СУНЦ НГУ. Психолого-педагогическая служба

19 апреля 2018

Конфликты: посредничество, решение конфликта, профилактика

Посредник в конфликте
Шаг первый. Сбор информации:
Создать позитивный настрой,  обозначить в чём заключается роль посредника.
Необходимо придерживаться темы, которая относится конфликтной ситуации. Не переключаться на посторонние темы.

Сбор информации: суть конфликта, предмет разногласий, позиции участников, опыт в разрешении конфликтных.
Шаг второй. Прояснение ситуации, поиск решения сотрудничество/компромисс:
Прояснить позиции  и дать положительную оценку разным точкам зрения. 
Спросить о том, какой выход они видят из данной ситуации.
Отметить  точки соприкосновения, в отношении которых существует согласие и совпадение интересов.
Спланировать цель на будущее,  помочь найти другой угол зрения, сориентировать  на действия: что можете сделать  лично вы, чтобы добиться результата  / что мы будем делать?
Шаг третий. Итог:
Подвести итоги встречи, где каждая сторона объясняет, что ей необходимо для достижения соглашения.
Если согласия нет:
Помочь  несогласным участникам раскрыть свои возражения полностью. Отсрочить принятие решения.

Возможные варианты решения

  • Отсрочка;
  • Профилактика;
  • Переориентация мотива;
  • Предотвращение, устранение участника или изъятие  объекта конфликта, дефицита пространства;
  • Урегулирование, достижение согласия переговоры,  смягчение противоречий;
  • Ослабление, истощение ресурсов или потеря мотива и цели;
  • Подавление: установление правил и границ (Антон Макаренко «Метод взрыва»).
Профилактика 
  • Создание доверительной атмосферы между учащимися и воспитателем.
  • Установка как границ и общих правил, так и санкций за их нарушение.
  • Наблюдение (внимания не только на словесные перепалки, но и на неречевое поведение).
  • Открытое общение: обсуждение своих наблюдений, чувств, избегание неясностей (пояснение своих слов, просьб).
  •  Обучение способам решения конфликтов.
Рекомендации для урегулирования
  • Доброжелательное, уважительное отношение.
  • Внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
  • Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.
  • Подчеркивание общности интересов, целей, задач.
  • Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
  • Обращение к фактам.
  • Лаконичность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).
  • Предложение рассмотреть альтернативные решения.
  • Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.
  • Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.

Помните: Ответственность за решение конфликта лежит на его участниках, не на посреднике.

Роль воспитателя/психолога: научить молодых людей новому поведению; помочь им измениться (если они сами этого хотят и готовы меняться).


Теги: