Конфликты: диагностика, картография конфликта

Нужно различать:
Инцидент – единичная конфликтная ситуация (напр. недопонимание, дискуссия, спор, конкуренция и др.).

Конфликт – всегда затрагивает личность, сопровождается негативными эмоциями.

Необходимо:
Собрать данные о конфликте (опрос, наблюдения и др.).
Осторожно, не навредить исследованием.
  • Что послужило поводом возникновения открытого конфликта?
  • Что предшествовало развитию конфликта? (постоянное недоверие; накопленные претензии; частые недопонимания и др.)
Картография конфликта
  1. Участники конфликта.
  2. Позиция участников конфликта ТЫ-Я ( их активность, соотношение сил).
  3. Предмет  разногласий.
  4. Ресурсы  (возможности) и опасения  участников конфликта (что будет, если конфликт не решиться).
  5. Типичные способы решения конфликтов у каждого участника, прошлый их  опыт решения конфликтов.
Способы решения конфликтов
Приспособление – проще согласиться с выводами оппонента, чем пытаться защитить собственную позицию и растрачивать энергию.
Соперничество – люди не желают прийти к взаимопониманию, думая исключительно о собственном благе. 
Избегание – отсутствие реакции на провокации.
Компромисс – каждый участник должен пожертвовать своими принципами ради общего спокойствия.
Сотрудничество – что обе стороны отказываются от обоюдных претензий друг к другу, выбирая альтернативные способы для реализации целей.