«До ФМШ не слышал, что такое коллайдер»

Юрий Анатольевич Роговский – выпускник СУНЦ НГУ (1999) и физфака НГУ (2005). Сотрудник Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН: прошел путь от лаборанта (2002), младшего научного сотрудника (2008) до заведующего лабораторией ВЭПП-2000. Преподаватель кафедры теоретической физики и кафедры физики ускорителей ФФ НГУ.

Мы поговорили с Юрием Анатольевичем о том, как одна случайная встреча может изменить всю жизнь; вспомнили, о чем будущий ученый писал объяснительные, когда учился в физматшколе. И, конечно, попросили у преподавателя НГУ ценного совета для новых учеников ФМШ: что нужно обязательно успеть сделать, пока учишься здесь. Читайте и запоминайте.

Юрий Анатольевич, для начала традиционный вопрос, который задаем каждому выпускнику ФМШ: как вы сюда, вообще, попали?

Я родился и вырос в Кокшетау, это северный Казахстан. Там проучился в средней школе 10 лет, окончил музыкальную школу. Жил себе не тужил, пока случайно не попал на собеседование к преподавателям ФМШ. А все из-за плохой погоды. На дворе январь 1998 года, мороз под -30, электричества нет, отопления – тоже, в школе замерзли батареи… В общем, не учимся. И тут учительница физики меня встречает и говорит: из какой-то физматшколы в Новосибирске к нам в город заехала комиссия. Вообще-то, они в другой город едут. Но дороги закрыты, автобусы не ходят, вот решили тут переждать непогоду, а заодно провести собеседования. Ты, говорит, сходи, посмотри ради интереса. Собеседование проводили в здании детского сада, где тоже размерзлась отопительная система. В помещении около -5 градусов. Холодно, но задачки решаем, на вопросы отвечаем, все сидим в верхней одежде. Потом увидел на бланке с моими ответами надпись: «Настоятельно рекомендуем принять». На этом и разошлись. А в июле пришло приглашение в Летнюю школу. Решил съездить, тоже ради интереса, а родители помогли со сборами.

Что я тогда знал о Новосибирске? Что там есть команда КВН НГУ «В джазе только девушки», значит есть и университет. Еще у меня был сборник задач по физике Оливера Яковлевича Савченко, но тогда я никак не сопоставлял его и физматшколу.

И вот в августе 1998 года я оказался в Летней школе, отучился, хорошо сдал экзамены. Подумал-подумал и остался.

Сплошной набор случайностей. Почему после Летки не захотелось возвращаться домой?

В Летней школе были совершенно чудесные лекции по математике. Очень интересно слушать не о каких-то узконаправленных темах – решение дифференциальных уравнений и т. п., – а о проблемах, которые стоят перед этой наукой сейчас. То же самое с физикой. До ФМШ я никогда не слышал, что такое коллайдер, а здесь узнал. Есть, оказывается, такая установка, в которой происходит столкновение пучков заряженных частиц и рождаются новые частицы. Так, оказывается, исследуют мир на самом маленьком масштабе. В то время в старших классах школы даже ядерной физики толком не было. Что такое атом, протоны, электроны, мы знали в основном из курса химии… И когда тут тебе показывают фотографии Большого адронного коллайдера, ты ощущаешь, что прикоснулся к неизвестному, и хочется идти по этой дороге дальше. И то, что я сдал экзамены в ФМШ, стало лишним подтверждением: у меня получится. Как я ни любил учителей из своей родной школы №1, но решил попробовать учебу в ФМШ, ведь здесь нам преподавали те же сотрудники ИЯФа, Института неорганической химии. А это уже совсем другой уровень образования. Академгородок – это такое яркое, чудесное место. Если попал сюда, уже нет никаких других вариантов. Поэтому все так сложилось: ФМШ, НГУ. ИЯФ.

Было трудно?

Я никогда не гнался за оценками – для меня было важнее узнавать что-то новое. Но школьного запаса знаний в ФМШ хватило на две недели. Первые интенсивы я прошел легко. А дальше – всё: из читального зала библиотеки не вылезал. Да, в начале тяжело. Местами очень, даже закрадываются мысли, что это не твое и пора бы домой. Но это проходит. Если ты сам нарабатываешь себе какую-то базу знаний, дальше становится легче. Поэтому нисколько не сожалею о том, что пока другие ходили на стадион, играли в футбол, я сам ходил в читалку.

То есть информация для новых фымышат: «Надо просто пережить первый месяц».

Да, первый месяц. Даже больше – первую четверть надо пережить, а потом – первую сессию. Ты же бывший школьник, а в ФМШ тебе вдруг говорят: у тебя не новогодние каникулы – у тебя сессия. Что это? Как это? Это надо идти сдавать экзамены? Помню, страх был неудержимый. Перед первым экзаменом в ФМШ, а это была математика, я пол пузырька валерьянки съел. Не понимал, чем мне грозит этот экзамен, как он проходит, был жуткий дискомфорт. Сдал на пять. Вышел с экзамена, думаю: как-то все легко, чего я так волновался? И дальше уже все сессии без валерьянки.

Поэтому, да, где-то нужно перетерпеть, где-то – справиться с волнением. Будет много нового и непонятного в начале. Но не понятно – еще не значит «не мое». Нужно приложить усилия. И только веред – иначе никак.

Но все-таки: как себя мотивировать, чтобы преодолеть трудности и двигаться вперед? Ваш личный опыт.

Я понимал, что раз уж я сюда влез, сам пришел, то домой возвращаться будет стыдно. Поэтому и была одна цель: учиться. Режим был такой: после занятий – читалка, вечером – отдых и чтение. Обед и ужин по графику. Хорошей разрядкой от учебы была физкультура: зимой – лыжи, весной и осенью – бег, тоже помогают переключиться.

Вы учились в ФМШ один год. Что дает подростку год вне дома?

Это школа жизни. Ты учишься жить отдельно, постепенно погружаешься в решение каких-то бытовых вопросов (вроде той же стирки, глажки). Ты становишься самостоятельнее. В плане учебы тебе показывают, как все вокруг многообразно, и прививают навык учиться самому. Мне очень помогли преподаватели физики Сергей Иванович Лежнин и Алексей Викторович Бердюгин, а также преподаватель химии – Светлана Григорьевна Барам. Они не рассказывали, как решать задачи. Они со мной обсуждали то, что я придумал, сделал. И если нужно, подсказывали направление, давали ссылки на литературу. Дальше сам. Никто не ходит за тобой: прочитай, выучи… Есть набор задач на семестр. Решаешь их – продвигаешься дальше. А какие у нас были уроки литературы под руководством Людмилы Викторовны Будневой… Там все было новое, от интерпретации, до индивидуального подхода. Нет, ну вы мне скажите, где вы еще такое найдете?

Много новых друзей появляется за год в ФМШ?

Весь класс, 20 человек. У нас было 20 мальчишек, ни одной девушки. То есть две девушки были – сбежали (перешли в другой класс) после первой четверти. Примерно 12 человек из класса поступили на физфак. Трое моих одноклассников сейчас работают в ИЯФе. Все, кто остался в Академе, – вот они, рядом, в институтах. Не скажу, что мы постоянно все встречаемся, но видимся часто. Раз в год собираемся классом.

После ФМШ вы окончили физфак и с тех пор уже почти 20 лет работаете в ИЯФе. То есть вы – наглядный пример системы подготовки научных кадров со школьной скамьи, которую закладывал академик Лаврентьев. При этом конец 1990-х – это не то время, когда молодые люди мечтали о карьере в науке. Как объяснить ваш карьерный путь?

Это не поддается объяснению. Просто нам, ученым, интересно работать. Мы не видим себя в другом качестве. Когда-то у меня была мечта – стать хирургом. Физматшкола и университет показали мне, насколько интересна физика. И я ее полюбил.

Для меня огромное удовольствие – познавать еще неизвестное. Например, на нашем коллайдере в 2013 году я измерял длину пучка. Просто специализированный прибор, принцип работы которого придуман в ИЯФе. Но прибор надо было модифицировать под наши условия, под более короткий пучок. Ты видишь, как твой пучок удлиняется, удлиняется с ростом тока. И все это описывается формулой… А потом – раз! – и происходит необъяснимое явление. Это позже мы узнали, что это турбулентное удлинение пучка – проявление микроволновой неустойчивости. По всем прогнозам, такого быть не должно. Но ты видишь, что это получилось. Ты перепроверяешь результаты и испытываешь глобальное удовольствие: ты только что своими глазами увидел что-то новое, смог это объяснить и еще кому-то рассказать.

Поэтому совет всем фымышатам: когда вы поступаете в физматшколу, не ограничивайте себя рамками одного-двух предметов. Учитесь, получайте разные знания. Будьте готовы встретить что-то, что вас покорит, перевернет ваше мировоззрение. И однажды вы скажете: хочу быть не выдающимся химиком, а информатиком… или физиком… Или все будет наоборот.

Наука – это круто?

Ну да. Тут у тебя возможностей вагон. Где-то ты можешь быть суперводителем, но дальше вождения машины тебе никуда не уйти. А здесь мало того, что интересно, еще и миллион дорог. У каждого может быть своя причина работать в науке. Мне вот жутко интересно. Это творческая, интересная работа, за которую платят деньги.

Как проходит обычный рабочий день физика-ускорительщика?

У кого-то утро начинается с кофе, а у меня – с прогулки с любимой собакой, ирландским сеттером, по лесным тропинкам за новым корпусом НГУ. Это дает заряд энергии на весь день. Дальше пешком на работу. Первым делом заходишь на установку в пультовую (туда ноги сами несут) и интересуешься у коллег из ночной смены, как дела, что нового. Желаешь им хорошего отдыха и идешь в кабинет. Один-два раза в неделю смена есть и у меня, тогда я остаюсь в пультовой управлять работой установки, поддерживать интенсивность столкновения сгустков и настраивать оптимальные режимы. Если смены нет, то за рабочим столом успеваю прочесть интересную статью, обсудить с коллегами полученные на прошлой неделе результаты или заняться моделированием явлений. Несколько раз в год увлечен написание статьи, по которой как обычно поджимают сроки сдачи. Пару раз в неделю прихожу в НГУ читать лекции или заниматься с ребятами на семинаре. После обеда не могу удержаться и заглядываю в пультовую, где коллеги работают на установке. Время пролетает незаметно, и вот на часах 19:00, пора домой.

Что нужно обязательно сделать, пока учишься в ФМШ?

У меня регулярно были вызовы к ночному воспитателю, потому что свет допоздна включен. Поэтому ответ: написать объяснительную о том, почему читаешь по ночам.

А если серьезно. обязательно нужно сходить на экскурсии в институты и университет. Это поможет расширить кругозор и выбрать дальнейшее направление после ФМШ. Много читать и много смотреть. Есть читальные залы, есть интернет, есть потрясающие видеоролики. Не бояться задавать преподавателям вопросы – самые глупые, самые дурацкие. Я сам как преподаватель знаю: если у студентов есть вопросы, надо им помогать, надо отвечать. Это же не праздное любопытство. И большинство преподавателей так же думают. Нам хочется передать свои знания. Поэтому не надо стесняться – тут все зависит только от вас. Хотите получить знания, нужно всеми силами это делать.

Не сиди на месте – крути головой во все стороны, не теряй минуты, старайся изучить новое, вот главный принцип для фымышонка.

Фото: пресс-служба ИЯФ СО РАН

Другие интервью с выпускниками СУНЦ НГУ читайте здесь

Материал подготовил: пресс-служба СУНЦ НГУ