Аутодеструктивное поведение подростков

Именно в подростковом возрасте происходят физиологические изменения, в том числе и на гормональном уровне, которые влияют на психологическое развитие. Новая информация, новые вещи, ранее недоступные увлечения, новые люди — всё это помогает подростку выстроить свою систему ценностей, расставить приоритеты, обозначить свои границы. В то же время подросток сталкивается с новыми трудностями, и если раньше он находился под защитой и опекой родителей, то теперь он считает себя достаточно взрослым, пытается принимать решения самостоятельно. Период взросления нередко сопровождается частой сменой настроения, нестабильной самооценкой, тревожностью и сомнениями. Во время учебы в СУНЦ НГУ и проживания подростков в общежитии, тьюторы, педагоги-психологи, преподаватели стараются создать для учащихся комфортные условия, обращают внимание не только на успехи в учёбе, но и на эмоциональное состояние. При этом родители, в большинстве случаев, остаются для наших учеников самыми близкими людьми: они знают своих детей, свойственные им черты и поведение. Поэтому выстраивание доверительных отношений между родителями и ребёнком помогает узнать то, чем он живёт, что его тревожит, как он себя чувствует.

Современные подростки много времени проводят в сети Интернет, где кроме полезных рекомендаций и научной информации присутствует очень много псевдонаучных данных и вредных рекомендаций. При этом подростки пока не обладают достаточным количеством знаний и опыта, чтобы отделить одну информацию от другой, не всегда получается решать волнующие их вопросы и находить выход из трудных ситуаций безболезненным и безопасным для себя способом. Таким образом, один из факторов риска аутодеструктивного поведения — это отсутствие реальных социальных контактов, чувство одиночества, сепарация от родителей и "зависание" в соцсетях и компьютерных играх.

Ещё один фактор риска – переполнение отрицательными эмоциями, которые могут возникнуть из-за внутренних переживаний, отношений со сверстниками, лицами противоположного пола, трудностями в учебе, финансовыми проблемами, отношениями внутри семьи и проблемами физического и психического здоровья, страхами перед ГИА и  ЕГЭ. 

Например, подросток может начать заедать свои переживания или наоборот, прибегнуть к вредной и опасной диете с целью понравиться окружающим.  На самом деле, ограничение в пище не помогает справиться с ситуацией, а лишь усугубляет проблемы и отрицательно влияет на здоровье и психику. Бывает, что нарушение пищевого поведения является первым предвестником   депрессивных состояний,  и спустя некоторое время у подростка появляются  вялость, апатия, эмоциональная нестабильность,  отказ от каких-либо развлечений и снижение успеваемости, проблемы со сном, социальная изоляция.

Также хочется обратить внимание родителей на важную и чувственную тему - первая влюбленность.  Именно в этот период подростки могут испытывать трудности во взаимоотношениях, ведь все происходящее может восприниматься ими остро и болезненно.  Многие подростки скрывают от родителей свои отношения из-за страхов обесценивания и непонимания.  Взрослым важно понимать, что нельзя обесценивать чувства и принижать ситуацию, такое отношение может вызвать реакцию агрессии или подросток полностью закроется от вас. Помните, со своей стороны вы всегда можете поделиться опытом выявления и преодолевания сложностей, связанных с любовными взаимоотношениями. В это время очень важно общаться с ребенком, не бояться проявлять свою любовь, заботу и поддержку.

Если подросток не находит возможность выплеснуть эмоции социально приемлемым способом, то может прибегнуть к лёгким и быстрым формам снятия стресса и напряжения посредством селфхарма (порезов на теле), алкоголя, курения, употребления энергетиков, наркотиков.

Невозможно заранее предсказать склонен ли подросток к аутодеструктивному поведению или нет - решения и действия молодых людей часто носят спонтанный характер и могут быть как следствием накопленных разочарований, так и реакцией на одну конкретную ситуацию, которой зачастую родители и близкие люди не предают значения.

Сигналы, которые могут свидетельствовать о возможности проявлений аутодеструктивного поведения

  • недостаток сна, или повышенная сонливость;

  • нарушение аппетита;

  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;

  • склонность к быстрой перемене настроения;

  • снижение мотивации, безответственное отношение к учёбе;

  • усиление чувства тревоги, печальное настроение;

  • признаки постоянной усталости, упадок сил, потеря свойственной ребёнку энергии;

  • неряшливый внешний вид;

  • усиление жалоб на физическое недомогание;

  • отдаление от семьи и друзей;

  • излишний риск в поступках;

  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;

  • несвойственные ранее проявления чувств и признания в любви, вопросы по типу: «А что бы ты делал, если бы меня не стало?»;

  • стремление завершить свои дела, отдать все долги, раздарить свои вещи;

  • открытые заявления: "Ненавижу жизнь", "Не могу больше этого выносить", "Жить не хочется", "Никому я не нужен", «Пора положить всему конец», «Когда все это кончится», «Так жить невозможно».

Если вы заметили у своего ребенка изменения в поведении и хотя бы несколько из этих признаков, и это длится уже больше недели, то это повод серьезно задуматься о его психоэмоциональном состоянии. Для начала лучше поговорить с тьюторами, психологами, друзьями вашего ребенка и узнать их мнение.

Для ребёнка важно:

  • умение родителей выслушать, принять позицию их сына/дочери без оценки и осуждения.  Следует избегать таких фраз, как: "Да какие у тебя могут быть проблемы со здоровьем, ты молод?", "Нашёл повод для переживания", "Это всё мелочи, не обращай внимания" и т. д.

  • проявления обеспокоенности и внимания родителей к тому, о чём ребёнок рассказывает.

Своевременная поддержка и внимание являются одними из ключевых факторов снижения вероятности проявления аутодеструктивного поведения. Поэтому мы приглашаем родителей наших обучающихся к сотрудничеству для выявления рисков аутодеструктивного поведения. Поможем найти сильные стороны и точки роста для Вашего ребёнка.

Педагоги-психологи: Шубина Светлана Сергеевна, Власов Антон Владимирович.

Контакты и расписание сотрудников ППС СУНЦ НГУ можно найти на сайте школы (https://sesc.nsu.ru/psychological-service/)