Геннадий Фридман |
![]() |
16.10.2015 11:20 | ||||||||||||||||
ЗФМШ. НАЧАЛО.А начиналось все здорово. Академгородок первой половины шестидесятых бурлил и фонтанировал идеями, на исходе хрущевской оттепели можно было упиваться свободой во множестве ее проявлений. В частности, это проявлялось и в том, что если кто-то начинал что-то разумное делать и у него получалось, то ему и дозволялось это делать, без оглядки на чины и звания. Именно в это время возникли клуб «Под интегралом», театр в Доме ученых, Летние школы и ФМШ, а несколько позже – ЗФМШ. И все это могло возникнуть только в те благословенные времена.
Известна история создания ФМШ, когда выдающиеся ученые, не жалея сил и времени, на общественных началах построили замечательное учебное заведение, прекрасно функционирующее и поныне. Вскоре на эту стезю вступили и их юные ученики. Нам определенно повезло. В 1964 году, когда состоялся первый выпуск ФМШ, должна была проходить 3-я ЛФМШ. И вдруг выяснилось, что не хватает преподавателей. Я помню первую Летнюю школу – ученые прямо-таки локтями толкались, чтобы пообщаться с «вундеркиндами». А к третьей Летней школе энтузиазм поутих.
Всесибирской олимпиады, а затем участвуя в бригадах по проведению областных туров. Довольно забавно, но я был назначен «руководителем бригады СО АН СССР по проведению областного тура Всесибирской олимпиады по математике, физике и химии в Тюменской области». А в бригаде у меня (формально – первокурсника) было два кандидата наук: Лев Васильевич Баев – математик, с которым мы и сейчас с удовольствием встречаемся, и Люда Рудась – химик. И никого это особенно не удивляло и не задевало. Таковы тогда были нравы в Академгородке. А в следующем году случилось еще одно замечательное событие. В комсомольском лагере «Орленок» на Черном море решили устроить экспериментальную смену: половина ребят – секретари школьных комсомольских организаций, а другая половина – победители олимпиад. Но тогда потребовались специалисты, и от НГУ отправили меня и физика Володю Харитонова – он много лет работает в ФМШ. А закончили мы тогда первый курс. Орленок – это было здорово и незабываемо. А вот когда мы возвращались назад, мой новый товарищ, второкурсник МГУ Марк Дубсон привел меня на мехмат, а там как раз комплектовали для рассылки первые задания Гельфандовской ЗМШ. Идея меня восхитила, и я тут же сказал, что мы тоже сделаем заочную школу, но физико-математическую. А в Академгородке шла Летняя школа.
И тут в нашем деле появился новый фигурант. Осенью по дороге в Институт математики меня встретил молодой круглый человек и сказал:
И Саше удалось этого директора убедить в том, что наша ЗФМШ почти то же самое, и мы стали отделением городской Заочной школы, а Саша Рубинов занял должность директора отделения – все-таки нужен был взрослый человек. Нам была выделена ставка методиста, деньги на почтовые расходы и на приобретение методических материалов (мы даже несколько выпусков брошюр Гельфандовской ЗМШ купили). Руководство ФМШ выделило нам небольшую комнату, и с этого времени ЗФМШ обрела официальный статус. Позднее А.Рубинов передал директорство своему защитившемуся аспиранту Курбану Шапиевичу Шапиеву. К тому времени методические задания ЗФМШ стали печататься на ротапринте НГУ.
То есть получилась самовоспроизводящаяся система. Прошло несколько лет, и на заседании Президиума СО АН СССР заслушивался отчет Комитета по проведению олимпиад. И тут вдруг ректор НГУ академик С.Т.Беляев говорит, что олимпиады и ФМШ, конечно, важны, но еще важнее Заочная школа, так как именно она дотягивается до самой глубинки, а ее выпускники дорастают до возможности поступать в университет. Тогда встал студент Г.Фридман, член Оргбюро, и сказал, что со своим ректором полностью согласен, но вот проректор НГУ запретил печатать задания, и ЗФМШ уже третий месяц практически не работает (хорошим манерам нас не успели научить). Академики хохотали, а Спартак Тимофеевич велел мне завтра утром быть у него в кабинете со всеми заданиями, и я уж постарался поставить тиражи на три года вперед.
А осенью 2010 года мы отпраздновали 45-летие первой в мире ЗФМШ. Это уже давно многопрофильная школа, а экономисты и вовсе выделились в отдельную ЗЭШ. Заочная школа правильно формализована как часть СУНЦ НГУ, а ее директор является заместителем директора СУНЦ. И продолжает Заочная школа сеять разумное, доброе, вечное. |