Николай Яворский: «Мы сделаем все, чтобы интернат в СУНЦ НГУ оставался бесплатным»

В начале июля стало известно, что СУНЦ НГУ получил грант из федерального бюджета в размере 574,1 млн рублей. Значительная часть средств пойдет на расходы по питанию и проживанию учеников. Это позволило отменить родительскую плату за интернатное содержание с нового учебного года. О том, какие еще изменения ждут новосибирскую ФМШ и что будет, когда закончится срок гранта, мы поговорили с директором СУНЦ НГУ д. м.-ф. н. профессором Николаем Ивановичем Яворским.

Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, как и почему российские СУНЦы получили столь важную поддержку из бюджета.

Этот грант выделяется в рамках нацпроекта «Наука» в той его части, которая связана с развитием инфраструктуры. Поэтому все изменения, которые мы сможем реализовать, будут носить в основном инфраструктурный характер.

Само по себе появление таких грантов для СУНЦев – результат активной работы руководства трех университетов: ректора НГУ Михаила Федорука, ректора МГУ Виктора Садовничего, ректора УрФУ Виктора Кокшарова и их команд. Большую роль в поддержке наших физматшкол сыграл первый заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников. Без активного участия его команды это было бы невозможно. Мы получили серьезную поддержку от Аппарата Президента РФ, вице-премьеров российского Правительства Татьяны Голиковой и Ольги Голодец. Большую роль сыграла активная позиция Полпреда Президента РФ в СФО Сергея Меняйло, губернатора Новосибирской области Андрея Травникова и руководства СО РАН, Надо сказать, что на разных этапах реализации этой идеи участвовали и многие наши выпускники, в том числе директор ИЯФ СО РАН Павел Логачев – очень активный участник этого процесса. Иными словами: разносторонняя помощь многих неравнодушных людей, которые понимают ценность физматшкол, помогла появиться в нацпроекте строчке о СУНЦах. Очень важно что все три наших СУНЦа — СУНЦ НГУ, СУНЦ МГУ и СУНЦ УрФУ — выступили как одна команда. Мы шли к этому три года и сегодняшний результат – заслуга большого числа хороших людей. Мы искренне им всем благодарны.

Как уже известно, большая часть средств пойдет на оплату интернатного содержания для учеников. Для многих родителей это стало очень приятным сюрпризом перед началом учебного года. Но остался вопрос: всех ли учеников касается это изменение?

Вопрос об интернатном содержании был для нас самым важным.  У нас был договор об интернатном содержании, где стояла серьезная сумма — 133 тысячи рублей. Теперь там стоит ноль, и мы можем использовать средства федерального бюджета на оплату проживания 500 учеников в год. Более того, мы изменили Положение о СУНЦ НГУ: сейчас в нем записано, что плата за содержание детей в интернате не взимается. Таким образом, мы берем на себя обязательство больше не возвращаться к теме родительской платы за содержание детей даже не смотря на то, что грант получен пока только на три года. Это для нас большая ответственность, и мы понимаем, что впереди еще много работы. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы интернат оставался бесплатным.

Что касается того, всех ли учеников это коснется: с осени этого года платить за интернат не будут граждане России и стран Таможенного союза (Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения).

574,1 млн — это общий размер гранта. 346,98 млн. руб. - расходы на интернатное содержание. На что еще пойдут федеральные средства?

В гранте четко определены показатели, которые мы должны выполнять, чтобы нам предоставляли финансирование. Перед нами стоит восемь основных задач, и интернатное содержание — только одна из них. Мы планируем привлечь средства гранта для приобретения учебно-лабораторного, научного оборудования и ПО. Часть денег пойдет на оплату участия наших учеников во всероссийских и международных олимпиадах, а также на организацию и проведение олимпиад и школьных турниров на базе СУНЦ. Заложены средства на профессиональную переподготовку и повышение квалификации наших педагогов, на печать и публикацию учебных пособий, разработанных с участием преподавателей физматшколы.

В то же время этот грант не предусматривает средств на повышение зарплат профессорско-преподавательского состава. На законодательном уровне наши преподаватели работают по ставкам, установленным для учителей обычных средних школ. И здесь наша задача — добиться появления на федеральном уровне нового норматива для структурных подразделений вузов, чтобы приравнять преподавателей СУНЦев к профессорско-преподавательскому составу университетов.

Появятся ли в физматшколе  новые образовательные программы, в том числе в сфере онлайн-обучения?

Онлайн-образование у нас уже есть, но оно требует серьезного развития. Несколько лет назад мы запустили проект «Открытая ФМШ» по всем нашим дисциплинам. Сейчас эту программу необходимо адаптировать для учеников обычных средних школ. Поэтому перед нами стоит серьезнейшая задача — научить преподавателей школ работать по нашим программам. Мы разрабатываем очные курсы повышения квалификации, которые будут чередоваться с учебой в режиме онлайн. В конце курса преподаватель будет сдавать экзамен. Только так мы сможем передать наш опыт другим педагогам. Такой проект требует серьезных усилий и с нашей стороны, и со стороны самих школ и учителей. Первый курс начнется уже в ноябре и будет проходить в партнерстве с региональным центром «Сириуса»  «Альтаир».

Помимо этого, есть желание перевести в онлайн-режим некоторые образовательные модули Заочной ФМШ. Думаю, это только усилит позиции Заочной школы.

Как повлияет грантовая поддержка на развитие материально-технической базы СУНЦ НГУ?

Ремонт и модернизация помещений СУНЦ НГУ — это отдельная большая тема.  В обновлении нуждаются и общежития, и подвал учебного корпуса, а также столовая — она уже ремонтируется. Надо думать о том, как развивать места для внеклассной работы и кружков. тренажерные залы. И, надо это признать, нам катастрофически не хватает помещений для работы инженерных классов — и над этим мы тоже будем думать.

Изменится ли система отбора учеников в СУНЦ НГУ, ведь очевидно, что отмена платы за интернатное содержание откроет путь в ФМШ детям, которые раньше отсеивались еще на этапе отбора из-за финансового вопроса?

Уже сейчас у нас рекордный за все последние годы набор в Летнюю школу — 740 человека. В следующем году, как мы уже видим, конкуренция будет еще выше. Если конкурс будет усиливаться, повысится и уровень сложности задач на контрольных по итогам Летней школы, будет более тщательный подход к приглашению ребят в Летнюю школу. Поэтому тем, кто захочет к нам поступать, совет один: лучше готовиться. Можно участвовать в олимпиадах по профильным предметам. Для нас самыми статусными являются две олимпиады — Всероссийская и Всесибирская. Также в Летнюю школу принимают призеров и победителей профильных олимпиад из Перечня РСОШ, но здесь  сами ребята должны проявить инициативу: заявить о своем желании приехать к нам и предоставить свое портфолио. Можно пойти учиться в Заочную школу — для нас сейчас это один из лучших инструментов качественного набора.

В этом году в Летней школе мы увеличили количество итоговых контрольных, которые идут в зачет, с двух до трех профильных предметов, один из которых математика. Это тоже связано с более высоким конкурсом.

Сейчас у многих родителей возникает вопрос об отдельном проходной балле для детей, окончивших школы Новосибирска. С чем связано разделение учеников Летней школы при поступлении в СУНЦ НГУ на новосибирцев и жителей регионов и сохранится ли оно в дальнейшем?

Решение об отдельном конкурсе при поступлении в физматшколу для детей из Новосибирска принял Ученый совет НГУ (Протокол №5 (295) от 23.07.2018 г.). Напомню, что изначально ФМШ при НГУ создавалась для поиска и поддержки талантливых детей именно из регионов. Более того, до 1990 года в физматшколу вообще не могли поступить дети из Новосибирска. Сейчас, когда к нам могут поступать все дети, независимо от места жительства, мы сознательно устанавливаем квоту для новосибирцев. Сравните сами: не поступивший в СУНЦ НГУ ученик новосибирской школы вполне может посещать наши подготовительные курсы (многие специально проходят в выходные), а у ребенка из отдаленного села где-нибудь в Забайкалье такая возможность отсутствует полностью. В то же время мы понимаем, что случаи бывают разные. Поэтому каждую проблемную ситуацию при поступлении мы рассматриваем индивидуально. Наш приоритет — поддержка талантливых детей из отдаленных регионов, где сложнее получить качественное образование.

Вопрос, который задают многие пользователи в соцсетях: что будет, когда закончится грант?

Мы получим следующий грант или изменим нормативную базу, поскольку, как я уже сказал, мы берем на себя обязательства — не возвращаться к вопросу о плате за интернатное содержание учеников. Мы понимаем, что поддержка в рамках проекта «Наука» — временное решение. Но мы планируем использовать это время и эти деньги для подготовки к дальнейшему развитию всех российских СУНЦев. У нас есть возможности решить как финансовые, так и нормативные вопросы. И теперь появилось время, чтобы эти возможности реализовать.