Автоматическая блинная печь и калькулятор генов: учащиеся инженерных курсов СУНЦ НГУ представили новые проекты
В Лаборатории инженерного конструирования СУНЦ НГУ прошел дистанционный семинар, на котором учащиеся представили темы своих проектов и рассказали об их реализации. Лучшие проекты весной будут представлены на школьной секции МНСК.
В этом году в СУНЦ НГУ инженерные спецкурсы могут бесплатно посещать ученики любых школ Новосибирска. Такую возможность ребята получили в рамках проекта «Школьное конструкторское бюро», он реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов. Всего в проектных группах работают около 100 старшеклассников из СУНЦ НГУ, гимназий №3, №6, №59, лицеев №12, №130, СОШ №50, №119, №102.
В течение октября ребята знакомились с основными особенностями выбранных инженерных направлений и определялись с темой собственного проекта. После этого прошел дистанционный семинар. На нем учащиеся рассказывали о проектах, которые планируют реализовать, обосновывали свой выбор, предлагали план работы и обсуждали возможные трудности.
Всего в 10 проектных группах старшеклассники представили 57 идей для реализации. Больше всего проектов – в группе «Машинное обучение». Так, ребята планируют создать программы, которые могут распознавать по фотографии человеческие эмоции, «читать» прописные буквы и создавать планировки помещений. Два проекта будут посвящены созданию нейросетей для распознавания дорожных знаков, еще один – это система, способная подсказать наилучший маршрут передвижения по городу для автомобилистов и пешеходов.
Ребята из проектной группы по Web-программированию разрабатывают несколько сайтов с полезным функционалом. Например, это сайт-помощник в тайм-менеджменте, справочный сайт для ученика Летней школы СУНЦ НГУ, онлайн-доска.
Среди идей, возникших у ребят в проектной группе «Матлингвистика», – генератор кратких биографий, бот-корректор, генетический калькулятор (программа, высчитывающая различные комбинации генов и вероятность их проявления у потомства). В группе «Умный дом» учащиеся планируют создать устройство для автоматического наведения телескопа на астрономические объекты, умную копилку и другие изобретения. А участники проектной группы «Мехатроника» представили идею автоматической блинной печи: робота, способного выпекать блины различной формы. В группе «Инженерное моделирование» ребята, в частности, решили создать универсального подводного робота и двигатель, работающий за счет силы песка.
Учащиеся, которые выбрали направление «Биоинформатика, в этом году будут исследовать отдельные гены и полиморфизмы, связанные с различными заболеваниями: например, полиморфизм rs7593557 у пациентов с раком желудка, ген TCF7L2 у родственников больных сахарным диабетом. Еще один проект посвящен значению гена Sr38 для селекции мягкой яровой пшеницы в условиях Западной Сибири. Проекты по биоинформатике выполняются под руководством научных сотрудников Института цитологии и генетики СО РАН.
Завершить работу над проектами во всех группах необходимо весной. После этого ребята смогут представить их на школьной секции МНСК и других профильных конференциях и конкурсах.
– Наша главная задача – научить ребят разрабатывать и реализовывать их первые проекты в инженерной сфере. Знания и практические навыки, которые школьники получают у нас, в дальнейшем помогут им выбрать наиболее интересную для себя инженерную специальность и, уверен, успешно ее освоить, – говорит руководитель Лаборатории инженерного конструирования СУНЦ НГУ Сергей Владимирович Якушкин.
Инженерные классы в СУНЦ НГУ появились в 2016 году. В 2018 году работу инженерного направления поддержал Фонд Президентских грантов. Благодаря этому СУНЦ НГУ смог организовать бесплатные инженерные спецкурсы не только для учащихся физматшколы, но и для других новосибирских школьников. В этом году инженерные спецкурсы проходят при финансовой поддержке Фондом Президентских грантов проекта «Школьное конструкторское бюро». Работа инженерного направления в этом году проводится также при поддержке Новосибирского исследовательского центра компании Huawei.