Роботы захватили Академгородок: в Точке кипения прошел восьмой Школьный технический форум

24-25 октября в Технопарке прошел ежегодный Школьный технический форум. Более 130 команд из разных городов собрались на площадке в Академгородке, чтобы продемонстрировать свои инженерные умения. Помимо Новосибирска и области (Кольцово, Искитим, Краснообск, Бердск), на соревнования приехали ребята из Кемерова и Барнаула. Всего было 11 номинаций: «Лабиринт», «Сумо колесных и гусеничных роботов», «RoboCupJunior Rescue Line Rules», «Интелгонка» и другие.

Открывал мероприятие ректор НГУ, академик РАН Михаил Федорук:

Прогресс идет семимильными шагами. Уже сейчас увеличились возможности человечества. Искусственный интеллект, нейронные сети, машинное обучение прочно входят в нашу жизнь. В этом году даже Нобелевские премии по химии и физике получили исследования, в которых использовались методы машинного обучения нейронных сетей. Поэтому то, что вы, школьники, тут делаете — это правильно. Я думаю, что из вас получатся достойные граждане и классные ученые, инженеры, исследователи.

Самой яркой и запоминающейся категорией была «RoboCup junior onstage-rules». Это творческая номинация соединяет в себе технический прогресс и традиционное театральное искусство. В эпоху развития искусственного интеллекта люди все больше начинают задумываться о месте роботов в современном мире. Участники этой категории могут смело сказать: машины можно и нужно интегрировать в жизнь. Школьники показали три разных спектакля. Победителями стала команда «Кванты» Областного центра развития творчества детей и юношества,  Детский технопарк «Кванториум», г. Новосибирск. Ребята рассказали китайскую легенду о черном драконе. Именно такой робот стал главной звездой постановки:

Мы рассматривали много историй, которые можно было бы поставить на сцене. Но окончательное решение приняли, что это будет дракон, когда были на «Параде роботов». Там тоже был дракон, только наш получился чуть побольше. Потом мы нашли китайскую легенду. Она нам понравилась, и она была достаточно короткой, чтобы ее можно было уместить в одно представление. Скоро будет год как мы делаем этого дракона. На сборку ушло около 5 месяцев, все остальное время мы программировали и дорабатывали его, — рассказывает участница команды Анастасия Прыткова.

DSC04691.JPG

Каждая секция запомнилась чем-то удивительным. Сумо колесных и гусеничных роботов ежегодно собирает большое количество болельщиков. Азарт захватывает каждого: какой же робот вытолкнет соперника с ринга? Творческие и технические проекты отличались своим разнообразием. Здесь можно было увидеть и подвижные инсталляции из Лего, и управляемую роборуку, и самодельный лазерный тир и многое другое.

Для тех, кто занимается техническим творчеством, очень важно участвовать в подобных мероприятиях. Им необходимо общаться между собой, показывать свои наработки и видеть чужие. Любая научно-техническая среда требует каких-то конференций, семинаров. Мы как раз организуем эту площадку для общения, чтобы ребята заряжались той энергией, которая есть в каждом из них. Главный навык, который приобретают школьники, — оперативно работать. На соревнованиях случаются разные странные ситуации, например, сел аккумулятор или вылетел передатчик. И нужно эту задачу решить очень быстро, в сжатые сроки и при помощи тех средств, которые есть под рукой. Это чисто инженерная задача,  — рассказывает руководитель Лаборатории инженерного конструирования СУНЦ НГУ, главный судья Школьного технического форума Сергей Якушкин.

В рамках Форума также прошла командная олимпиада по программированию на языке Лого на площадке СУНЦ НГУ. Участниками стали 45 школьников 4-7 классов в составе 15 команд. Важный аспект олимпиады – ее задачи: каждый год специально разрабатываются уникальные задания. Авторами выступает кафедра информатики СУНЦ НГУ под руководством Татьяны Тихоновой.

В этом году впервые лучшие участники форума получили приглашение в Летнюю школу СУНЦ НГУ, успешное окончание которой дает право поступить в физматшколу. Приглашения получили 9 ребят из Барнаула, Новосибирска, Кольцово и Краснообска.