Психологические особенности взаимодействия родителей с подростками

Родитель, пытающийся изменить своего

ребенка, не начиная с себя, не просто

напрасно теряет время, но очень

жестоко рискует.

Владимир Леви

Подростковый возраст часто называют переходным, трудным и даже кризисным. Основная причина — это физиологическая перестройка организма, что влечет за собой и психологические изменения во взаимодействии с окружающими людьми. В первую очередь, это замечается близкими, ведь взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные и смысловые ориентиры. Давайте рассмотрим, какие психологические изменения происходят в этот период, с учетом того, что ваш ребенок не только переживает этот сложный возраст, но и большую часть времени проводит в условиях интернатного обучения СУНЦ НГУ.

Очевидно, что у вашего ребенка растет уровень самостоятельности. Поэтому не пытайтесь сохранить тот уровень контроля, который был дома. К подростковому возрасту дети в принципе многое могут контролировать сами, и поэтому больше внимания стоит уделить формированию чувства ответственности, а не тотальному контролю. Трудность с ответственностью, как правило, заключается в том, что подросток стремится к ней только там, где она выгодна. Ваша задача научиться делиться ответственностью и в других, не очень выгодных областях. Для этого необходимо давать понять, что события, происходящие в его жизни и в жизни вашей семьи, имеют причинно-следственные связи не только благодаря Вам или по вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря его действиям.

У подростка повышается чувствительность к критике, самооценка становится более критичной. Новые условия обучения в СУНЦ НГУ предполагают более высокий уровень требований, и не всегда такой переход дается легко. Помогайте ребёнку правильно сформулировать и сделать конкретные шаги к его целям. Это очень важно для самоопределения. Кроме того, в подростковом возрасте цели могут быть глобальны, а возможности не очень. Чтобы поверить в свои силы, подростку необходимо помочь разработать адекватную стратегию достижения, причем ваша роль именно помощника, ну и конечно, хорошо бы на данном этапе поделиться своим личным опытом.

Еще один важный момент - это отношение к своим ошибкам и неудачам. Всем известное выражение: «не ошибается только тот, кто ничего не делает» поможет воспринимать то, что не получилось, не как трагедию, а как опыт. Конечно, не самый приятный, но именно его анализ поможет изменить ситуацию. Желательно, чтобы «разбор полетов» был основан не только на ситуациях, в которых побывал подросток, а гораздо эффективнее будет, если вы поделитесь своими падениями и взлетами, или приведете примеры из жизни значимых для подростка людей.

Важно помнить, что общение для подростка — это не только помощь в принятии решения и получение новых знаний, это и способ эмоциональной поддержки. Чтобы разговор стал источником положительной энергии, важно учитывать следующие моменты: первое - выбирать время для беседы. Иногда можно поговорить, заехав на пять минут, а иногда ребенок может быть не готов. Например, устал, чем-то обижен или расстроен. Тогда нет желания что-то обсуждать, даже если это было запланировано, важно дать ему время «переварить» свое состояние и только потом начать разговаривать. Причем данная рекомендация относится и к родителям, ведь вы тоже можете быть не в ресурсе. Поэтому прислушивайтесь к себе и спрашивайте у ребенка, готов ли он сейчас говорить. Второе - подросток должен понимать, зачем нужен разговор. Поэтому, если нет запроса от самого ребенка, можно начать с себя. Откровенно сказать что вас тревожит, предложить план действий, и, конечно, поинтересоваться его мнением на этот счет. То есть, важно чтобы подросток не чувствовал себя как на допросе, а такое часто случается, если кто-то из добрых побуждений начинает очень активно интересоваться твоей жизнью, и пытаться завести беседу.

Помните, что при обучении в новых условиях СУНЦ НГУ, взаимодействие с близкими для вашего ребенка очень важно. Подростку необходимы ваше внимание, тепло, забота, понимание и доверие.

Автор:

Попов Юрий Александрович, педагог-психолог