была расшатана. Вообще, образование как ценность подвергалось сомнению. И у нас базовое образование точно не было сильным, мы не были лучше тех, кто учится сейчас.
Но еще, видите, я немного искаженно смотрю на новое поколение детей, потому что всегда работала только в очень хороших школах. После университета меня приняли на работу в 130-й лицей. Давайте признаемся, что это школа с очень сильными традициями, с очень сильными педагогами, с мотивированными детьми и родителями. Я была в хорошем смысле обескуражена тем, как ответственно и серьезно старшеклассники относятся к учебе. Потом я переехала в город и работала в Экономическом лицее. Там повторилась эта же ситуация. Именно там у меня группа сдала ЕГЭ с максимальным результатом за всю мою педагогическую практику. Ребята, у которых я сейчас веду биологию в СУНЦ НГУ, – это просто добрые, открытые, честные люди, которые будут ответственно выбирать, чем заниматься в жизни. И глядя на своего ребенка, на его круг общения, я понимаю, что сама в 10 лет не обладала ни таким кругозором, ни такой осознанностью, ни такой готовностью к самоорганизации, к планированию своей жизни, к умению управлять своим временем. Мне даже кажется, что поколение, которое сейчас в школе, с учетом того, как их родители относятся к образованию и вкладывается в них, оно и должно страну спасти. Я вижу, что они это могут. Они же мыслят по-другому. Это уже граждане мира. У них нет шаблонов, которые были у нас в голове. Нет ложных убеждений, ложных запретов. Они могут выбирать дело по душе.
Поэтому я не вижу повода беспокоиться за новое поколение. Но! У меня очень узкий взгляд. Я не владею полными данными о состоянии образования в стране. Наверное, если мы поедем в тот же Анжеро-Судженск, то можем увидеть там совсем другое. Да, мы знаем, что и у нас в ФМШ учебные навыки вновь поступивших снизились. Да. дистанционное обучение резануло по качеству образования. Но мы видим, что те, кто к нам поступили, очень стараются этот разрыв ликвидировать. Ответственность не позволяет им оставить все как есть. Мы в них верим и им доверяем. Но это такой узкий сегмент…
Учитель делает мир лучше
Так мы незаметно, но неизбежно подошли к теме дистанционного образования. Если итоги дистанса именно такие, нужен ли он вообще школам?
Я считаю, что дистанционное образование нужно оставлять как костыль для ситуаций, когда образование, грубо говоря, не может идти на двух ногах к своему результату. Причин тут масса: заболел, уехал на соревнования, нужно на юбилей к бабушке… Другой вариант: захотелось расширить знания, изучить какой-то курс, а нужного преподавателя близко нет. Мы должны заниматься развитием дистанционного образования как страховочного варианта. Если говорить о дистансе как об основной форме образования, то это не наш путь. И мы это уже увидели. Все потому, что педагог – это не только транслятор знаний. У него есть множество других важных ролей, в их числе – организатор и воспитатель. И выполнять эти роли на расстоянии очень сложно.
Раз уж мы заговорили о роли учителя… Если посмотреть на обычную школу, то создается впечатление, что учителя недовольны своей работой. Даже в медиапространстве видно, что постоянно кто-то на кого-то жалуется, проявляется агрессия… Поэтому такой, наверное, глобальный вопрос: чего же нам всем в школе не хватает? Что мы упускаем?
Отвечу издалека… Когда я работала в 130-м лицее, мы стажировались в английской школе, в Оксфорде. И, знаете, учителя там были категорически недовольны своей работой. На наш вопрос, хватает ли им денег, отвечали: да, однозначно хватает. Когда я спросила их, почему же вы здесь, если работа вас не устраивает, они ответили: это возможность содержать супругу, двоих детей, комфортно жить, путешествовать и так далее. Но они недовольны. И это еще раз убедило меня, что корень и основа удовлетворенности своей работой не напрямую связаны с финансами. Есть что-то другое.
Многие классики педагогики говорят о том, что удовольствие от профессии учителя в полной мере получает только тот, кто понимает суть служения. Не прислуживания, не обслуживания, не услуги. Служение – это умение и способность отдавать свой долг детям, школе, профессии, обществу. Я глубоко убеждена, что мы должны уделять внимание воспитанию педагогов, пока они учатся в вузах. Надо понимать, что педагогика, образование – дело неблагодарное, потому что результат отложенный. Мы часто благодарны нашим учителям, когда нам 40, когда вспоминаем: какая была хорошая учительница! Или как хорошо, что в университете мой научный руководитель Илья Кузьмич Захаров настолько строго проверял все мои документы и черновики, что я до сих пор не делаю лишних пробелов в Word, включаю табуляцию и слежу за тем, чтобы форматирование соответствовало всем стандартам. А тогда я на него безумно злилась. Я говорю о том, что педагог никогда не получит быстрого результата, никогда не увидит на выпуске, насколько результат хорош. Мы вручаем аттестаты, но реально не знаем, хорошо мы детей научили или нет. И потом, когда им будет 30, когда они поведут в школу своих детей, то, возможно, скажут: «А меня в свое время учили по-другому, моя учительница была лучше». Но мы этого не услышим.
И как, скажите, в таком случае получать удовлетворение от профессии? Нам просто надо понять: эта профессия не про благодарность. Но именно эта деятельность позволяет нам наполнить свою жизнь смыслом. Мы, педагоги, не просто проедаем зарплату – мы делаем этот мир лучше. Да, он не благодарит нас за это или благодарит невовремя (или неискренне). Но зато наша профессия дает нам смысл. Мы делаем мир лучше и делаем это очень быстро, в течение буквально одного урока. Я выхожу с пары и понимаю: вот что я сделала сегодня, а значит – я для чего-то нужна. Моя бабушка говорит: «Самое ценное в жизни – это ощущение нужности и востребованности. Все остальное – мишура и шелуха». Мы с этим ощущением живем в наших семьях, с друзьями и в профессии. И мне кажется, что только воспитывая эти установки в будущих преподавателях, мы получим поколение учителей, удовлетворенных своей работой.
Будущее — за окном
Теперь хочу спросить о более приземленном. Что ждет ФМШ в 2022 году? Сейчас мы видим из окон место, где будет стройка нового корпуса. Что мы увидим там через год?
Стройка начнется совсем скоро – зимой 2022 года. К концу нового года из окон мы уже будем видеть стены, а 2023-й будет годом отделочных работ. То есть весь следующий год из окон в профессорской, на лестницах и в аудиториях мы будем видеть, как наше будущее растет у нас на глазах. Будущее будет не где-то далеко, а прямо у нас под окнами. Для меня это будет очень ответственный год. Он станет годом переосмысления. Что мы возьмем с собой в это будущее? Нам предстоит сохранить все лучшее и не потерять волшебство, которое у нас есть. И, конечно, это будет год планирования. Мы будем жить будущим. Мы будем ощущать это время как такой перевалочный год: мы уже не в прошлом, но наше будущее еще не достроено. Конечно, это будет год вопросов. Мы будем спрашивать себя: что дальше? Станет ли лучше? Более просторное помещение – значит ли лучшее? Новое – значит ли лучшее? Это будет год вопросов, поисков ответов… Мне кажется, он пролетит очень быстро, ведь мы будем видеть течение времени по тому, как растет здание.
Значит, начинаем готовиться к встрече такого знакового для нас года. И перед тем, как мы этим займемся, почти последний вопрос: у вас есть новогодние традиции?
В основном мы отмечаем новый год дома, с семьей. У нас принято каждому члену семьи или гостю готовить свое праздничное блюдо к новогоднему столу. При этом важно, чтобы блюдо было необычным или содержало необычный ингредиент. Например, в прошлом году я добавляла грибы в селедку под шубой. Сын у нас тоже в этом участвует. Начинал он с фантазийных бутербродов. Сейчас он увлекается десертами, поэтому в этом году отвечает за торт. В выборе странных ингредиентов мы друг друга не ограничиваем. Поэтому часто получается не особо вкусно, но весело.
Вы верите в чудеса?
Я верю! И я вижу, что чудеса происходят. Но повторюсь: у меня очень узкий взгляд и нет полных данных.
Фото: Алена Цанда
Материал подготовил: Ольга Лошкарева, пресс-служба СУНЦ НГУ
Фотографии: Загрузить
Теги:
Картинка для анонса: Array