«До сих пор отмечаем День рождения класса»

Марина Крайнева – научный сотрудник лаборатории математического моделирования процессов в атмосфере и гидросфере Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, выпускница ММФ НГУ (2012) и СУНЦ НГУ (2005). 19 лет назад поступила в ФМШ, чтобы оказаться среди интересных людей. Сейчас занимается математическим моделированием и каждый год с одноклассниками отмечает День рождения своего класса. Мы поговорили с Мариной о том, как жили и учились физматшкольники «нулевых», и вспомнили приметы того времени, которые сейчас кажутся далеким прошлым (хотя это и не так).

Марина, поскольку о вас еще нет статьи в Википедии, расскажите, откуда вы и как попали в ФМШ.

Мне даже не пришлось сюда приезжать. Я родилась в Академгородке, на Шлюзе. Мы с родителями жили в коммунальной квартире, многие соседи по дому были выпускниками НГУ, а в соседнем подъезде жили участники легендарной команды КВН НГУ. Мне очень нравилось общаться с этими невероятными людьми. И хотя мои родители не имели к университету никакого отношения, с детства казалось, что альтернативы нет – поступать нужно только в НГУ. Идти в физматшколу я тогда вообще не планировала, туда меня затянула подруга. Когда поступила в Летнюю школу, сразу впечатлил Комсотряд. Эти выпускники так ярко влетели в нашу жизнь, что захотелось поступить, окончить ФМШ и тоже попасть в Комсотряд. В Летке было здорово и интересно, хотя порой и сложно. У нас получился какой-то совершенно невероятно дружный класс. Эти ребята сильно отличались от моих прежних одноклассников. Казалось бы, все умные и, значит, должны быть страшными занудами. А они – вообще ни разу. В каждом был шарм. И в Летке, и в ФМШ все жили очень дружно, помогали друг другу, не было никакого негатива. Это очень подкупало после предыдущей школы.

Насколько расширились ваши знания о географии после поступления в ФМШ и знакомства с одноклассниками?

Я узнала, что есть город Томмот! Это в Якутии, оттуда была одноклассница. Были ребята из Братска, Нижневартовска, Бийска, Благовещенска. Комсомольска-на-Амуре, из Казахстана... Помню, захожу в комнату к ребятам с Камчатки, а они сидят и едят из банки ложкой красную икру. Я в ужасе говорю: «Вы что? Это же кощунство!» А они: «Да ладно! У нас еще есть. Родители привезли три банки. Присоединяйся». Мы же привыкли: красная икра – это только на Новый год, на бутерброд, по чуть-чуть. А они ее – как кашу!

Помните свой первый месяц в ФМШ?

Меня сильно интересовала общественная жизнь, была цель как-то запомниться и попасть в Комсотряд. Поэтому учебный год только начался, а мы с соседкой уже репетировали танец ко Дню учителя. И сразу стали культоргами в классе.

Учиться успевали?

Конечно! Была же еще цель не вылететь из школы. Сложнее всего было с математикой. Она оказалась очень далека от школьной: начало матанализа, так мало цифр и так много букв… Нам повезло с семинаристом по математике, Владимиром Николаевиче Власовым. Он понимал, что лекции нам тяжело даются, и устраивал дополнительные занятия. До сих пор у меня к нему очень теплые чувства.

В ФМШ я наконец-то почувствовала, что мне не страшно и приятно на уроках русского языка. Так интересно его преподавали. И никакого давления на учеников. Самые интересные книги из программы по литературе за 11 класс осмысленно и по-взрослому я прочитала именно здесь. И «Мастера и Маргариту», и «Мы» Замятина. Как-то хватило на это времени. Наверное, это потому, что все-таки не из-под палки. Казалось, что преподаватели гуманитарного направления относятся к нам более снисходительно, и эти предметы давались как будто даже легче. Было интересно слушать преподавателей, было интересно откликаться.

Как здорово шутил наш физрук СанСаныч, вы попали в спортивную гуманитарную физико-математическую и химико-биологическую школу с углубленным изучением иностранных языков.

У каждого времени есть свои приметы, свои фишки. Фымышата «нулевых» — они какие?

Мне кажется, фымышата всегда были непритязательными в быту: пришел, спать рухнул, одеялом укрылся. Я не помню, чтобы нас беспокоили какие-то бытовые трудности. Кто-то в начале года делал ремонт в комнатах. Были девчонки, которые постоянно наводили какую-то красоту в комнате. Были мальчишки, которые этим вообще не заморачивались. Телефонов еще толком ни у кого не было. Появлялись первые мобильники. Такие с маленьким черно-белым дисплеем, на которых смски стоили 50 копеек – это было дорого. Ноутбук был один на всю общагу, и он не вызывал особого интереса, потому что все бегали в компьютерный клуб в «семерку». Кино смотрели в «восьмерке», там был небольшой кинозал. В воспетской стоял телефон, по нему звонили домой. Занимали очередь и ждали, когда освободится: желающих было много.

Мы жили как-то по-семейному, по-домашнему. Невозможно забыть эту непередаваемую атмосферу, когда ты идешь из общежития по подземному переходу в учкор. Практически в тапочках бегали. А когда переход один раз затопило, мальчишки нас на руках переносили.

Конечно, еды молодым мозгам не хватало категорически. Поскольку я местная, то после выходных возвращалась из дома с пакетом продуктов. Всегда были с собой лапша «Ролтон», сгущенка, печенье и шпроты. Это закупалось в определенном количестве на всю неделю. Приезжаешь в воскресенье – тебя уже ждут, приходят в гости. Еще в СТЦ были потрясающе вкусные пирожки с картошкой и грибами. Стоили 9 рублей. И на большой перемене стратегически важно было успеть сбегать за этими пирожками, пока идет пара в универе и не пришли студенты. Что интересно, когда мы сами стали студентами, пирожки почему-то перестали казаться такими вкусными.

Год или два после физматшколы я работала дежурным администратором в общежитии. И была возможность обедать в столовой ФМШ. И все казалось таким вкусным! Любимое блюдо, которое до сих пор иногда готовлю дома: борщ с фасолью.

Я же правильно понимаю, что ЕГЭ вы еще не сдавали?

Да, в 2005 году обязательного ЕГЭ еще не было. Но это был первый год, когда помимо выпускных экзаменов за курс СУНЦ (по их итогам можно было поступить в НГУ) физматшкольники сдавали и министерский экзамен для общеобразовательных школ. Это случилось довольно внезапно. Мы готовились только ко внутренним экзаменам, но нас собрал директор школы Александр Александрович Никитин и сказал: «Ребята, нужно сдать министерский экзамен». И оценка за этот экзамен должна была пойти в аттестат. Мы были жутко перепуганы: решали какие-то задачи, не понимали, что нас ждет на этом экзамене…. И вот наступает день Х, мы приходим на экзамен, получаем задание… И я помню свои ощущения: сижу, решаю задачи и ничего понять не могу – такое чувство, будто надо мной издеваются. Экзамен какой-то невыносимо легкий. Я оглядываюсь и вижу своих одноклассников точно с такими же растерянными лицами. Написали, вышли, обсуждаем. У всех ответы сходятся. Потом выясняется, что вся школа написала экзамен как-то невероятно хорошо. До сих пор не знаю, что это было…

Кем стали после школы фымышата «нулевых»?

В наше время было еще не модно поступать в московские университеты. Уже приезжали делегаты из МФТИ и кого-то забирали, но это были единичные случаи. Большинство одноклассников поступали в НГУ. Было, конечно, интересно смотреть, как распределяются наши роли в жизни. Одноклассница прошла на два факультета – на физфак и гумфак. И ей было тяжело выбрать: физфак казался перспективным, но душа лежала к гуманитарным наукам. В итоге она все-таки пошла на гумфак. Остальные в основном выбрали технические специальности. Кого среди нас сейчас только нет!.. Один мальчишка из нашего класса работает в ЦЕРНе, другой стал профессиональным спортивным тренером. Многие уехали за рубеж по программам двойных дипломов. Сейчас несколько человек во Франции, подруга живет в Голландии. У кого-то есть собственное дело, кто-то преподает. Одноклассница, с которой мы были культоргами, получила второе высшее хореографическое образование.

А вы стали ученым.

В середине «нулевых» казалось, что в науке есть перспективы. Тогда уже заработала система грантов и у ученых появились деньги на исследования. И эта работа представлялась такой творческой. В Институт вычислительной математики я попала, когда училась на мехмате. Узнала, что сотрудник ищет себе студентов, и пришла. Мы так хорошо поговорили с моим будущим научным руководителем Еленой Николаевной Голубевой, что я сразу пошла к ней. И о том выборе ни разу не пожалела. Иногда сомневаюсь, достаточно ли у меня усидчивости для такой работы. Но то, чем я занимаюсь, безумно интересно. Мне всегда хотелось видеть какое-то приложение математики, и я не могла его найти, пока училась. А тут оно есть. В нашей лаборатории мы работаем над созданием трехмерной численной модели океана и морского льда. Я работаю с региональной моделью Арктики и Северной Атлантики.

Есть набор уравнений, которые описывают физические процессы в океане. На их основе была создана численная модель, которая воспроизводит разные характеристики – температуру воды, соленость, образование и таяние льда и т.п. С помощью этой модели мы изучаем механизмы влияния друг на друга разных параметров климатической системы: как связана атмосферная циркуляция с циркуляцией в океане, как влияет повышение температуры воздуха на сокращение ледяного покрова в Арктике. В рамках одного из проектов планируется в нашу модель добавить распространение микропластика. Мы изучаем влияние увеличения стока вод из сибирских рек в Арктику. Эти процессы тоже важно понимать, потому что в океан стекает не только пресная вода, но и загрязнения. Многие природные процессы можно рассматривать, визуализировать с помощью модели. Использование численных моделей дает нам возможность решать задачи анализа современного и будущего состояния водных объектов.

Раз уж мы говорим о моделировании… Давайте смоделируем гипотетическую ситуацию: что было бы, если бы в вашей жизни не случилась ФМШ?

Это даже смоделировать невозможно!.. Год, проведенный в физматшколе, — одно из самых ярких воспоминаний. Это невероятный опыт… в приобретении людей. Я до сих пор много общаюсь именно с ребятами, с которыми познакомилась в ФМШ. Более того, мы до сих пор каждый год собираемся на День рождения класса в том или ином составе. Во время пандемии было совсем классно. К нам подключались в зуме даже ребята, которые живут за рубежом. Поэтому я не могу представить, как бы сложилась моя жизнь без физматшколы. Возможно, не будь в моей жизни ФМШ, я бы встретилась с этими же ребятами, поступив в университет. Но мне кажется, что в НГУ подружиться с фымышатами сразу довольно сложно.

Иногда думаю: душу дьяволу бы продать за то, чтобы на денек вернуться в физматшколу. Не на сессию, а в обычный учебный день. Я бы с удовольствием еще раз окунулась в эту атмосферу. Она непередаваемая.

Три дела, которые вы бы сделали в ФМШ.

Полежала бы у себя в комнате с книжкой, потом отправила бы в столовку командира класса, чтобы он притащил поднос с печеньками, сходила бы в гости к кому-нибудь. А еще надо отпраздновать чей-нибудь День рождения с соками, печеньками и. конечно, с гитарой. Традиция ходить друг к другу в гости, с кем-то здороваться, болтать, петь песни под гитару, она потрясающая. Сейчас мы так мало ходим в гости.

Материал подготовил: пресс-служба СУНЦ НГУ